ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВА В СРЕДНЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Вопросы изучения проблем преподавания никогда не теряли свою актуальность. Каждодневные новшества и изменения в сфере образования всегда переворачивают способы и средства преподавания, дополняя новыми и искореняя старые. В рамках настоящей статьи рассмотрены основные методы и приемы преподавания права в условиях формирования знаний в среднепрофессиональных образовательных учреждениях. Выделены основные ступени образования, функции образования, обязанности преподавателей в преподавании права. Делая вывод, пришли к тому, что существует необходимость в глобальном изучении методов преподавания права с учетом изменений в современном образовании.

Ключевые слова:
методы обучения, среднепрофессиональное образование, методика, словесные методы, наглядные методы
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В современном мире существуют разные сферы жизнедеятельности людей: экономическая, политическая, духовная, социальная. Каждая сфера формируется на основе другой. Если мы возьмём каждую из них и изучим по отдельности, то мы поймем, что на данном этапе развития общественного уклада, они (сферы) тесно связаны с образованием.

Образование непосредственно относится к духовной сфере. В данную сферу входят много направлений, такие как: религия; наука; традиции; обычаи; образование.

Образование является неотъемлемой частью человеческого бытия, особенно в современном обществе. Ведь именно благодаря образованию человек становится полноценной личностью. Каждая профессиональная направленность требует от людей определённых знаний, навыков, умений. Более того, образование необходимо не только в том случае, когда устраиваешься на государственную службу, но и тогда, когда запускаешь свой бизнес или открываешь ИП. К примеру, чтобы открыть частную школу, законодательство требует педагогическое образование. Но стоит отметить, чтобы начать свое дело в любой сфере, необходимо обладать правовыми знаниями, также для дальнейшей реализации деятельности.

Для начала дадим определение понятию «образование». Образование – целенаправленный процесс прохождения обучения и воспитания. Также образованием является уже завершенный этап получения профессии, наличие каких-то дипломированных знаний.

Образование в России имеет свои ступени развития, каждая из которых реализуется на основе государственных программ прохождения обучения. Распишем данные ступени:

1 степень – дошкольное образование;

2 ступень – начальное общее образование;

3 ступень – среднее общее образование;

4 ступень – полное (оконченное) среднее образование;

5 ступень – среднепрофессиональное образование;

6 ступень – высшее образование;

7 степень – послевузовское образование [1].

Каждый этап образования рассматривает свой определенный «багаж» знаний, который должен получить гражданин России. Но правовые знания получают только с 3 степени, т.е. в средних классах.

Стоит отметить, что рассматривается два типа воспитания: культурное воспитание, правовое воспитание. Под первым типом воспитания понимается воспитание подрастающего поколения в духе морали, этики, религии, традиции и т.д. Что касается правового воспитания, то тут речь идет о воспитании, которое строится на методических основах. Правовое воспитание позволяет обучающимся профессиональных образовательных организациях формировать свое мировоззрение, инвариантное от чьих-либо воздействий и пропаганды, развивает свое правосознание, индивидуальное мышление, становится независимым полноценным гражданином, способный решать свои проблемы и также проблемы окружающих. В современной России очень сложно воспитывать подростков, влияющих факторов на развитие мировоззрения очень много, в основном воспитание формируется через СМИ. Молодое поколение придерживается нигилистских взглядов, нет доверия властям и не верят в законность. В таких условиях очень сложно найти подход к подросткам. Педагоги сегодня стоят перед решением очень важных задач, которые должны способствовать достижению поставленных целей. Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению методов и принципов воспитания, стоит дать определение понятию «преподавание».

Преподавание – это целенаправленный процесс, где педагог является активным участником в передачи и формировании знаний, учений и навыков у обучающихся. В процессе преподавания педагог способствует созданию у учеников мотиваций к обучению. Активность учителя должно привести к ответной реакции со стороны учеников. Таким образом, преподавание – это педагогическая взаимосвязь педагога и обучающегося, целью которой является получение качественных знаний, формирование умений и развитие навыков. В процессе преподавания педагог должен: создать для учеников проблемную ситуацию для дальнейшего решения задач и достижения поставленной цели, осуществлять анализ проделанной работы учениками. Для качественной реализации своей педагогической деятельности, любой преподаватель должен: владеть дисциплиной, по которой он ведет занятия с учениками; владеть методами обучения и воспитания, посредством которых реализуется образовательный процесс; обладать психологическими способностями овладения аудиторией; иметь ораторские способности. Также немаловажным является участие в педагогическом процессе слова «любовь». Многие ученные-педагоги и психологи утверждают, что, если педагог не расположен к детям и своей деятельности душой, с любовью, то его педагогические способности проявляются ни так качественно, как это бывает у педагогов, которые «уходят в работу душой».

Что из себя представляет вообще методика?

Методика – это уже сформированный алгоритм действий, признанный решать определённые задачи для достижения постеленной цели. Методика в образовании представляет из себя приемы и средства обучения, признанные решать образовательные проблемы по усвоению информации по дисциплине. Методику обучения праву можно считать исторически сложившуюся область знаний, которая появилась на стыке формирования определённых концепций правового обучения и воспитания подрастающего поколения. Предметом методики обучения праву являются, в первую очередь, методические приемы, далее средства обучения и формирование умений и навыков по праву. Таким образом, методика обучения праву является общенаучной дисциплиной по отбору юридического материала по прохождению модули права в рамках дисциплины обществознание в школах. Она способствует формированию правовой культуры у обучающихся, развивает правового гражданина. Если педагог выберет правильную методику преподавания права, это способствует подготовке грамотных личностей, которые смогут достигнуть высоких успехов в жизни. Основными задачами методики обучения праву являются: отбор из общего потока материла по праву основного и формирование социального курса преподавания; разработка методических пособий; отбор средств и приемов обучения праву. Стоить отметить, что методика – она динамичная наука, которая развивается и совершенствуется наравне с развитием общества и остальных наук. Это конечно и логично, так как именно методика формирует знания, умения и навыки по всем дисциплинам и способствует развитию человечества. Методика обучению праву, как и любая наука имеет свои функции: мировоззренческая; эвристическая; практическая; организационная; прогностическая [2].

Данная наука не ограничивается в приемах и средствах обучения, также она признана создавать свои методы преподавания, т.е. профессионал в этой области он должен совершенствовать методику и создавать свою методику преподавания праву. Разработанная методика по обучению праву должна отвечать всем требованиям современного образования и быть доступной в плане применения. В методике обучения существует 4 типа методов. Данные методы активно применяются в образовательном процессе по усвоению знаний, умений и навыков по праву. Далее рассмотрим каждый тип метода: словесные методы; наглядные методы; практические методы; проблемные методы. Словесные методы – методы изучения теоретического материла в устной и письменной форме. К таким методам обучения относятся: рассказ; беседа; лекция; диспут; объяснение.

Русские педагоги М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков и И.И. Бецкой считали, что обучение и воспитание должно быть свободным, без принуждения, поэтому считали, что беседа самый оптимальный метод для достижения поставленной цели. Суть данного метода заключается в том, что посредством вопросно-ответного приема пробудить интерес к учебному процессу и актуализировать знания. Беседы бывают следующих видов: вводные беседы; эвристические беседы; коррекционные беседы; контрольные беседы. Каждый из видов методов имеет свои функции, цели и пути достижения целей. Учитель, который применяет данный метод обучения, должен обладать высоким педагогическим мастерством, вовлекать в процесс каждого из участников урока, также правильно применять методы беседы. Вводная беседа проводится в качестве инструктажа, чтобы подготовить студентов к предстоящей работе. Эвристическая беседа представляют собой вопросно-ответный метод, где главной задачей является самостоятельное достижение учениками новых знаний. Коррекционные беседы признаны исправлять и дополнять уже имеющиеся знания у детей. Педагог должен направлять своих подопечных на самостоятельное решение образовательных проблем, а не давать готовые знания. Контрольные беседы помогут выявить степень изученности материала, проверить знания, умения и навыки. Также педагогу стоить приучить учеников к самоконтролю или взаимоконтролю, взаимооценке. Все вышеперечисленные виды бесед способствуют самосовершенствованию учеников. Но стоит помнить, что эффективность данного метода зависит в большей степени от педагога, а именно от его опыта и готовности проведения занятий с использованием беседы [3].

Диспут – один из словесных методов, который формирует у учеников социально-ценностное общение, способствующие развитию диалектического и критического мышления.

Чтобы еще больше придать живость учебному процессу, можно приманить наглядные средства. К таким средствам можно отнести как демонстративные, так иллюстративные средства обучения. К демонстративном можно отнести следующие: кинофильмы, диафильмы, презентации, приборы и т.д.

К наглядным средствам относятся: карты, схемы, таблицы, карты, портреты, картины и т.д. Визуальность стоит использовать в проведении любых типов занятий. Большую эффективность в решении педагогических задач помогают экранные технологии. Любые теоретические знания должны быть закреплены практической обоснованностью. В педагогике существует ряд практических методов, применимых в процессе воспитания и обучения.

Практические методы обучения – методы практической деятельности обучающихся в рамках закрепления теоретических знаний. Основной задачей данных методов является формирование у обучающихся практических умений и навыков, т.е. применение уже полученных знаний на практике. Существует ряд методов, применяемых в школах, в среднепрофессиональных и высших образовательных учреждениях. К ним относятся: упражнения, лабораторные работы, практические работы, игры. Упражнение представляет собой неоднократное выполнение умственных и практических действий для повышения качества знаний. Метод упражнений применяется в проведении занятий по всем дисциплинам и на любом этапе обучения. Для проведения упражнений с учениками, педагог должен иметь уже выработанный механизм проведения занятий по праву, заранее должны быть готовы задания. Чтобы дать задания, необходимо знать с каким контингентом обучающихся предстоит развернуть работу, а вторые, в свою очередь, должны обладать определённым багажом теоретических знаний, чтобы решить поставленную перед ними задачу. Упражнения имеют свою разновидность: устные упражнения, письменные, графические, трудовые. Лабораторные работы должны проводиться в определённых аудиториях, рассчитанных на такой тип занятий. Преподаватель должен сопровождать деятельность учеников с самого начала до получения общего правильного результата. В проведении такого рода работы должны быть задействованы технические средства. Лаборанты работы имеют иллюстративный характер, так основная цель направлена на то, чтобы материально показать и формировать знания. Более того, разворачивается исследовательская работа. Конечным итогом является получение новых знаний и подтверждение уже имеющихся.

Практический метод – это способ применения уже имеющихся знаний на практике. Он активизирует познавательные способности учеников, развивая у них интерес к учебному процессу, углубляются умения и навыки. Правильно подобранные практические задания сулят собой успех даже в контроле и исправлении уже имеющихся знаний.

Игры или же познавательные игры активно применяются для решения воспитательных и учебных задач на всех этапах образования. Посредством них можно создать реальную картину через постановочные роли. Активными участниками игрового процесса являются ученики, а преподаватель уходит в сторону в качестве наблюдателя. Развивается самостоятельность участников игры, позитивно влияет на настроение, что приводит к повышению интереса дисциплине, пополняется багаж знаний. В педагогике выделяются следующие виды игр: деловые игры, имитационные игры, ролевые игры, драматические игры, сюжетные игры, предметные игры. В образовании также используются следующая классификация игр: интеллектуальные игры, трудовые игры, социальные, психологические и т.д. [4].

В рамках изучения права основное место занимают интеллектуальные и психологические игры. Интеллектуальные игры развивают мышление, формируют мировоззрение, взгляды, вырабатывает память и т.д. Психологические игры они напрямую действуют на характер обучающегося. Такого характера игры оттесняют все комплексы, которые мешают формированию знаний, умений и навыков. Ученики после участия в ряде игр уже вырабатывают в себе уверенность, смелость в высказывании своих взглядов.

Методы проблемного обучения на сегодняшний день в образовании занимают передовые места. Уже лет 10 как активно применяют во всех образовательных учреждениях. Любой педагог должен понимать, что для достижения образовательных целей, для получения истинных знаний необходимо подвергнуть проблему к исследованию. Чтобы достигнуть результатов в решении проблемы исследовании, ученикам должны вкладываться всеми интеллектуальными силами. Смысл проблемного метода заключается в том, что преподаватель дает обучающимся учебный материал, но при этом создаёт проблему, которую необходимо решить для достижения новых знаний. Задача учеников заключается в нахождении истины через разные приемы и методы решения проблемы. Не всегда через существующие пути можно достигнуть каких-либо результатов, поэтому необходимо бывает искать новые пути и способы. Проблемная ситуация, которая задается преподавателем представляет из себя задачи, предстоящие решить ученикам. До начала работы педагог обязан создать все условия для дальнейшей деятельности участников. Учащиеся должны проявлять самостоятельность и активность в предстающей работе, в противном случе, проблема будет оставаться актуальной. Структура работы проблемного обучения: постановка проблемы, выбор путей решения проблемы,   выдвижение разных гипотез, обсуждение предложений, выделение истины, подведение итогов. В проведении исследовательских работ на уроках права в образовательных учреждениях существуют разновидности методов проблемного обучения. Для достижения поставленной цели преподавателем перед учениками необходимо выбрать подходящий метод. Методы проблемного обучения классифицируются на следующие виды: исследовательский, эвристический, монологический, диалогический, рассуждение. Основной задачей проблемного метода является развитие у подрастающего поколения знаний, умений и навыков на основе исследовательских работ, путем достижения новых знаний и способов их достижения. Отметим, что преподавание права в условиях современного образования базируется на ряде принципов [5].

Таким образом, основные понятия, методы и принципы преподавания права нами были рассмотрены в данном вопросе с теоретической точки зрения. Делая вывод, можно сказать одних теоретических знаний или теоретических изысканий в данном вопросе недостаточно. Существует необходимость в проведении практических работ и исследовании данной проблемы. С учетом современных тенденций в образовании, также существует острая нехватка в правильности применения уже существующих методов обучения с учетом новых технологий образования.

Список литературы

1. Мынбаева А.К., Садвакасова З.М. Искусство преподавания. Концепции и инновационные методы обучения: учебное пособие /- Алматы: Казахский национальный университет им. аль-Фараби, 2012. - 228 c.

2. Кодола Н.В. Методика обучения. Практические советы: учебное пособие /- Москва: Аспект Пресс, 2011. - 174 c.

3. Торгашев Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе / - Электрон. текстовые данные. - М.: Российский государственный университет правосудия, 2010. - 341 c.

4. Соболева М.А. Современные методы формирования правовой компетенции будущих специалистов сферы здравоохранения в процессе профессионального образования[Текст] / // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III Междунар. науч. конф., январь 2013 г., г. Пермь. Пермь, 2013. С. 127

5. Алексеев Г.В. Современные подходы к решению некоторых проблем непрерывного образования : монография /- Саратов : Вузовское образование, 2015. - 195 c.

Войти или Создать
* Забыли пароль?