ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ СЛОВЕСНОСТИ В ЖУРНАЛЕ «ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ»
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Значительное влияние на развитие школьного образования оказывает педагогическая журналистика. В статье показано, как отражались проблемы преподавания словесности в журнале «Филологические записки». Выявлена взаимосвязь проводившихся образовательных реформ и дискуссий о путях школьного литературного образования. Показано, что проблемы преподавания словесности в рассматриваемом издании относились к числу приоритетных, к сотрудничеству в журнале привлекались лучшие учителя-предметники и учёные, внесшие значительный вклад в филологию и методики преподавания, а авторы использовали страницы журнала как трибуну для пропаганды своих взглядов.

Ключевые слова:
«Филологические записки», педагогическая журналистика, история школьного литературного образования, преподавание словесности
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Научный журнал «Филологические записки» начал выходить во время реформ конца 50-х – начала 60-х гг. XIX в., в период активного интереса российского общества к проблемам образования и воспитания. Несмотря на то, что журнал позиционировался как издание, «посвященное исследованию и разработке разных вопросов по языку, литературе и вообще по сравнительному языкознанию и славянским наречиям», обойти вопрос школьного преподавания словесности он не мог. В редакционной статье первого номера была сформулирована одна из целей издания: «доставлять учащим пособие для преподавания Русского языка и Словесности в средних и особенно в низших учебных заведениях» [1: 1].

В первые годы издания журнал имел преимущественно научный характер; статьи о преподавании словесности, предназначенные для учителей, встречаются на его страницах лишь с 1870-х гг. и гораздо чаще касаются преподавания русского языка. До конца 80-х гг. XIX в. в журнале помещаются в основном образцы разборов изучаемых в школе литературных произведений И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.В. Кольцова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и пр., написанные сотрудничавшими с «Филологическими записками» провинциальными учителями-словесниками К.Г. Говоровым (Орел), А.Н. Чудиновым (Орел), А.В. Барсовым (Ереван), С.Н. Браиловским (Новгород-Северский), К.В. Ельницким (Омск), Г.Е. Линником (Глухов) и др.

Лишь с конца 1880-х гг. заметно увеличение интереса журнала к преподаванию литературы, что проявляется в расширении проблематики и жанрового разнообразия публикаций.

В ряду проблем, наиболее часто поднимавшихся на страницах педагогических изданий конца XIX – начала XX вв., отметим следующие:

- о внеклассном чтении учащихся;

- о программах и учебных планах по словесности;

- об образовательно-воспитательном значении древней русской

словесности;

- о сочинениях и письменных работах учащихся;

- о переутомлении учителей-словесников и др.

В ряду полемических публикаций «Филологических записок» отметим две статьи Ю.Н. Верещагина [2: 3], который подвергает резкой критике всю систему преподавания словесности (точнее, процесс формирования этой системы) в первой половине XIX в. за отсутствие связи с жизнью, а также выступает против исключения из программ произведений древнерусской литературы. Статьи Верещагина вызвали отклик у словесников, в частности,  одна из самых острых статей В.П. Острогорского «Учитель словесности» [4] написана как полемический отклик на публикации Верещагина. 

Проблемы внеклассного чтения учащихся волнуют авторов многих публикаций. Один из них – заведующий библиотекой в реальном училище [5]. Выводы, к которым он приходит, весьма показательны. Автор отмечает значительное снижение интереса учащихся к ученической библиотеке. Но это свидетельствует о том, что школьники начинают интересоваться не теми книгами, которые входят в официальный каталог. Их привлекают произведения Н.В. Шелгунова, Д.И. Писарева, В.М. Гаршина, Н.А. Некрасова и другие о современной им русской действительности. Тот факт, отмечает автор, что юноши 16-19 лет мало пользуются школьной библиотекой и добывают книги на стороне, указывает не на снижение интереса к чтению, а только на непригодность ныне действующего каталога и необходимость включения в его списки новейших писателей (беллетристов, критиков и публицистов).

«Вопрос старый, но вечно новый и – увы – остающийся в практическом отношении и доселе открытым» [7: 522], вторит словесник В. Катранов. Он считает, что необходимо шире распространять внеклассное чтение. При этом не следует идти на поводу у молодежи, увлеченной модными писателями (типа Ф.К. Сологуба, М.А. Кузьмина, М.П. Арцыбашева), а обращаться к проверенным классикам. Составляя каталог ученической библиотеки, Педагогический Совет учебного заведения должен заботиться, в первую очередь, о морали и нравственности учащихся. В этой связи нежелательно обращаться к таким произведениям, как, например, «Арап Петра Великого» А.С. Пушкина, «Детство. Отрочество. Юность» Л.Н. Толстого, где показано «пробуждение, а потом и рост половых стремлений» (в ссылке автор помещает объемные цитаты, подтверждающие преждевременность этих произведений для учащихся).

Также Катранов дает ряд полезных рекомендаций для организации чтения:

- список произведений для чтения следует сообщать родителям учеников, чтобы те поощряли ребенка к чтению;

- учащимся рекомендуется вести дневник, где должны быть описаны впечатления от прочитанных книг;

- ученики должны писать рефераты о книгах и прочитанных статьях и обсуждать их в классе.

Отразилась в публикациях журнала Учебная реформа начала XX в. Проект этой реформы активно обсуждался и в учебных заведениях, и в печати. По новому проекту количество часов на изучение русского языка и словесности увеличивается с 28 до 30 часов. Основное внимание в 1-4 классах планировалось уделять русскому языку, а в 5-7 – словесности. При этом из 4 класса исключается систематический курс грамматики древнего церковно-славянского языка и исключается из программы как самостоятельный отдел теория словесности, но включаются шире образцы иностранной словесности, а русская словесность заканчивается лучшими писателями новейшего времени.

Автор предлагает свою систему преподавания языка и словесности и считает необходимым разделить русский язык и русскую словесность на два отдельных предмета, вести которые должны разные преподаватели: «при соединении этих двух предметов в одних руках, к преподаванию предъявляется такое обильное количество требований, о которых преподавателям других предметов думать не приходится» [6: 21]. Например, учитель литературы должен быть знаком с научными работами по словесности, знать произведения выдающихся русских писателей, быть знакомым с главнейшими явлениями литературы Запада, должен уметь выразительно читать, иметь развитый литературный вкус, руководить домашним чтением учеников, устройством литературных вечеров. И при всем этом успевать проверять тысячи письменных работ.

Публикации в журнале «Филологические записки» 1910-х годов были ориентированы на полемику, на поиск новых путей в преподавании словесности. Подтверждением этого является объемная статья учителя-словесника Д.М. Павлова с провокационным заглавием «Новые принципы преподавания истории русской литературы» [8]. Как отмечает автор, материал, легший в основу статьи, был представлен в виде доклада на Педагогическом Совете одного из средних учебных заведений, но не был рекомендован Советом к распространению. Кроме того, от статьи отказались «два русских распространенных педагогических журнала».

Категорично заявив в начале статьи, что «до настоящего времени в нашей средней школе преподавание литературы ведется крайне неудовлетворительно» [8: 89], автор определяет, что причины этого кроются в «неудовлетворительных программах», «совершенно нетерпимых, вопиюще-антипедагогических учебниках, в корне расходящихся с требованиями педагогической психологии» и «притупляющих методах преподавания».

По каждому из направлений Павлов предлагает рекомендации. Так, анализируя современные программы, он приходит к выводу о необходимости исключения из них древнерусской литературы. «Нечего преподавателю словесности, – образно пишет автор, – тратить свои и ученические силы на кропотливое анатомирование древнерусской литературной мертвечины, если перед ним удивительная сокровищница художественных красот и благодарнейшая по содержательности – новая и новейшая русская литература» [8: 92]. С исключением древней литературы из программы ученики не пострадают. Ведь наиболее значительные тексты могут изучаться на уроках истории («Поучение» Мономаха, «Слово о полку Игореве», «Домострой», Переписка Курбского с Грозным и другие «чисто исторические памятники»)*.

Литература XVIII в. тоже нуждается в значительном сокращении. А освободившееся в результате этого время нужно употребить на изучение «новейших авторов». Также следует расширить курс мировой литературы, ведь без знания западноевропейской словесности невозможно целостно понять творчество отечественных писателей.

Критике удостаиваются и учебники, страдающие отсутствием научности. Павлов предлагает переработать структуру статей, посвященных творчеству автора. Биография должна быть более живой и расширенной, а не представлять собой перечень дат и названий произведений. Раздел, посвященный творчеству писателя, тоже нужно корректировать: следует ученикам показать, какие из произведений того или иного автора подлежат тщательному обязательному изучению; при этом, категорично заявляет автор, «никакого пересказа быть не должно!» [8: 113]. В учебнике обязательно должна быть тщательно составленная аннотированная библиография по каждому изучаемому автору.

Важен вопрос и о методах преподавания. Следует использовать так называемый «экспериментальный метод», вносить элементы наглядности, которые чаще всего в современной школе ограничиваются портретами изучаемых писателей. Потому необходимо организовывать историко-литературные кабинеты, оборудованные наглядными пособиями: портретами писателей и виднейших ученых, картинами, иллюстрирующими моменты в писательской биографии, и иллюстрациями к произведениям словесности, копиями с древнейших литературных памятников, таблицами.

       Особенностью «Филологических записок» являлось жанровое разнообразие публикуемых материалов. Помимо традиционных (статья, обзор, методические разборы) в журнале представлены такие жанровые формы, как рецензия, биографический очерк [11], юбилейная статья, педагогические воспоминания [12].

Так, жанр развернутой рецензии представлен в статье А.Н. Вознесенского «Несколько мыслей о преподавании русской литературы в школе» [9] о книге   А.Ю. Купалова «Литературные конспекты» [10]. Данное пособие для школьников – своего рода конспекты к изучаемым в школе произведениям, напоминающее современные краткие пересказы. Цель своей работы Купалов определил так: «помимо того, что конспекты в форме оглавлений и указателей помогают ориентироваться в произведениях, они закрепляют в памяти читаемое и освежают уже прочтенное, что особенно важно тогда, когда невозможно, за неимением времени или даже книги, вновь прочесть произведение» [10: 6].

Рецензия дает возможность Вознесенскому показать, что преподавание истории русской литературы в современной школе ориентировано на используемые словесником учебные пособия: «В одних заведениях русскую литературу проходят по Саводнику, в других – по Незеленову, в-третьих – по Сиповскому, в-четвертых – по Смирновскому» [9: 778]. А сами произведения, с горечью пишет автор, чаще всего не читают. По подсчетам Вознесенского, преподававшего филологические дисциплины в училищах Варшавы, читают сами произведения не более 40% учащихся. Потому пересказы, выходящие тысячами экземпляров, пользуются такой большой популярностью у учащихся.

Это явление, считает Воскресенский, представляет «настоящее зло, неприкрашенную болезнь, притом более эпидемического характера» [9: 780]. По его мнению, учебник совсем не нужен, кроме тех частей, где есть биография автора и сведения о литературных направлениях. Каждый преподаватель и ученик, убеждён автор, способен прочитать произведение, охарактеризовать героев, определить проблематику. «Вспомнив» в конце о рецензируемом пособии, Вознесенский дает ему негативную оценку и относит к изданиям, «запрещенным для школьного употребления».

Юбилейные статьи, посвященные видным учёным, преподавателям – не редкость в научных и педагогических изданиях. Однако нечасто признания при жизни в педагогическом мире удостаивался провинциальный педагог. В 1909 г. «Филологические записки» двумя статьями [13; 14] отметил 25-летие научно-педагогической деятельности талантливого учителя своего постоянного автора С.Н. Браиловского, «являющего собой редкий образчик настоящего учителя, который один может создать оздоровление болеющей средней школе» [13: 3-4].

Анализ публикаций по проблемам преподавания словесности в журнале «Филологические записки» позволил прийти к следующим выводам. В условиях общей неразвитости журнальной прессы, отличающейся отсутствием дифференциации, «Филологические записки» относили проблемы преподавания словесности к числу приоритетных. Издание в основном придерживалось прогрессивного направления, что отразилось в тематике и проблематике публикаций, позиции авторов по актуальным педагогическим вопросам.

Публикации в журнале отражали преимущественно наиболее общие, вызывавшие бурные споры проблемы преподавания словесности (программы для школы, учебники, изучение древнерусской литературы, работа над сочинениями в школе и др.) и передовой опыт работы учителей-словесников.

Благодаря редакционной политике к работе в журналах привлекались лучшие учителя-предметники, обладающие опытом работы в школе, неравнодушные к проблемам образования.

 

* Отметим, что далеко не все авторы так однозначно были против древнерусской литературы. В полемику с теми, кто отказывается от изучения древней литературы и пытается заменить её чтением иностранных произведений, включается на страницах «Филологических записок» известный методист, автор пособий ереванский словесник А.В. Барсов. В статье «Задача преподавания литературы, выбор материала, метод и приемы преподавания», опубликованной в №5-6 за 1916 г., он, сторонник национальной основы воспитания, утверждает, что нельзя поддаваться мнению значительной части педагогического общества, выступающего против древней словесности. Исключение памятников древнерусской литературы лишает учеников возможности познакомиться с высокогуманными мыслями и воззрениями, которые в ней содержатся и дают богатый историко-культурный материал.

Список литературы

1. Хованский А.А. От редакции // Филологические записки. - 1860. - №1.

2. Верещагин Ю.Н. Изучение словесности в наших гимназиях // Филологические записки. - 1893. - №2/3. - С. 1-34; - №5/6. - С. 35-57.

3. Верещагин Ю.Н. Каков должен быть гимназический учебник русской словесности: (Дополнение к статье: «Изучение словесности…») // Филологические записки, 1893. - №5/6. - С. 1-38.

4. Острогорский В.П. Учитель словесности // Образование, 1895. - №1. - С. 83-87.

5. П Е. К вопросу о внеклассном чтении книг в средней школе // Филологические записки. - 1902. - №1. - С. 1-10.

6. П.А. По поводу постановки преподавания русского языка и словесности в будущей новой средней школы // Филологические записки, 1902. - №2. - С. 14-24.

7. Катранов В. Несколько слов о внеклассном чтении учащихся // Филологические записки, 1912. - №4. - С. 522-536.

8. Павлов Д.М. Новые принципы преподавания истории русской литературы // Филологические записки, 1916. - №1. - С. 83-122; - №2-3. - С. 310-345.

9. Вознесенский А.Н. Несколько мыслей о преподавании русской литературы в школе // Филологические записки, 1915. - №5-6. - С. 76-784.

10. Купалов А.Ю. Литературные конспекты: Гоголь, Тургенев, Гончаров, Островский, Достоевский, Лев Толстой. - Полтава. - 1914. - 179 с.

11. Ельницкий К.В. Павел Евфимович Басистов // Филологические записки, 1904. - №2. - С. 11-18.

12. Ельницкий К.В. Из пережитого // Филологические записки, 1910. - №4. - С. 565-583; - №5. - С. 684-695.

13. Двадцатипятилетний юбилей педагога-писателя // Филологические записки, 1909. - №3. - С. 1-4.

14. Ляскоронский Виталий. Новгородсеверская эпоха в жизни С.Н. Браиловского (По поводу двадцатипятилетия его педагогической и ученой деятельности) // Филологические записки, 1909. - №5. - С. 1-8.

Войти или Создать
* Забыли пароль?