Россия
В статье рассматриваются понятие и направления развития личностно-профессиональной готовности к педагогической деятельности у помощников вожатых. Описаны результаты исследования и программа, направленная на развитие навыков проектирования, способностей учащихся, профессиональных умений помощников вожатых, формирование интереса к профессии педагога. Программа включает игровые подходы и нестандартные практики, направлена на самообразование и самопроектирование вожатых – будущих педагогов.
помощник вожатого, будущий педагог, личностно-профессиональная готовность, самообразование
В выборе личностно-профессиональной траектории будущим специалистам необходимо ориентироваться в современном мире профессий, знать требования к ним и перспективы самореализации и саморазвития в выбранном направлении. Н.С. Пряжников считает, что профессиональное самоопределение непосредственно связано с личностным самоопределением [2, с. 10], С.Н. Чистякова в качестве результата профессионального самоопределения выделяет сформированность готовности самостоятельно планировать и реализовывать перспективы своего образовательного маршрута [3]. На современном этапе созданы условия для развития готовности старшеклассников к выбору профессии педагога через организацию педагогических классов, деятельность старшеклассников в качестве помощников вожатых, наставников и т.д. Личностно-профессиональная готовность к педагогической деятельности предполагает наличие профессионально значимых качеств, определенную совокупность знаний, умений, навыков, готовность и способность к их применению на практике.
Помощник вожатого – это учащийся в возрасте 14-17 лет, который демонстрирует интерес и успехи в конкретном виде деятельности. Как правило, помощниками вожатых становятся активисты профильных смен детских лагерей, общественных организаций, авторы добровольческих проектов и т.д.
Методики и подходы к подготовке современных вожатых следует совершенствовать в связи с меняющимися условиями, учетом возрастных особенностей детей. Помощнику вожатого необходимы педагогические умения планирования, диагностики, проектирования, анализа и др.; важно примерить на себя роль вожатого, попробовать свои силы в работе с детьми, приобрести начальные навыки педагогической работы [1, с. 32-46].
Успешная деятельность помощника вожатого зависит от его индивидуально-личностных характеристик: коммуникативные и организаторские способности, лидерский потенциал, эмпатия, умение предотвратить конфликтую ситуацию и др. Для исследования особенностей развития личностно-профессиональной готовности к педагогической деятельности у помощников вожатых использовались следующие методики: опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» (В.В. Синявский, В.А. Федорошин), тест «Уровень общительности» (В.Ф. Ряховский), «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельников), «Диагностика уровня эмпатических способностей» (В. Бойко), методика Г. Дэвиса «Определение творческих способностей». Исследование было проведено на базе детского общественного объединения «Юный Алексин» г. Алексин Тульской области. В исследовании приняли участие 20 помощников вожатых в возрасте от 15 до 17 лет. По результатам исследования было выявлено, что высоким уровнем общительности обладает 2 чел., средним – 12. 1 человек показал высокий уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей, 16 чел. - средний. Высокий уровень лидерских способностей выявлен у 1 учащегося, эмпатических и творческих способностей – у 5 чел. На основе результатов исследования была разработана программа, направленная на развитие личностно-профессиональной готовности к педагогической деятельности с использованием инновационных технологий: интерактивный семинар, деловые игры, занятия с элементами тренинга, арт-терапии, проектные сессии, мастер-классы и др. Программа включала следующие темы: «Вожатый сегодня – будущий педагог завтра», «История вожатского дела», «Психологические особенности детей», «Командообразование в работе вожатого», «Проектирование КТД», «Лидерство и общение» и др. Помощники вожатого вели дневник, участвовали в профессиональных пробах «Один день из смены вожатого», конкурсе «Формула успешной деятельности вожатого». Одно из назначений программы состоит в знакомстве с педагогической профессией, познанием и развитием своих психологических качеств, определением собственной линии профессионального самообразования.
1. Кто куда, а мы - в отряд / Авт.-сост. З.Н. Калинина, Е.В. Декина, С.В. Пазухина. Тула: Тул. гос. пед. ун-т им. Л.Н. Толстого, 2018. 201 с.
2. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М.: Академия, 2008. 320 с.
3. Чистякова С.Н. Критерии и показатели готовности обучающихся к профессиональному самоопределению // Профессиональное образование. 2018. № 8. С. 10-16.