Россия
В статье рассматривается методика создания блога как ресурса для привлечения обучающихся к самообразованию. Анализируются способы активизации обучающихся, по средствам использования интерактивных методов, а также разбирается проблема адаптации форм обучения в современной информационной среде.
блог, дневник, образование, самообучение, самообразование, дискуссия, интерактивные методы обучения, Интернет, социальные сети, дистанционное обучение, анкетирование, информационная среда
В наше время научно-технический прогресс оказывает возрастающее влияние на все сферы жизнедеятельности общества. Компьютер становится неотъемлемой частью жизни и взрослых, и детей, и играет немалую роль в формировании его медиакультуры в целом. Уже трудно представить карьеру современного человека без компьютера, сети Интернет.
Все большую популярность приобретает ведение интернет-дневников (блогов), которые дают каждому человеку возможность создать свою сферу, в едином информационном пространстве. Эта тенденция затронула и сферу образования.
Сетевые технологии — важнейший многоуровневый ресурс, который позволяет активно взаимодействовать преподавателю и учащимся, способствует формированию умения совместно мыслить, воспитанию толерантности, формированию критичности мышления, предоставляет базы накопленных ресурсов для успешного их использования [1, с. 82].
Новое поколение растет в новой информационно насыщенной среде, этим объясняется и появление новых форм самообразования, которые в целом обозначены таким термином, как «медиаобразование», что продиктовано и необходимостью более широкого использования информационных технологий в сфере образования [2, с. 71]. Активным способом взаимодействия преподавателя с учащимися и ведения педагогических дискуссий является блог или дневник в сети Интернет. На сегодняшний день ведение дневника или блога для многих людей — это обыденность или увлекательное хобби, уникальная возможность подарить человечеству свой нерастраченный творческий потенциал, рассказать миру о своих переживаниях и жизненном опыте, найти новых интересных друзей, расширить свои возможности и придать своей жизни больше энергии.
Большой набор средств коммуникаций позволяет организовывать обмен информацией и опытом, реализовывать совместные проекты. Очень эффективно в обучении можно использовать блоги, в педагогической практике они могут служить площадкой для педагогических дискуссий или для организации дополнительного образовательного процесса. Блог может быть использован как среда для записей событий собственной научной, деловой или личной жизни. Во многих случаях такая форма более удобна, чем рассылка заданий для дополнительного изучения материала по электронной почте.
Использование блогов обеспечивает большую гибкость учебного процесса, интенсивное взаимодействие между преподавателем и обучающимися, а также между самими обучающимися, открытость, обоснованность оценки результатов, мобильность и оперативность обмена информацией [2, с. 71].
Прежде всего, нужно понимать, что блог – это смесь личного дневника и глянцевого журнала, который размещается в Интернете. Как глянцевые журналы, блоги имеют яркую индивидуальность, оригинальное содержание и свою читательскую аудиторию.
Смысл существования блога заключается в регулярной публикации новых постов. Каждый пост – это событие, сравнимое с выходом нового номера журнала. Не так важно, какую форму имеют посты, главное, чтобы материал в блоге был авторским, а его подача - уникальной. Тогда блог может завоевать любовь и уважение большой аудитории.
В этом моменте как раз многое зависит от самого блогера. Блогер – автор блога или, по-другому, интернет-дневника. Из другого источника блогер - это социальный организм, использующий для общения огромное количество смайликов, специальных терминов и видов переписок [5, с. 85].
Уместно было бы задаться вопросом: «А кто может быть блогером?». Блогером может стать любой человек. Все, что нужно – это иметь выход в интернет и уметь излагать свои мысли. Поэтому, нет ничего удивительного в том, что сегодня блоги ведут и 9-10-летние дети, и 70-летние пенсионеры.
Блог органично вливается в повседневную жизнь учащегося, служит площадкой для обмена мнениями, это своего рода мультимедийная тетрадь, в которой они представляют выполненные задания, свое осмысление изученного материала. Все участники учебного процесса могут видеть и комментировать работы друг друга [6, с. 6].
Ниже приведена стандартизированная анкета для выявления мнения учащихся о возможности ведения блога и изучения интересов потенциальной аудитории.
Анкета:
Вопрос №1: Активный ли Вы пользователь социальной сети?
1. Да
2. Нет
3. Затрудняюсь ответить
Вопрос № 2: Есть ли у Вас подписка на один или больше блогов?
1. Да
2. Нет
3. Затрудняюсь ответить
Вопрос № 3: Интересуетесь ли Вы тематическими сайтами, связанными с Вашей сферой обучения?
1. Да
2. Нет
3. Затрудняюсь ответить
Вопрос № 4: Хотели бы Вы быть подписаны на группу в социальной сети, которая освещает темы, связанные с Вашей специальностью обучения?
1. Да
2. Нет
3. Затрудняюсь ответить
Вопрос № 5: Хотели бы Вы получать информацию по изучаемым темам дистанционно в сети internet и в социальной сети?
1. Да
2. Нет
3. Затрудняюсь ответить
Изучив мнение потенциальной аудитории, было выявлено, что 90% учащихся будет интересно получать дополнительную информацию в социальной сети и посещать сайты по их специализации.
При ведении блога самыми важными задачами можно назвать:
- Создание единого информационного поля в помощь для специалиста и преподавателя.
- Привлечение интереса к специальности или к отдельным дисциплинам.
- Возможность дистанционного обучения.
Пошаговые рекомендации по созданию блога на примере одной из социальных сетей.
Шаг 1. Создание группы в социальных сетях.
Итак, у Вас уже есть личная страница и Вам необходимо создать группу в социальной сети, нужно найти в меню и нажать на вкладку «Группы». Вам откроется страница, на которой показано в каких группах Вы состоите. Вверху нажимаете «Создать сообщество».
Шаг 2. Тип сообщества.
Выбираете цель, для которого создается Ваше сообщество, при желании потом ее можно изменить.
Шаг 3. Название и тематика группы.
Далее должно появиться ещё одно всплывающее окно, где в зависимости от выбранного типа сообщества Вам необходимо будет написать название, указать категорию или тематику, открытое это будет сообщество или закрытое.
Шаг 4. Оформление.
Устанавливаете главное фото в группе и заполняете основную информацию.
Шаг 5. Записи.
Заполняете группу записями от имени сообщества.
Таким образом, можно сказать, что создание сообщества в социальной сети для использования информации в педагогической практике и для организации дискуссий или образовательного процесса по основным и дополнительным дисциплинам представляется как пример ресурса для активизации самообразования учащихся.
Средства коммуникации позволяют организовывать обмен информацией и опытом, реализовывать совместные проекты, использовать блоги в педагогической практике и для организации дискуссий или образовательного процесса по основным и дополнительным дисциплинам.
Главное помнить, блог — это разговор. Люди обычно разговаривают о том, что представляет для них интерес и к чему у них есть личное отношение. В этом отличие блога от монолога обычных новостей. Разговор подразумевает тему или фокус. Фокус не обязательно должен быть тематическим, он может быть, например, эмоциональным. Именно эмоциональный подход необходим учащимся для привлечения внимания и заинтересованности в обучении.
Данный способ обмена информацией помог иметь связь с обучающимися в связи со сложившейся ситуацией и ограничениями в 2021 г. Как показала практика, особую востребованность получили интернет-технологии в условиях обучения и самообучения в дистанционном режиме. Использование в образовательном процесс ресурсов Интернет позволило реализовать образовательный процесс по соответствующим программам. Обучающиеся в условиях дистанционного обучения получили возможность развить компетенции, необходимые для преодоления трудных жизненных ситуаций [3]. Важно заметить, что именно ситуации, воспитывающие способность к преодолению, формируют саморазвивающуюся личность, готовую к переменам, к творческому росту и самореализации [2].
1. Богданова Т. Информационная среда образовательного комплекса / Т. Богданова // Высшее образование в России. 2008. № 12. 82 с.
2. Гузеев В. В. Какая модернизация нужна системе повышения квалификации в образовании // Народное образование. 2009. № 6. 71 с.
3. Иванова И.В. Профилактика распространения короновирусной инфекции как жизненная ситуация, актуализирующая готовность подростка к экзистенциальному выбору // Воспитание школьников. 2020.№4. С.68-76.
4. Иванова И.В. Пандемия как планетарное явление и знаковое событие для человека, воспитывающее способность к преодолению: экзистенциальный подход // Воспитание школьников. 2020.№5. С.64-72.
5. Федоров А.В. Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям//Инновации в образовании. 2007 № 10. 85 с.
6. Цымбаленко С. Б. Цивилизационный подход к проблеме формирования информационного пространства и медикультуры учащихся// Пособие для медиаспециалистов, педагогов, родителей и всех, кого волнует судьба «цифрового поколения». М., 2014. 6 с.