Россия
В статье рассматриваются способы использования краеведческого материала в процессе воспитания подрастающего поколения. Особое внимание уделяется роли краеведения в процессе патриотического воспитания и социализации подростков, возможности использовать краеведение в приобщении школьников к поисковой, исследовательской и социально-значимой деятельности по изучению и сохранению исторического, культурного, природного наследия родного края.
краеведение, социализация, экскурсии, походы, сопричастность, патриотизм, поисковая деятельность, исследование, Отечество, Калужский край
Гражданско-патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность школы и других государственных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.
Патриотизм – это ощущение человеком своей сопричастности к настоящему и прошлому Родины, ответственности за ее будущее.
Данная тема является актуальной, так как в наши дни необходимо воспитывать сознательного гражданина своей страны, обладающего чувством долга и ответственности перед своим Отечеством, социально адаптированного, а не стороннего наблюдателя, что отражено в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации 2016-2020 годы» [6]. Актуальность темы подтверждается не только практикой работы образовательных организаций разных типов и видов, социокультурной реальностью, результатами опросов и анализа нормативно-правовых образовательных документов в РФ, но и теоретико-методологическими, теоретическими исследованиями педагогов, психологов [3; 5], а также методическими разработками в области патриотического воспитании [2; 4]
Цель воспитания подрастающего поколения заключается в формировании сознательного отношения к народному достоянию, верности, боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданности Отчизне, готовности к защите ее свободы и независимости; в воспитании политической культуры, чувства особенности и гордости за свою страну, через осознание величия подвига в бою и труде.
Реализация поставленной цели возможна через выполнение конкретных задач:
изучение славной истории, самобытности, традиций нашего государства;
участие в исследовательских проектах, конференциях, коллективных творческих делах данной направленности, в походах и экскурсиях.
Предполагаемый результат деятельности заключается в убежденности подростков в том, что настоящий гражданин гордится своей Родиной, изучает ее историческое, культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Одним из важнейших направлений воспитания является школьное краеведение. Оно способствует воспитанию патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщает ребят к культурному наследию страны и малой родины.
Краеведческая работа позволяет научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к своему прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее и комфортно чувствовать себя в окружающих реалиях (социализироваться).
Изучение краеведения предполагает приобщение школьников к поисковой, исследовательской и социально-значимой деятельности по изучению и сохранению исторического, культурного, природного наследия родного края [8].
Калужская область располагает большими возможностями для осуществления туристско-краеведческой работы с детьми. Она богата памятными местами, связанными с историей, культурой и природой края. Здесь и древние города: Козельск (1146), Мосальск (1231), Износки (1298), и места исторических сражений за свободу и независимость, грозно прокатившимся по прилегающим к нам территориям с 1237 г. до победных дней 1943 г., и живописные памятники природы: долины рек доледникового и послеледникового периодов, песчаные дюны, лесное урочище «Чертово городище» с еще сохранившимися реликтовыми растениями.
Калужский край – родина замечательных людей: ученых, мореплавателей и композиторов. С нашим краем связаны имена великих поэтов прошлого и настоящего. В век освоения космоса мир с величайшим уважением заговорил о человеке, гений которого открыл маршруты нашим космонавтам. Люди едут и идут в мемориальный дом-музей К.Э. Циолковского и Музей истории космонавтики.
Уже не один год изучение славной истории, географии и природы Калужского края осуществляется нами в рамках реализации программы дополнительного образования «Туристское краеведение». Последние два года это происходит в рамках реализации нацпроекта «Успех каждого ребенка». Новизна данной программы заключается в расширении и углублении школьных предметов: ОБЖ, краеведения, физкультуры, географии, биологии, экологии.
Туризм и краеведение в современном понимании – это физическое развитие, оздоровление и познание окружающей действительности, формирование полезных обществу духовных качеств подрастающего поколения. Опыт работы с обучающимися образовательных учреждений Калужской области показывает, что именно учебно-тематические экскурсии, однодневные и многодневные походы, участие в туристско-краеведческих мероприятиях являются эффективными и действенными средствами для осуществления этого процесса [1].
Предлагаемая туристско-краеведческая программа является отражением комплексного подхода к обучению и воспитанию школьников средствами туризма и краеведения. Программа разработана в соответствии с основными направлениями туристско-краеведческого движения (ТКД) «Россия», которое, в свою очередь, является региональным компонентом туристско-краеведческим движением обучающихся Российской Федерации «Отечество».
В основе замысла программы лежит теория развивающего обучения Эльконина – Давыдова, подразумевается совместная оздоровительная-познавательная, туристская деятельность детей и организатора этой деятельности.
Содержание программы опирается на концепцию детско-юношеского туризма «Школа жизни – окружающий мир» и предполагает активное участие детей в туристско-краеведческой, оздоровительно-познавательной деятельности. Программа построена в форме своеобразного «образовательного маршрута» - путешествия в окружающую среду с элементами ее познания [4].
Разносторонность интересов юных краеведов и педагогов привела к возникновению в поисковой работе направлений «Города и веси», «Дорога к храму», «Живая вода», «Калужский краевед», «Язык земли». Каждое направление движения «Россия» тщательно прорабатывалось, были даны методические рекомендации для работы [2].
Проводя систематическую работу по этим направлениям посредством изучения теоретического материала, походов образовательных экспедиций, мы собираем краеведческий материал для его дальнейшей обработки и использования.
Например, реализовать задачи патриотического воспитания невозможно, не обращаясь к теме воинской славы России. В первую очередь, мы, конечно, обращаемся к событиям Великой Отечественной войны. Но как сделать, чтобы эти рассказы стали актуальны для современных детей? Ведь для школьников начала 21 в., что Великая Отечественная война, что война с Наполеоном, что Куликовская битва – факты далекой истории. Изучение истории войны может служить делу нравственного развития, если она является «личной историей». Поэтому основной акцент в воспитательной работе сделан на судьбе конкретного человека, т.е. возможности увидеть войну глазами простых людей-солдат и обычных граждан. Необыкновенно ценными оказываются воспоминания тех, кто в войну был ребенком. Дети военного поколения запомнили множество деталей, они застали вживую солдат фронтовиков, испытали на себе тяготы послевоенной жизни. Эти рассказы помогают понять, какой ценой была достигнута Победа. Чтобы «увидеть» войну глазами реальных людей, решено было дать возможность воспитанникам услышать о войне из уст знакомых им людей – наших пожилых односельчан и соседей, с которыми мы часто встречаемся на улице. У них война отняла детство. Таким образом, был создан информационно-исследовательский проект «Мы рядом не из детства, из войны…». Сущность проекта состояла в том, что знакомая с детства соседка видела войну своими глазами! В ходе осуществления этого проекта мы смогли показать детям бесчеловечность любой войны, уникальность каждой человеческой жизни, примеры сохранения человеческого достоинства в самых нечеловеческих условиях.
Накануне празднования юбилейных дат важных исторических событий, происходивших на территории нашей области, совершаются спортивные походы и экспедиции по местам, где эти события происходили.
Так, в канун празднования 75-летия освобождения г. Калуги мы с воспитанниками прошли по следам 50-й армии, освобождавшей наш город в 1941 г. В 2019 г. прошли 100 км по следам французской и русской армии под Тарутино и Малоярославцем.
Сущность экскурсий и туристических походов заключается в наглядном процессе познания окружающего мира. Экскурсии и маршруты походов выбираются совместно с детьми и родителями. Они позволяют познакомиться с достопримечательностями и природой родного края,а также способствуют сплочению детского коллектива, а значит социально адаптированными.
Наряду с походами совершаются и однодневные экскурсиии путешествия. Например, экскурсия в г. Жуков и д. Стрелковку, на родину нашего знаменитого земляка Г.К. Жукова, чье имя носит наша школа, позволила ребятам осознать роль этого человека в истории. Поездка вТарусу, где бывала и мечтала быть похоронена известная поэтесса Марина Цветаева, стала незабываемой и позволила заинтересовать детей ее творчеством. После посещения этих интересных мест создаются презентации –интерактивные экскурсии, которые в дальнейшем используются на уроках и внеклассных мероприятиях. В Калуге и области, как известно, бывали проездом или жили долгое время очень многие мастера слова. Реализация данной программы позволяет детям узнать, кто из великих людей бывал на нашей земле, познакомиться с их творчеством.
Экскурсии и походы очень нравятся детям, и даже «проблемные» ученики проявляют себя с лучшей стороны, именно им необходимо давать ответственные поручения, больше доверять. Во время подготовки к туристическим походам приходится много заниматься краеведением. Совместно с учащимися исследуется и оформляется материал (составляются краеведческие паспорта) об интересных людях – наших земляках, объектах природного наследия, важных событиях, происходивших на территории нашего края.
Собранный материал используется также для участия в краеведческих чтениях памяти А.Д. Юдина, школьных научно-практических конференциях, Всероссийской конференции «Юность. Наука. Космос» и мн. др.
В заключение можно сказать, что преувеличивать роль в процессе воспитания и социализации краеведения невозможно. Каждый человек тысячами нитей связан со своей малой родиной. У каждого города, села, улицы, где живут и растут дети, свое лицо, свой характер, своя история. Чтобы люди любили свой край, надо знать его историю. Чувство патриотизма, воспитанное не поучениями и нравоучениями, а примером увлекательной совместной деятельности, высветит и остальные позитивные качества растущего человека – любовь к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему миру. Все вместе это можно выразить одним словом – сопричастность. Патриотизм – это ощущение человеком своей сопричастности настоящему и прошлому Родины, ответственность за ее будущее. А занятия краеведением предоставляют хорошую возможность подрастающему поколению стать хорошо воспитанным и социализироваться в жизни.
1. Бруднов А. От внешкольной работы к дополнительному образованию детей. Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей / А. Бруднов.-М.: Владос, 2000.
2. Зеленов В.С. Методические рекомендации и задания участникам туристско-краеведческого движения «Россия»/ В. С. Зеленов.- Калуга, 1992.
3. Иванова И.В., Иванов Н.Г. Патриотическое воспитание детей на Калужской земле через организацию дополнительного космического образования технического профиля // Методист. - 2015. - №2. - С.21-27.
4. Иванова И.В. Программа гражданско-патриотического семейного клуба для детей и родителей / И.В. Иванова, А.М. Иванова // Сборник материалов III областной научно-практической конференции «Современные проблемы дополнительного образования и эффективные технологии их решения». - Ульяновск: ОДТДМ, 2016. - С.155-160.
5. Иванова И.В., Финашина Т.А. Победы впереди: реализация духовно-нравственного воспитания в современной образовательной деятельности // Образование личности, 2011. - №4. - С. 85-94.
6. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации 2016-2020 годы: государственная программа. - М., 2015.
7. Программы лауреатов V Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей: сборник. - М.: ГОУЦРСДОД, 2003.
8. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 22.02.1997 № 212, от 08.08.2003 № 470, от 01.02.2005 №40.