ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ СО СТУДЕНТАМИ ПО ТЕМЕ «ПРИЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ»
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается опыт организации и проведения практических занятий со студентами факультета начального образования, на которых студенты осваивают особенности применения приемов педагогической техники в развивающем обучении младших школьников.

Ключевые слова:
профессиональная подготовка учителя; развивающее обучение; педагогические технологии; педагогическая техника; приемы педагогической техники
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

На факультете начального образования студенты изучают дисциплину «Педагогические технологии развивающего начального обучения». Целью данного учебного курса является формирование профессиональных компетенций в области применения педагогических технологий и приемов педагогической техники в образовательном процессе в начальной школе.

Одна из тем учебного курса - «Приемы педагогической техники».

На занятиях студенты находят ответы на следующие вопросы: что такое педагогическая техника, приемы педагогической техники, приемы педагогической техники в педагогических технологиях, приемы воздействия учителя на обучающихся.

Обсуждение начинается с разбора понятия «Техника», которое, прежде всего, используется в области промышленности, машин, механизмов. И, конечно, как способ что-либо создать, выполнить ту или иную операцию или то или иное действие.

Прием техники – это способ решить конкретную, относительно простую задачу, стоящую перед индивидуумом, достичь конкретного результата тем или иным действием, способом, путем.

Этот аспект темы иллюстрируется примером из спортивной деятельности: прыжками в высоту, когда спортсмен использует разные приемы техники взятия высоты. Это и «ножницами», «перекатом» или «фосбери-флоп».

Другой пример: человек захотел съесть вареное куриное яйцо. Но прежде, чем это сделать, ему надо яйцо очистить. Решить эту конкретную задачу можно с помощью конкретного приема, выбрав его из нескольких, которые называют студенты: ударить ложкой, уронить, ударить яйцо о другое яйцо, попросить своего товарища и др.

В чем состоит специфика «педагогической техники»?  Педагогическая техника – это проявление педагогического мастерства учителя, совокупность сущностных компонентов, составляющих смысл, содержание педагогического мастерства.

Педагогическая техника включает в себя 2 компонента. При этом эти два компонента реализуются в практике, неся на себе черты индивидуальности каждого учителя.

Первая группа компонентов – это умение учителя управлять своим поведением.

Под умением управлять собой понимается владение своим голосом, мимикой, жестами; сформированность речевой культуры.

          Вторая группа компонентов – это умение учителя воздействовать на личность ученика и коллектив детей с помощью педагогического инструментария: формами, методами, средствами, технологиями и приемами, позволяющими решать педагогические задачи и добиваться значимых и конкретных результатов в обучении, воспитании и развитии детей.

Приемы педагогической техники относятся ко второй группе компонентов педагогической техники.

Прием педагогической техники – это способ решения конкретных педагогических задач и достижения конкретных педагогических результатов.

И таких приемов педагогической техники в педагогической практике учителя должно быть очень много, и они должны быть разнообразны. Например, привлечь внимание к теме урока, закрепить и проверить полученные знания, оценить деятельность ученика и др.

К видам приемов педагогической техники можно отнести:

1.  Приемы, имеющие устоявшееся содержание и название.

2. Приемы авторские, применяемые конкретным учителем, и, очень часто, не имеющие названия.

В первую группу включаем следующие приемы: «Да-нетка», «Тонкие и толстые вопросы», «Синквейн», «Ловушка», «Фишбоун» и др. Эти приемы описаны в литературе, применение этих приемов понятно учителю и ученикам. Они обладают высоким уровнем воспроизводимости, подтверждена их высокая эффективность использования в образовательном процессе. Они повышают уровень критического мышления, проблемности; заставляют ученика думать, а не получать знания только в готовом виде.

Во вторую группу относим приемы педтехники, которые применяет конкретный учитель. Он их придумал или «присвоил» их себе, увидев тот или иной прием у своих коллег, в кинофильме или видео, нашел в литературе. Они приходят из жизни! Эти приемы нигде не зафиксированы, не описаны и входят в инструментарий на правах временных, а потом могут остаться в обучении и воспитательной работе учителя.

Например, рассмотрим организационные этапы урока: «Вход учителя в класс» или «Начало урока». Прозвенел звонок. Дети могут быть уже в классе, или они только входят в класс. Урок еще не начался. Но все уже понимают, что урок вот-вот начнется. Продолжительность этого временного отрезка 1-3 мин.    

Студентам задаются вопросы. Какие задачи должен решить учитель на этой «прелюдии» урока, «увертюре» урока?  И что должен сделать за это время учитель?

В процессе обсуждения у студентов появляется понимание, что учитель решает следующие задачи:

- собрать внимание учеников, чтобы они поняли, что перемена закончилась, и начинается урок;

-создать безопасную, комфортную, доброжелательную атмосферу в классе во время урока;

- включить мыслительные, психофизиологические процессы у детей.

И действия учителя должны быть направлены на решения этих задач. Конечно, эти действия, приемы педтехники, которые учитель будет применять, будут зависеть от:

-   психологического склада самого учителя;

- особенностей класса (возраст, половой состав, индивидуальные черты учеников, длительность работы учителя с классом, взаимоотношения в ученическом коллективе, стиль общения учителя);

-    творческого потенциала учителя, т.е. умения придумать, подобрать, провести тот или иной прием педтехники на практике;

-    учета времени и места, содержания деятельности учеников и учителя: темы будущего урока, событий в классе и в окружающем мире;

-   понимания того, что своими действиями учитель не навредит никому из детей, никого не обидит, не унизит; все будут живы и здоровы.

Студентам показывается видео с примером того, как учитель может организовать и провести вход детей в класс, а затем проводится обсуждение увиденного.  Какие задачи решает учитель с помощью приема? Какие УУД формирует? Студенты отвечают на поставленные вопросы, иллюстрируя свои ответы ссылками на видеоматериал. Также им предлагается назвать критерии оценки приема педагогической техники, оценить увиденное по выбранным критериям. Например, «собрал ли учитель внимание учеников или нет», «оригинальность приема».

На самостоятельную работу каждому студенту дается задание придумать прием педагогической техники, например, как начать урок. На следующем занятии каждый студент показывает свой прием, происходит анализ увиденного и его оценка приемом безотметочного обучения «Шкалирование». По критериям, названным выше.

Можно провести работу со студентами, используя прием «Перевернутый класс».

На практическом занятии со студентами можно провести следующую работу: разбор конкретной темы по учебному предмету начальной школы с использованием приемов педагогической техники. Для этого студентам предлагается самостоятельно познакомиться с нижеперечисленными приемами, и они должны быть готовы к их применению на семинарском занятии:

  • «6 шляп».
  • «Ромашка Блума».
  • «Фишбоун».
  • «Инсерт».
  • «Кластер».
  • «Зигзаг».
  • «Мозговой штурм».

Эти приемы педагогической техники студенты находят в учебных пособиях или в интернете, где они описаны достаточно полно.

Семинарское занятие начинается с того, что студентам сообщается тема урока, например, по окружающему миру «Перелетные птицы».

Но прежде, чем студенты приступят к работе, преподаватель задает вопрос, какие варианты проведения урока по этой теме они могут назвать? Варианты могут быть названы разные: учитель на уроке просит открыть учебник, найти нужный параграф и прочитать, а потом ответить на вопросы в конце текста, или задать эту тему на дом; может показать видеофильм о перелетных птицах и др. 

Затем студенты разбиваются на 6 подгрупп по 3-4 чел. При этом можно показать студентам разные приемы, которые могут применяться для этого: по желанию учеников, с помощью считалки и др. Эти приемы пригодятся студентам при изучении, в дальнейшем, таких педагогических технологий, как «Работа в малых группах», «Проектная деятельность», «КТД».

Каждая студенческая подгруппа решает, какой прием возьмет. И это еще одна возможность педагога проиллюстрировать использование разных приемов педтехники учителем: можно бросить жребий, вытащить записку из шляпы и т.п.

Студентам сообщается заранее, что прием «Мозговой штурм» подгруппам выбирать не надо.

Студенты собираются в подгруппах и готовят рассказ о том, как с помощью того или иного приема педагогической техники может быть изучена тема урока «Перелетные птицы».

Время на подготовку 15-20 мин. И затем каждая подгруппа рассказывает о том, как она реализовала возможности приема педтехники в изучении темы урока.

После этого студентам задаются вопросы:

- Какие задачи решаются тем или иным приемом (образовательные, воспитательные, развивающие)?

-  Какие УУД формируются у учеников?

-  Как изменилась деятельность учителя и учеников с применением этих приемов?

           После этого этапа студентам предлагается ответить на вопрос, который носит, на первый взгляд, несерьезное содержание, но позволяет внести в работу студенческих групп веселое настроение, и в то же время исследовать новые аспекты темы урока. Вопрос звучит следующим образом: «Какая «гражданственность» у перелетных птиц, улетающих из России?».

            При поиске ответа на этот вопрос преподаватель применяет прием педтехники «Мозговой штурм».

            Подгруппы начинают проводить поиск ответа на заданный вопрос, происходит столкновение разных мнений, предположений, их обоснование, анализ поступивших предложений и принятие итогового ответа. В процессе этого общения студенты начинают понимать смысл приема «Мозговой штурм», каковы его положительные стороны и трудности применения.        

            В завершении работы предлагают свои варианты ответа на предложенный вопрос, обсуждают.

            В конце занятия происходит оценивание работы каждой студенческой группы одним из приемов безотметочного обучения: «оценочное суждение», «шкалирование», «лесенка успеха» и др. Таким образом, студенты закрепляют и тему «Оценивание» учебного курса «Педагогические технологии развивающего обучения».

            Развивающее обучение в начальной школе – это важнейший аспект образовательного процесса в начальной школе, направленный на формирование личности ребенка, который глубоко и основательно должен изучать учебный материал, уметь анализировать и оценивать происходящее вокруг, иметь гражданскую позицию, отстаивать свое мнение, работать в коллективе, воспитывать положительную мотивацию к учебе и адекватную самооценку. 

             А руководителем, управленцем такого обучения должен быть учитель, который понимает смысл развивающего обучения, задачи, стоящие перед ним, и умеет реализовать эти подходы на практике. И закладывается данный подход более эффективно и качественно именно включением студента педвуза в учебный процесс подобный тому, который он будет конструировать со своими учениками.

Список литературы

1. Землянская Е.Н. Педагогика начального образования. - М.: Юрайт, 2020. - 247 с.

2. Чечеткин Ю.В. Образование как технология //Дошкольное и начальное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: Всероссийская научно-практическая конференция. г.Н.Новгород.10 апреля 2018. - Н. Новгород.: НГПУ. 2018. ч. 2.- С.209-212.

Войти или Создать
* Забыли пароль?