ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОЕННЫХ ВУЗОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается исследовательская деятельность обучающихся военных вузов как неотъемлемый компонент подготовки военного специалиста в условиях реализации компетентностного подхода в системе высшего военного образования. Показана роль учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности в процессе формирования проектных и исследовательских компетенций обучающихся военных вузов. Описаны организационные формы учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности обучающихся в образовательном процессе военного вуза.

Ключевые слова:
военный вуз, компетентностный подход, учебно-исследовательская деятельность, научно-исследовательская деятельность.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Реалии экономической и социальной сфер современного общества обусловливают инновационные процессы в системе высшего военного образования.  Особое значение приобретают ис­следовательские методы в практике подготовки военного инженера, что продиктовано достаточно высокими требованиями, которые предъявляются выпускнику военного вуза. Необходимы специалисты, способные само­стоятельно анализировать большие объемы информации, находить пути разрешения проблемных ситуаций. Поэтому содержание образования высшей военной школы на современном этапе ориентировано на формирование профессионально значимых компетенций посредством использования учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности обучающихся.

Актуальность проблемы изучения организационно-педагогических условий эффективной реализации исследовательской деятельности обучающихся военных вузов обусловлена проникновением компетентностного подхода в образовательный процесс, необходимостью создания компонентов образовательной среды для развития способности к проектной и конструкторской деятельности, раскрытия творческих наклонностей обучающихся, а также недостаточной проработанностью данной проблемы в теории и практике высшего военного образования.

Психолого-педагогические основы исследовательской деятельности обучающихся вузов представлены в трудах Архангельского С.И., Андреева В.И., Бабанского Ю.К., Давыдова В.В., Зиновьева С.И., Крутецкого В.А. и др. Горбуновой Л.А., Васильевым Ю.В., Засобиной Г.А., Волковым Н.В. актуализированы место и роль научных исследований в системе выс­шего образования. Авдеевой Л.Ф. описаны психолого-педагогические факто­ры успешности научно-исследовательской работы студентов. Аксенов Л.И., Сазонов Б.И., Сычков Н.В. рассматривают формы и специфику сотрудничества преподавателей и обучающихся в рамках проведения научных исследований. 

Исследовательские методы обучения в практике высшей школы позволяют формировать умение на основании определенной научно-теоретической проблемы строить программу исследований, разрабатывать алгоритм выполнения научного эксперимента, научно аргументировать и интерпретировать результаты исследования с использованием методологии и языка конкретной науки [1].

По мнению Зимней И.А. и Е.А. Шашенковой, исследовательская деятельность обучающихся вузов – это «специфическая человеческая деятельность, которая регулируется активно­стью и сознанием личности, сосредоточенная на удовлетворение интеллектуаль­ных, познавательных потребностей, предметом которой является новое знание, обретенное в соответствии с установленной целью и в соответствии с рациональ­но-объективными законами и индивидуальными обстоятельствами, устанавливаю­щими реальность и достижимость цели. Установление конкретных средств и спосо­бов действий через постановку проблемы, создание гипотезы (теории), проведение эксперимента, нахождение объекта исследования, описание и истолкование фактов, полученных в эксперименте, прогнозирование и проверку полученного знания уста­навливают специфику и сущность этой деятельности».

В высшем военном образовании она исполь­зуется с целью приобщения обучающихся к конкретной науке как к области научных знаний. Это один из универсальных способов постижения действительности, способствующий развитию и существованию личности в современном интенсивно изменяющемся мире [2]. В заданном аспекте исследовательская деятельность обучающихся базируется на опыте, накопленном в определенной научной сфере.

По мнению ряда ученых, исследовательская деятельность обучающихся в вузе, и военные вузы – не исключение, выполняет одновременно несколько функций [3]:

  • образовательную: формирование системы знаний о научных фактах, методах научного исследования, методиках постановки натурных экспериментов;
  • организационно-ориентационную: формирование и развитие умения планировать и организовывать исследование, развитие умения поиска и обработки информации;
  •  аналитико-корректирующую: формирование у обучающихся навыков рефлексии, самоорганизации и самокоррекции в рамках анализа результатов собственной исследовательской деятельности;
  • мотивационную: развитие интереса к науке в целом, к процессу познания в отдельной предметной области; стимулирование самообразования и саморазвития;
  •  развивающую: развитие критического мышления, способности к синтезу и анализу, развитие коммуникативных и творческих способностей обучающихся;
  • воспитывающую: становление профессионального достоинства, воспитание целеустремленности и настойчивости.

В системе высшего военного образования исследовательская деятельность обучающихся развивается в трех направлениях [4]:

  1. исследовательская деятельность, встроенная в учебный процесс – учебно-исследовательская деятельность;

2) исследовательская деятельность, дополняющая учебный процесс – научно-исследовательская деятельность, которая организуется в рамках военно-научного общества по направлениям дисциплин кафедры;

3) исследовательская деятельность, параллельная учебному процессу – научно-исследовательская деятельность, которая осуществляется в соответствии с направлениями научной работы кафедры.

На начальном этапе формирования исследовательских умений и навыков условия и формы научных изысканий задаются преподавателем. При этом важнейшей задачей педагогического воздействия преподавателя является формирование у обучающихся мотивации к данной деятельности, которая должна стать их внутренней мотивацией. Эту задачу успешно решает учебно-исследовательская деятельность обучающихся военных вузов в рамках аудиторной работы, например, в ходе практических и лабораторных занятий по дисциплинам «Физика», «Химия», «Материаловедение. Технология конструкционных материалов» и др. [5].

В психолого-педагогической литературе учебно-исследовательская деятель­ность обучающихся вузов трактуется как учебная деятельность по теоретическому и практическому освоению научных мето­дов познания и складывается из нескольких составляющих: формулирование темы исследования, постановка проблемы, выдвижение гипотез, целеполагание, изучение научной литературы по данной проблематике, разработка алгоритма постановки эксперимента, выполнение эксперимента, анализ и обобщение его результатов.

Учебно-исследовательская деятельность представляет собой процесс творческого взаимодействия преподавателя и обучающих. Это интерактивная деятельность. Преподаватель выступает как организатор и координатор учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Основными организационными формами учебно-исследовательской деятельности являются [4]:

  • изучение дополнительного, внепрограммного материала (факультативы, спецкурсы, экскурсии и др.);
  • проведение лабораторных и практических работ с элементами исследования;
  • работа с научной и нормативной литературой;
  • подготовка аннотаций, докладов, рефератов, эссе;
  • выполнение курсовых и дипломных работ;
  • проектирование и изготовление наглядных пособий, лабораторных установок, макетов и моделей, технических средств обучения, программ для ЭВМ обучающего или контролирующего характера;
  • решение задач прикладной направленности повышенной трудности;
  • изобретательская и рационализаторская деятельность;
  • выступления с докладами по темам учебной программы на учебных занятиях.

Развитие творческого потенциала, совершенствование исследовательских умений обучающихся военных вузов эффективно реализуется в научно-исследователь­ской деятельности. Научно-исследовательская деятельность обучающихся военных вузов – процесс взаимной творческой деятельности научного руководителя и обучающихся, нацеленный на изучение сущности и механизмов протекания явлений и процессов, поиск закономерностей, систематизированию новых знаний. Кроме того, научно-исследовательская деятельность обучающихся военных вузов обеспечивает интеграцию знаний в области различных наук, способствует формированию исследовательских навыков, развивает аналитическое и творческое мышление, расширяет технический кругозор и эрудицию.

Организационные формы учебно-исследовательской деятельности являются многообразными, к ним относятся [4]:

  • работа научных кружков и секций;
  • выполнение индивидуальных научных исследований и прикладных заданий;
  • проведение конкурсов, смотров, викторин, олимпиад;
  • проведение массовых научно-технических мероприятий: научно-практические конференции, семинары, круглые столы, дискуссии, диспуты;
  • подготовка научных публикаций;
  • участие в рационализаторской, изобретательской, патентно-лицензионной деятельности;
  • выступления с научными сообщениями и докладами на заседаниях научного кружка, на конференциях;
  • внедрение результатов исследований в практику эксплуатации военной техники;
  • пропаганда научно-исследовательской деятельности (бюллетени, газеты, стенды, сайт института).

Результативность и эффективность организации научных исследований обучающихся военных вузов определяют несколько факторов [5]:

  • соответствие тематики научного исследования личным и профессиональным потребностям обучающихся;
  • оптимальная степень самостоятельности обучающихся в ходе разрешения научной проблемы;
  • полидисциплинарность разрешаемой научной проблемы;
  • наличие необходимых средств и материалов, так как отсутствие необходимых источников информации, исследовательской базы, невозможность собрать нужные данные приводит к поверхностному решению исследовательской задачи, порождает формализм.

На завершающем этапе обучения в военном вузе происходит слияние учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности. Тематика исследования, проводимого обучающимся в военно-научном обществе, может стать основой курсовой или выпускной квалификационной работы. В более развитом и совершенном виде такое исследование может рассматриваться как подлинно научное [4].

Таким образом, несмотря на различия в формах организации, в степени сложности решаемых в рамках исследования задач, научно-исследовательская и учебно-исследовательская работа обучающихся военных вузов служат единой цели – формированию компетентного, креативно мыслящего специалиста, способного оперативно решать профессиональные задачи.

Список литературы

1. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. М.: Академия, 2007. 128 с.

2. Панькин А.Б., Хвостикова Е.С. Организация исследовательской деятельности студентов в период их профессиональной подготовки //Вестник калмыцкого университета. 2013 г. №1(17). С. 46-53.

3. Чупрова Л.В. Организация научно-исследовательской работы студентов в условиях реформирования системы высшего профессионального образования//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. №5. С. 167-170.

4. Яркова Т.А. Научные основы организации научно-исследовательской деятельности студентов в педагогическом вузе// Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. № 3. С.215-228.

5. Радченко М.А., Шлякова Е.В. Исследовательская деятельность обучающихся в системе высшего военного образования//Развитие высшего образования: теория и практика: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Омск: ОАБИИ, 2022. С. 86-91.

Войти или Создать
* Забыли пароль?