АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются особенности и возможности подготовки учителя в условиях цифровой трансформации образовательных процессов в вузе. Представлен опыт работы факультета начального образования Самарского государственного социально-педагогического университета.

Ключевые слова:
цифровая трансформация образования; подготовка учителя; опыт работы факультета
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Большинству представителей цифрового поколения Z свойственен мультитаскинг (многозадачность). Стандартная для них ситуация одномоментного выполнения различных видов работ: читать, слушать музыку, общаться в социальной сети – и все без ущерба отдельным видам деятельности. Ограничения любого рода для этого поколения болезненны, они росли в осознании безграничности возможностей, им чужды любые рамки и узкие системы оценивания. Ситуация выбора и самостоятельного решения для них приоритетна. Их характеризует рассеянное внимание, привычка потреблять контент маленькими «порциями», легкое взаимодействие онлайн, визуальное восприятие, клиповое мышление, индивидуализм, уход от «стандартной модели», ценность самообразования выше ценности формального образования, стремление к личной свободе. Данный набор качеств не является исчерпывающим и может быть дополнен, однако на основании представленного перечня выделим качества личности, определяющие особенности перспективного профессионального становления. К ним мы относим совокупность следующих характеристик: гуманистическое мировоззрение, нравственная позиция, правовая, коммуникативная, цифровая культуры, культура самоопределения и т.д. [2].

Подготовка учителя в настоящее время является сложным и многогранным процессом, причем, способы его организации очень сильно влияют на его результат.  Компетентностный подход к образованию позволяет представить его результаты во всем многообразии компонентов компетенций, соответственно, возникает необходимость в формировании не только когнитивных, но и деятельностных, и личностных, мотивационных компонентов компетенции.

Такая многоплановость профессиональной подготовки студентов - будущих учителей предполагает поиск новых образовательных средств и способов организации этого процесса. Простой перенос заданий разных дисциплин в электронную среду не может гарантировать формирование компетенций студентов в целом.

Подготовка учителя в современных условиях модернизируется на базе новых технологий, создания единого цифрового образовательного пространства. Стратегия цифровой трансформации образования предполагает установление и реализацию условий развития гармоничной и социально ответственной личности, использование новых цифровых технологий для повышения результативности учебно-воспитательного процесса [1].

В Самарском государственном социально-педагогическом университете (СГСПУ) создана и интенсивно развивается электронная образовательная среда (ЭОС). Преподаватели факультета начального образования работают над проектом педагогического инструментария, необходимого к освоению современному учителю, с ориентацией на факторы предпочтения цифрового поколения, позволяющие с максимальной эффективностью воздействовать на систему формирования социально востребованных качеств личности. Это организация и проведение мастер-классов, проектных сессий, методических конференций «Лучшие практики онлайн-обучения», конкурсов по отбору кейсов с лучшими практиками; разработка и распространение в сети Интернет видеороликов «Лучшие практики онлайн-обучения».

Представленный комплекс не является исчерпывающим и предполагает дополнение в зависимости от профиля предмета преподавания, влияния факторов микрокультурной среды региона в целом и образовательной организации в частности.

Используются следующие формы организации образовательного процесса:

‒ краткие дистанционные курсы, позволяющие самостоятельно осваивать содержание предметов, в зависимости от индивидуальной траектории обучения (в данном случае мы реализуем принцип отсутствия ограничений места и времени освоения нового материала);

‒ микроуроки, позволяющие достичь концентрации внимания на одной теме и с достаточной быстротой перейти к контролю усвоения;

‒ «перевернутый класс», форма организации процесса, ориентированного на самостоятельную основу освоения содержания дисциплины с помощью созданных видео-лекций или существующих образовательных порталов (Coursera и др.).

Методы, моделирующие активное взаимодействие:

 геймификация (комплекс игровых методов) – метод, в котором выросло цифровое поколение, ориентирован на активизацию соревновательного духа, построение рейтинга, при воздействии на комплекс визуальных рецепторов;

 проектное таргетирование – метод, являющийся разновидностью индивидуализированного проектного обучения, в процессе реализации которого педагог ранжирует постановку обучающей задачи в зависимости от индивидуальных образовательных потребностей обучающегося, с четким его направлением на достижение магистральной персонализированной задачи;

 «образовательное событие» – метод, позволяющий консолидировать комплекс мировоззренческих особенностей поколения Z: в нем активизируется способность к многозадачности, значимость проявления индивидуальности, клиповое мышление используется в положительном аспекте представления результатов.

Цифровые средства организации эффективного образовательного взаимодействия:

‒ группы в социальных сетях;

‒ видеоматериалы, созданные самостоятельно и существующие в открытом доступе в сети;

‒ мобильные электронные образовательные ресурсы, специализированного характера и т.д.

Одним из компонентов ЭОС являются электронные образовательные ресурсы, которые включаются во многие технологии дистанционного образования, например, составляющими содержание курсов дисциплин в системе MOODLE и предлагаются студентам в виде электронных тестов, заданий, презентаций, учебных фильмов и т.п.

В то же время следует отметить, что многие тесты и задания, хотя и представлены в цифровом виде, носят в большей степени тренировочный характер. Но для формирования компетенций студентов, как универсальных, так и профессиональных, необходимо включать в процесс обучения задания проблемного характера. Например, задание по методике обучения предмету может быть таким:

  • Просмотрите открытый урок (дается ссылка на сайт).
  • Проанализируйте его. Определите цели урока.
  • Охарактеризуйте деятельность обучающихся на уроке (активная-пассивная, репродуктивная-продуктивная).
  • Приведите примеры моментов урока, доказывающих Вашу точку зрения.
  • Ответьте на вопросы: что было полезного для Вас на уроке, что бы Вы сделали по-другому. Ответ оформите в виде эссе.

Задание предполагает выполнение студентами квазипрофессиональной деятельности (приобретение опыта таковой как одного из компонентов. профессиональной компетенции). Характер такой деятельности – аналитико-синтетический.

Подобные задания направлены на достижение следующих образовательных результатов:

  • формирование теоретических предметных знаний (когнитивный компонент компетенции) как базиса для овладения методическими умениями (деятельностный компонент компетенции);
  • овладение метапредметными действиями: исследовательскими, проективными, регулятивными (деятельностный компонент компетенции);
  • приобретение опыта профессиональной деятельности в рамках выполнения квазипрофессиональной (профессиональный опыт как компонент компетенции);
  • мотивация студентов к овладению выбранной профессией (мотивационный компонент компетенции);
  • приобретение личностных качеств (склонность к исследованию, вариативность мышления и т.п.).

Отметим, что система управления электронным образованием MOODLE на факультете не является единственным способом организации подготовки учителей. Для дистанционного проведения занятий, совещаний, защиты квалификационных работ и т.п. становится привычным использование программы Teams, дающее возможность общения субъектов on-line.

В результате проведенного   исследования мы обозначили два трансформационных направления, ориентированных на изменения подходов к психолого-педагогической и методической работе: трансформация мировоззренческих особенностей «цифрового» поколения, влияющих на их когнитивные процессы и процессы восприятия информации; оказавшаяся под влиянием всех вышеперечисленных аспектов, трансформации методов, средств и форм организации образовательного процесса, направленного на максимизацию эффективности работы цифрового поколения.

Использование цифровых технологий позволяет расширить направления плодотворного профессионального общения: регулярное проведение научных конференций различного уровня, научно-методических семинаров, заседаний круглых столов для студентов и педагогов в гибридном формате, на которых участники делятся результатами проведенных научно-методических исследований в области образования, а также опытом педагогической деятельности. Совместно с работающими учителями определяются проблемы педагогического образования и обсуждаются перспективы их разрешения, в том числе в рамках сетевого взаимодействия.  Все это способствует профессиональному общению преподавателей вуза, научных работников и учителей-практиков. Обсуждение актуальных вопросов образования способствует разработке востребованных курсов повышения квалификации учителей.

Уже 7 лет на кафедре информационно-коммуникационных технологий в образовании работает клуб выпускников. Цель и задачи клуба связаны с методической поддержкой выпускников кафедры (совмещенные профили «Начальное образование» и «Информатика», «Начальное образование» и «Организация внеурочной деятельности»), их технологической готовностью к организации профессиональной деятельности в условиях цифровизации образования.

Наиболее значимым событием в деятельности клуба и преподавателей кафедры ИКТ в образовании стало проведение ежегодной региональной научно-практической конференции «Траектории взаимодействия в развитии цифровых навыков» и регионального конкурса методических разработок с использованием средств ИКТ «Учитель XXI века».

Созданные Google-группы студентов продолжают работать и после их окончания учебы в университете, позволяют оперативно информировать выпускников о событиях в вузе, получать обратную связь посредством анкетирования, выявлять потребности выпускников. Так, одним из направлений работы стала методическая помощь выпускникам в организации внеурочной деятельности на основе информационных технологий, создание КОД-классов в школах города и области. Активную поддержку в работе созданных клубов оказали студенты – волонтеры проекта компании Microsoft «Твой курс: ИТ для молодежи», которые провели десятки профориентационных мероприятий и мастер-классов для выпускников. В этом году было организовано  участие выпускников в Программе компании Интел «Искусственный интеллект для каждого», участником которой является наш университет.

Для содержательного взаимодействия, методического сопровождения профессиональной деятельности выпускников преподавателями вуза и  обмена опытом непосредственно выпускниками активно используются сетевые технологии. На сегодняшний день эти функции выполняет созданный для оперативного обмена профессиональной информацией членов клуба Телеграм-канал «Мы вместе!».

Сетевые технологии создают уникальные возможности для проведения конкурсов, олимпиад, а также организация и сопровождение участия студентов в подобных мероприятиях. В течение четырех лет на базе СГСПУ функционирует научно-исследовательская «Лаборатория лингвистических смыслов». Целью лаборатории является приобщение обучающихся на разных уровнях образования к отечественному и зарубежному научному лингвистическому наследию, создание условий для их интеллектуального развития и самореализации в области исследования языка, повышения уровня полиграмотности.

В рамках работы лаборатории проводится международный конкурс декламации. В мероприятии принимают участие обучающиеся, представляющие несколько высших учебных заведений из разных стран: в этом году было 238 участников и стран ближнего и дальнего зарубежья (Польша, Франция), а также Аргентины, Бразилии, Индии. Конкурс представляет собой уникальное коммуникационное пространство для реализации гибридных видов и форм творчества. Язык декламации – русский. 

Еще один конкурс, который проводится факультетом - это Межвузовская олимпиада по методикам обучения в начальных классах, ставшая уже традиционной. В олимпиаде принимают участие команды из разных российских вузов Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург), Пензенского государственного университета, Самарского государственного социально-педагогического университета, Поволжского Православного Института имени Святителя Алексия, Митрополита Московского (г. Тольятти), Южно-Сахалинского педагогического университета.

Цифровые технологии позволяют проводить воспитательную работу в дистанционном формате. В преддверии Победы в Великой Отечественной войне были организованы ряд мероприятий: студенты создали видеоролик «Дети войны», в дистанционном формате исполнили песни военных лет, а также организовали флешмоб «Песни Войны», приняли участие в проекте «Мы помним, мы гордимся!!!», где каждый студент рассказал о своих родственниках – участниках ВОВ. Была создана презентация, которая теперь хранится в семейном архиве студентов.

Эффективность представленного педагогического инструментария обеспечивает система квалитативного сопровождения, под которым мы понимаем вид педагогического сопровождения, обеспечивающего корректировку условий подготовки обучающихся на основе систематического мониторинга уровня качества, проявляющегося на ступени достижения предметных результатов, результатов в области научно-исследовательской и творческой деятельности.

Список литературы

1. Паспорт стратегии «Цифровая трансформация образования». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/267a55edc9394c4fd7db31026f68f2dd/ (дата обращения: 18.03.2022).

2. «Поколение Z: информационно-коммуникационные технологии как культурное орудие развития высших психических функций» // Отчет о деятельности Фонда Развития Интернет 2017 [Электронный ресурс]. URL: http://www.fid.su/reports/fid-report-2017.pdf (дата обращения 14.03.2022)

Войти или Создать
* Забыли пароль?