Россия
В статье рассматриваются наиболее актуальные вопросы развития российско-эфиопских дипломатических отношений с момента их заключения в 1898 г. по настоящее время. За этот период в российско-эфиопских отношениях сменилось несколько этапов: от роста заинтересованности в развитии дипломатических отношений, до фактического прекращения дипломатических контактов после революции в России. Однако уже в советский период двусторонние отношения получили наиболее мощный импульс к развитию, а установившийся в Эфиопии с 1974 г. режим Менгисту Хайле Мариама проводил дружественный к СССР политический курс. Следующий период снижения дипломатической активности в отношениях двух стран выпал на 1990 г., что было вызвано дезинтеграцией СССР. Сегодня в канун 125-летия установления дипломатических отношений России с Эфиопией необходимо отметить увеличение интенсивности дипломатической активности двух стран, повышение интереса к России в Эфиопии.
Россия, Эфиопия, развитие дипломатических отношений, визит министра иностранных дел России С.В. Лаврова в Эфиопию
Исторически так сложилось, что Эфиопия стала одной из первых стран на африканском континенте, с которой у России были установлены дипломатические отношения. Во-многом, это определялось тем фактором, что к концу 19 в. в Африке практически не осталось независимых государств, способных проводить самостоятельную политику и противостоять устремлениям европейских колонизаторов. Другим фактором стала экономическая заинтересованность Российской империи в создании угольных станций на побережье Красного моря, что с открытием Суэцкого канала в 1869 г. открывало перспективы судоходства из Средиземного моря в Индийский океан. Немаловажную роль в развитии дипломатических связей двух стран сыграл и конфессиональный фактор, а именно принадлежность амхара к христианству монофизитского вероисповедания в своих основных догматах далекого и от католицизма и от протестантизма. Большой интерес к Эфиопии проявляли и русские промышленники и купцы, что получило отражение в организованной на частные средства неудавшейся экспедиции в Эфиопию русского казачьего атамана Н.И. Ашинова [6]. Однако первые культурные контакты России и Эфиопии принято относить к XVII в., когда появилась заинтересованность российской стороны к установлению дипломатических контактов, но из-за удаленности Красноморского региона тогда становление торговых и дипломатических отношений так и не состоялось [4]. Долгое время основным источником сведений об Эфиопии оставались русские купцы и монахи, оставившие целый ряд описаний «христианской Абиссинии».
В последующие годы заинтересованность российских правящих кругов в установлении дипломатических отношений с Эфиопией проявилась в организации целого ряда научных экспедиций в страну под руководством В.Ф. Машкова, А.К. Булатовича, Н.С. Леонтьева и др., а также миссии Российского общества Красного Креста для оказания помощи гражданскому населению Эфиопии, пострадавшему от итальянских колонизаторов в период итало-эфиопской войны 1895 г. [1, 2]. Эти события привели к возникновению заметного интереса со стороны российской общественности в отношении Эфиопии [3]. Впоследствии это привело к заключению дипломатических отношений Российской империи с Эфиопией в 1898 г. А в 1902 г. в Эфиопии было открыто постоянное дипломатическое представительство Российской империи, возглавлял которое российский министр-резидент К.Н. Лишин [5, c.174].
Дипломатическая линия Российской империи в отношении Эфиопии в 1898-1917 гг. была направлена на сохранение независимости этой африканской страны, помощь эфиопскому народу в освоении природных богатств региона, чему способствовали направлявшиеся в страну российские геологические экспедиции [5, c. 175]. Именно антиколониальная направленность политики Российской империи стала важным фактором для развития отношений России с Эфиопией [7]. Дружественному фону двухсторонних отношений способствовала и работа Русского госпиталя в Аддис-Абебе. оказавшего помощь тысячам подданных эфиопского императора Менелика II.
Российско-эфиопские отношения оказались прерваны после Революции 1917 г. в России, однако уже в 1935-1936 гг. СССР стал единственной страной открыто осудившей начало итальянской агрессии в отношении Эфиопии. В 1940-1950 гг. отношения двух стран начали восстанавливаться. Период же интенсификации советско-эфиопских отношений пришелся на приход к власти в стране Менгисту Хайле Мариама, заявившего о своей приверженности к социализму, когда в 1974 г. в Эфиопии в результате государственного переворота пала монархия [8]. Смена политического вектора в Эфиопии привела к тому, что СССР ранее поддерживавший сомалийского лидера Мохаммеда Сиада Барре проявил заинтересованность к интенсификации отношений с Аддис-Абебой. В свою очередь, это привело к ухудшению отношений с Сомали, которая стала объектом американского влияния. В этот период СССР оказывал Эфиопии помощь в поставках вооружений, так как последняя подверглась нападению со стороны Сомали и началась кровопролитная война за Огаден. Именно помощь Советского Союза позволила Эфиопии противостоять нападению соседей, что еще больше укрепило доверие в рамках советско-эфиопских отношений.
Богатые традиции и немалый потенциал в развитии дружественных отношений России с Эфиопией и сегодня является прочной основой для развития взаимовыгодного сотрудничества двух стран. Вспомнить об этом необходимо и в свете недавнего визита министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова в Эфиопию, в ходе которого были намечены наиболее актуальные и перспективные направления развития отношений двух стран в области торговли, научного сотрудничества. Состоялись переговоры российского министра иностранных дел с президентом Эфиопии Сехле-Ворк Зевде и главой МИД Эфиопии Демеке Меконненом. Обсуждались возможности дальнейшего двухстороннего сотрудничества стран в области энергетики, сельского хозяйства, добычи полезных ископаемых. Необходимо отметить, что визит министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова проходил в очень дружественной обстановке, а его результатом стала интенсификация экономических и политических отношений двух стран.
В современных условиях роста санкционного давления со стороны коллективного Запада Эфиопия, как и целый ряд стран африканского континента, выступает с дружественных и партнерских позиций в отношении России, отвергает одностороннюю и несправедливую санкционную политику, которую использует Запад для продвижения своих собственных интересов. В этом смысле позиции России и Эфиопии совпадают – необходимо строить многополярный мир с учетом интересов всех заинтересованных независимых игроков, поддерживать авторитет Организации Объединенных Наций в противовес силовому диктату коллективного Запада. Эфиопия вошла в число африканских стран, осудивших введение антироссийских санкций. Сегодня страна является одним из лидеров африканского континента, играет все большую роль в Африканском Союзе и других международных организациях, активно участвует в разрешении конфликтов в Африке.
Также следует отметить, что Эфиопия относится к числу стран, вызывающих наибольший интерес у российских компаний, таких как «Росатом», «РЖД», «Лукойл» и мн. др. Существуют потенциальные возможности к сотрудничеству в области поставок в страну российской автомобильной продукции, станков и оборудования. Немаловажную роль играют и поставки российских медикаментов в Эфиопию, что особенно актуально в условиях пандемии COVID-19.
Единство подходов в области международного сотрудничества России и Эфиопии обуславливается и тем обстоятельством, что именно наша страна в советский период сыграла огромную роль в процессах деколонизации на африканском континенте, исходя их принципов уважения прав человека и равенства всех рас, признания необходимости борьбы с любыми формами дискриминации. Внешняя политика СССР в отношении Эфиопии строилась на основе оказания материально-технической помощи этой африканской стране в построении социализма, строительстве технической инфраструктуры, дорог, а также отражения возможной агрессии со стороны капиталистических держав. В то же время следует отметить, что политика СССР во многом строилась на основе идеологических постулатов КПСС, в ней преобладала политическая заинтересованность в сохранении в стране социалистического вектора развития, что было необходимо в условиях острого противоборства с США и их союзниками в условиях «холодной войны». В этом смысле политический вектор преобладал над экономическими факторами сотрудничества двух стран. Сегодня идеологический фактор уступил место экономической и политической заинтересованности двух стран в развитии международных отношений.
Современная российская политика в отношении Эфиопии строится на уважении прав человека, осознании необходимости развития партнерских отношений, оказании помощи в области научных проектов и преодоления последствий пандемии COVID-19. Еще одной традиционной формой сотрудничества России с Эфиопией является развитие образовательных связей – десятки эфиопских студентов учатся сегодня в России, как и более 100 лет назад, когда первые эфиопские студенты появились в Российской империи. Потенциал международных отношений России и Эфиопии сегодня крайне велик, что позволяет надеяться на интенсификацию дипломатических и экономических связей двух стран. Дружеские и партнерские отношения Эфиопии и России проверены 125-летней историей с момента их установления и продолжат свое развитие. Уже в следующем 2023 г. площадкой для их укрепления станет Международный Форум «Россия-Африка», проведение которого запланировано в Санкт-Петербурге.
1. Агуреев С.А. История географического изучения Эфиопии членами Императорского Русского Географического Общества в конце XIX-начале XX в. (научно-методическое издание). - М., «У Никитских ворот». 2010. 112 с.
2. Агуреев С.А. Деятельность Российского Общества Красного Креста в Эфиопии 1896-1897 гг. и российская общественность. Статья// Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. - М., 2008. № 6. С. 57-65.
3. Агуреев С.А. Восприятие Эфиопии в российском общественном сознании на рубеже XIX-XX вв. Статья// Российская история. М., 2009. № 2. С. 36-42.
4. Агуреев С.А. К истории установления русско-эфиопских общественных связей культурных контактов с конца XVII по конец XIX вв.//Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2011. № 2(64). -С.232-251.
5. Агуреев С.А. Эфиопия в отражении российского общественного мнения в конце XIX- начале XX вв. Монография - М., РУДН, 2011. 265. с.
6. Григорьева С.В. Русские частные и государственные инициативы в отношении Эфиопии в 80-90 гг. XIX в.//Диссертация на соискание кандидата исторических наук. Н. Новгород, 1997.
7. Цыпкин Г.В. Эфиопия в антиколониальных войнах. АН СССР. Институт всеобщей истории.-М., 1988.
8. Цыпкин Г.В., Ягья В.С. История Эфиопии в новое и новейшее время. - М., Наука, Главная редакция восточной литературы, 1989.