АКТИВИЗАЦИЯ ИНИЦИАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ НОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ (КВЕСТОВ, КВИЗОВ)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается проблема активизации познавательного интереса, деятельностного взаимодействия участников образовательного процесса. Особое внимание обращено на современные формы организации учебно-воспитательного пространства (квест, квиз) в условиях дополнительного образования.

Ключевые слова:
квест, квиз, командообразование, тренинг, интеллектуальная игра, командная игра
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Как общее образование, так и дополнительное образование нацелены, прежде всего, на заинтересованное, осознанное отношение ребенка к учебе, стремятся подвести его к саморазвитию и самореализации, что сегодня выступает одной из целевых установок отечественного дополнительного образования и является предметом многочисленных исследований, реализуемых в области экзистенциальных подходов в педагогике, основывающихся на экзистенциализме и предполагающих воспитание свободной личности (Л.В. Байбородова, М.И. Рожков, И.В. Иванова, Т.В. Лушникова, Т.В. Машарова) [4; 5; 6].

Активизация самостоятельности детей, их познавательной активности – одна из насущных педагогических проблем, которая стояла перед обществом всегда, но особо обострилась в последнее время в связи с развитием информационных технологий. Помощником педагога в решении данной проблемы выступает природная любознательность ребенка, его социальная активность, желание взаимодействовать в поиске новых фактов, знаний. Исследователь Зеленина Е.Б. приводит следующую формулировку познавательной активности – «сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов – субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация, прилежание и т.д.) и объективных (окружающие условия, личность учителя, приемы и методы преподавания)» [5, с.3]. Активизация познавательной деятельности предполагает определенную стимуляцию, усиление процесса познания. Именно этому служат современные формы познавательных игр, в ходе которых дети взаимодействуют, проявляют самостоятельность в принятии решений, заинтересованность в освоении знаний. Автор книги «Современные формы организации учебно-воспитательного процесса» О.Н. Богданович справедливо отмечает, что «наличие интереса является одним из главных условий успешного протекания учебно-воспитательного процесса и свидетельством его правильной организации» [1, с.9].

Сегодня у детей, подростков и молодежи появляется масса новых увлечений: компьютерные и мобильные игры, приключенческие боевики, экшн-адвенчуры и другие жанровые спецификации. Использование в образовательной сфере жанра, знакомого и популярного среди детей в виртуальном мире, позволяет не только приобрести массу положительных эмоций и получить интеллектуальный драйв, но и способствует формированию культуры командного взаимодействия, развития навыков общения, самореализации, раскрытия своего потенциала и профессионального самоопределения.

            Одним из таких актуальных жанров являются квесты. Квест (квестор) – происходит от лат. слова quaero – ищу, разыскиваю, веду следствие, и в переводе с английского языка означает продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой. 

 Понятие «квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета - путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей, решение загадок.  В настоящее время «квест» - это игра по заранее продуманному сценарному плану, в которой нужно проявить интеллект, сообразительность, находчивость, интуицию, взаимовыручку. Именно с этой целью мы разработали квест «Путь в Созвездие» для учащихся первого года обучения. Игра разработана для обучающихся, которые только начали заниматься в детских объединениях, и направлена на то, чтобы помочь учащимся легче адаптироваться в Центре, научиться взаимодействовать между собой, проявлять лидерские качества, взаимовыручку, научить детей проводить рефлексию каждого выполненного задания.

Главная цель: организовать знакомство учащихся в коллективах и способствовать формированию их в единую команду с помощью командных заданий в формате квест-игры.

Описываемый квест – командный, в нем действуют от 3 до 12 команд, в зависимости от количества вновь поступивших учащихся и количества представленных объединений. Перед командами ставится общая основная цель - найти «Путь в Созвездие». Данный квест может быть рассчитан на любое количество команд. Тогда количество станций и тематических героев должно быть равным количеству команд.

По времени представленный квест кратковременный – время действия до 2 часов.

Возраст участников: 6-13 лет. Команды формируются в зависимости от возраста обучающихся.

Количество учащихся в команде: 8-16 чел.

Квест включает в себя несколько этапов: организационный этап длится около 20 минут и состоит из сбора участников, формирования команд и знакомства с командами; основной этап длится около часа и состоит из прохождения участников по станциям, выполнения заданий и рефлексии после каждой станции; заключительный этап длится около 30 минут и состоит из подведения итогов и общей рефлексии.

Подготовка к мероприятию должна начинаться не позднее, чем за 2 недели. Руководителям студий Центра (педагогам) дается задание собрать команды детей, состоящие из обучающихся первого года обучения от 10 до 16 чел. Команде необходимо со своим руководителем подойти в назначенную дату и время в концертный зал Центра «Созвездие». Необходимо подготовить все для оформления помещений, в которых будет проводиться игра, для проведения заданий на станциях, стенды, звезды. На этом этапе также важно обратить внимание на инструктаж педагогов, которые будут исполнять роль тематических героев: как провести беседу с детьми, рефлексию. Мероприятие можно проводить как в помещениях, так и на свежем воздухе (в зависимости от возможностей образовательного учреждения и погодных условий).

Начало проведения мероприятия – это запуск игры. От того, как будет пройден организационный этап, зависит настрой учащихся на командную работу и правильность выполнения ими заданий при прохождении станций. Здесь большая роль отводится ведущему, который должен эмоционально «заразить» участников атмосферой игры и четко объяснить её правила. Особое внимание необходимо уделить названию и представлению команд, так как это первый шаг к их сплочению. Необходимо также настроить педагогов – руководителей команд, чтобы они взяли на себя роль помощников и наставников для участников при прохождении ими станций. Родители, которые пришли на игру вместе со своими детьми, могут также организовать свои команды и поучаствовать в игре.

Каждой команде необходимо пройти по три станции. Первая станция по маршрутному листу направлена на знакомство, вторая и третья – на командообразование. После прохождения всех станций у команды в руках есть три части карты. Им необходимо соединить эти части и разгадать шифр к следующей станции «Магистр Фура» (для всех команд). На станциях работают педагоги, которые исполняют роль тематических персонажей. Имя тематического героя соответствует названию станции. Герой встречает участников, знакомится с ними, узнает название команды, просит показать карту, чтобы убедиться, что участники пришли на правильную станцию. Затем он проводит интерактив, который включает в себя обратную связь: знают ли участники, что означает имя героя и название станции? Где можно встретить? Как выглядит? И другие тематические вопросы. Если участники не знают, то ведущий сам знакомит их с этой информацией.

Затем ведущий выдает задание для команд. По итогам выполнения упражнения проводит рефлексию и выдает следующую часть карты (маршрутный лист). Вопросы для рефлексии могут быть различными. Если команда быстро и успешно справилась с заданием, то необходимо спросить: «За счет чего вам так быстро удалось выполнить задание? Какой этап был самым легким, а какой наиболее сложным?». Если команда долго не могла справиться с заданием, ближе к завершению времени ведущий может немного помочь. По завершению он задает вопросы «Почему не удавалось успешно выполнить задание с самого начала? Что помогло в успешном выполнении задания? За счет чего можно быстро и успешно выполнить задание? И другие смежные вопросы.

Длительность станций для младших команд составляет 15 мин., а для старших команд – 20 мин.

После прохождения трех станций команде необходимо сложить все части маршрутных листов, на которых изображены цифры. Соединив их, команды получали номер кабинета, в котором их ожидал «Магистр Фура».

Успешно отгадав загадки «Магистра Фура», команды получают звезды, дающие им «Путь в «Созвездие». Команда, получив звезды, отправляется на финальный этап к сверхновой суперзвезде «Созвездия», где ее встречает первый стражник. Он проводит общую рефлексию квеста с каждой командой. Среди вопросов рефлексии можно использовать следующие:

  • Какой этап квеста был наиболее интересным?
  • Какой этап квеста был самым сложным?
  • Какой герой вам больше всего запомнился?
  • Вы можете охарактеризовать работу вашей команды одним словом?

И другие вопросы, подходящие по смыслу. После рефлексии он открывает прямой «Путь в «Созвездие».

После того, как все команды нашли «путь», начинается финальная часть мероприятия. Команды собираются в общем зале, где их встречает «Стражник сверхновой суперзвезды «Созвездие». Здесь участники показывают результаты своих поисков, приклеивают заработанные ими звезды, и обозначают таким образом «Путь в Созвездие», который они нашли. Ведущий поздравляет участников и приглашает их спеть всем вместе.

По окончании мероприятия (через несколько дней) можно провести опрос педагогов и детей-участников игры, о том, понравилась ли им игра, в чем она им помогла, как изменилось общение детей в группе и др.  

Задания квеста, количество команды, количество участников в командах могут меняться в зависимости от задач, тематики мероприятия и других факторов.

Формат познавательных викторин, а именно «квизов», довольно новый в системе образования. «Квиз» отдаленно напоминает игру «Что? Где? Когда», но состоит из нескольких туров с заданиями разного формата. Прежде, чем его запустить, мы выбираем тематику мероприятия, количество и состав туров, возраст участников, подбираем вопросы. Самым оптимальным является 4 тура, состоящих из традиционных текстовых вопросов, фото вопросов, отрывков из кино и аудиовопросы.

Участникам выдаются бланки для заполнения в каждом туре, где, посовещавшись, они должны внести ответ. На каждый ответ дается 60 секунд. В каждом туре по 6 вопросов. После каждого тура бланки собираются и подсчитываются промежуточные итоги игры. В завершении игры подводятся общие итоги игры и награждаются победители.

В современных условиях, когда организация очных мероприятий может быть ограничена или отменена, формат квизов можно проводить и в онлайн-формате на портале «Кахут».

В представленных формах организации воспитательной деятельности успешно соединились как субъективные (проявление любознательности, волевых усилий, формирование мотивации достижения цели игры), так и объективные (условия игрового тренинга, необычная личность ведущего, интерактивные приемы и методы образования) факторы, которые способствуют повышению познавательного интереса и активизации инициативного взаимодействия.

Список литературы

1. Богданович, О.Н. Современные формы организации учебно-воспитательного процесса / О.Н. Богданович. - Мозырь: Белый ветер, 2009. − 102с.

2. Андреева Л. Г., Иванова С. А. «Опыт эффективного использования КВИЗа в современной педагогической технологии перевернутого обучения» [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/opyt-effektivnogo-ispolzovaniya-kviza-v-sovremennoj-pedagogicheskoj-tehnologii-perevernutogo-obucheniya-4494964.html

3. Зеленина, Е.В. Развитие познавательной активности школьников: педагогическая тактика и стратегия реализации ФГОС в основной школе / Е.В. Зеленина // Учитель Приморья. - Вып. 5. [Электронный ресурс] URL: https://www.sites.google.com/site/teachprim/arhiv-zurnala/vypusk-5/razvitie-poznavatelnoj-aktivnosti-skolnikov

4. Иванова И.В. Свобода и ответственность личности как показатели ее саморазвития / И.В. Иванова // Стандарты и мониторинг в образовании.- 2018. - №1. - Т.6. - С.37-45.

5. Рожков М.И., Иванова И.В. Педагогическое сопровождение саморазвития подростков в дополнительном образовании в контексте экзистенциальных подходов в педагогике / М.И. Рожков, И.В. Иванова // Нижегородское образование. - 2017. - №4. - С.25-32.

6. Теоретические основания педагогического сопровождения саморазвития подростков : монография / И.В. Иванова, М.И. Рожков, Т.В. Машарова, Л.В. Байбородова, Т.В. Лушникова; под ред. И.В. Ивановой. - М.: РУСАЙНС, 2020. - 132 с

Войти или Создать
* Забыли пароль?