РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКОВ В ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИНАХ СИСТЕМЫ WORLDSKILLS RUSSIA
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются вопросы развития технического потенциала у школьников при работе в различных компетенциях на чемпионатах WorldSkills, при подготовке к чемпиона-там, а также проблеме формировании технических компетенций. В статье показана важ-ность участия обучающихся в системе WorldSkills для их развития в техническом творче-стве.

Ключевые слова:
дополнительное образование, техническое творчество, интерактивные методы обучения, WorldSkills
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

 

Сегодня в контексте глобализации образования всё больше внимания уделяется воспитанию грамотных технических специалистов, что является востребованным в современных социально-культурных и экономических условиях, для которых характерно стремительное развитие научно-технического прогресса [5]. Особую востребованность получают подходы к организации технического творчества старшеклассников в условиях сетевого образовательного взаимодействия [4], реализация перспективных методов и форм развития научно-технического потенциала подрастающего поколения [5], патриотическое воспитание детей и молодежи средствами приобщения к научно-техническому наследию региона, страны [6], разработка и реализация индивидуально-ориентированных приемов развития научно-технического творчества обучающихся в условиях дополнительного образования [7]. Логичным и очень полезным шагом стало появление сети детских технопарков, как на базе существующих организаций доп. образования, так и на базе школ. Обучающиеся получают доступ к новейшим образовательным программам и стандартам, современному оборудованию и софту.

Постепенно больше руководителей предприятий понимают необходимость в открытии собственных центров обучения для школьников и студентов. Не всегда получается получить подходящего специалиста сразу после выпуска из ВУЗа, а найдя увлечённого школьника и дав ему дополнительное образование нужного профиля- можно получить весьма квалифицированного специалиста именно под нужды предприятия. В Калуге такой центр был открыт при ОКБ МЭЛ, где мне довелось работать со школьниками и студентами первых курсов КФ МГТУ.

Стремительная трансформация общества и экономики актуализирует необходимость распространения и развития технического и инженерного образования, которая в англоязычном мире нашла свое воплощение в идеях, методике и технологиях STEM: Science, technology, engineering, mathematics (естественные науки, технология, инженерное искусство, математика). Обучение в формате STEM признается национальными позиционными документами США, Канады, Австралии, Великобритании и Ирландии в качестве эффективного условия формирования и развития навыков, обеспечивающих конкурентоспособность современного человека. Особенностью STEM-образования считается подготовка школьников к виду деятельности или работе, в которых успех зависит не столько от того, что человек знает, но от того, что может сделать с этим знанием. То есть ценностью признается практическая и профессионально-техническая ориентация образования [8].

Существуют различные пути развития технического мышления школьников:

1. Формирование логического, математического мышления на уроках (физика, математика).

2. Технологическое образование (технология, черчение).

3. Профильные технологические / инженерные классы.

4. Участие в конференциях и чтениях технической направленности.

5. Внеурочная деятельность.

6. Конкурсы профессионального мастерства. WorldSkils.

7. Детские технопарки, кванториумы, клубы робототехники и т.д.

Есть мнение, что развивать потенциал технических навыков школьников необходимо именно с использованием системы чемпионатов WorldSkills Russia. Данную позицию, применительно к гуманитарному образованию, также разделяют Н.А. Григорьева, С.И. Наумов и др. [3].

Техническое мышление базируется на обычном мышлении, поэтому ему присущи операции сравнения, противопоставления, классификации, анализа, синтеза и др. Лабораторные работы, проведение физических опытов, решение задач на физические эффекты и явления способствуют повышению знаний школьников о технических объектах, технологических процессах, учат работе со справочниками, материалами научно-технической информации. В практике изучения физики накоплен богатый материал творческих задач на физические эффекты и явления, задач-фокусов, изобретательских задач с физико-техническим содержанием. Все они дают богатую пищу для размышлений и развития технического мышления [1].

Направление, которое на чемпионате представляю я – это «Изготовление прототипов».  Ученики осваивают множество навыков (работа ручным инструментом, CAD моделирование, работа с аддитивными технологиями, пайка, разработка электроники, программирование и т.д.).

Оборудование и софт стоят слишком дорого для средней общеобразовательной школы.  На выручку приходит система мини технопарков «Кванториум» и «Точек роста». Школьные уроки технологии не дают и малой доли необходимых современному человеку знаний.

Находясь в системе дополнительного образования с 1999 г., я хорошо видел, как меняется и мутирует обучение техническим компетенциям в нашей стране. На данный момент вершиной и важной целью на пути обучающихся является участие в чемпионатах WorldSkills различных уровней. Участие в чемпионатах WorldSkills даёт глубокое понимание профессиональных стандартов в разных направлениях и готовит обучающихся к работе по выбранной профессии по чёткой дорожной карте.

Приехав с учениками на свой первый региональный чемпионат WorldSkills, мы поняли, что слишком оторваны от этой системы и просто учимся недостаточно актуальным навыкам. Кейсы, которые мы готовы решить – устарели пару лет назад, а наше оборудование пора менять на совершенно иное. Собрались, актуализировали свои знания и навыки, оборудование и софт. Следующие чемпионаты мы выиграли.

«Сегодня сотрудничество с WorldSkills Россия становится критерием прогрессивности для чиновника, работника образования, бизнесмена или руководителя корпорации», - отметила Татьяна Голикова на закрытии национального чемпионата.

В системе WorldSkills Russia 245 компетенций. Многие из них имеют техническую направленность. Каждый год команды специалистов мирового уровня вносят коррективы и в регламент проведения чемпионатов и в конкурсные задания, и в описания компетенций. Обучающиеся всегда работают с актуальными стандартами профессий. По некоторым компетенциям в нашей стране ещё нет учебных программ, а есть и такие, по которым обучение происходит только в формате доп. образования. 

Сейчас многие выпускные экзамены в СТУЗах проходят в новом формате, формате демо-экзаменов. Демо-экзамен – тоже чемпионат в формате WorldSkills. Это помогает скорректировать учебный план с современными требованиями профессий.

Весьма важным в доп. образовании можно назвать формирование сообщества. Это даёт обучающимся хороший толчок в развитии. Находясь в обществе единомышленников, школьники с большим энтузиазмом вкладываются в изучение чего-то нового и в генерацию идей. Так же полезным я могу назвать создание экосистемы чемпионата. Сюда можно включить и работу с учениками, и работу с городскими школами и объединениями, и работу с поставщиками оборудования и создание профильных сайтов и электронных библиотек. Всё это уже существует и доступно школьникам при подготовке к чемпионатам. Очень важно, при возникновении вопроса, знать, где найти ответ максимально быстро и высокой вероятностью. Существующая система обучения и сертификации экспертов и наставников WorldSkills показывает высокие результаты.

На чемпионате эксперты и участники получают цифровой след в электронной системе. Формируется Skill-паспорт. Работодатель или ВУЗ могут оценить школьника и скорректировать применение будущего работника или абитуриента. Хочется отметить возможность сравнения специалистов (даже между компетенциями).

Конечно, не каждый ученик после кружка технического творчества станет инженером, но решив пойти в технический ВУЗ он сделает это осознанно и сможет стать значительно более эффективным специалистом, а сменив вектор своего обучения- всегда сможет справиться с современным оборудованием или технологией на любом месте работы. Не существует больше профессий, где технические навыки не важны.

Таким образом, в данной статье мы показали важность участия обучающихся в системе WorldSkills для их развития в техническом творчестве.

Список литературы

1. В мире эвристических задач: сборник /сост. З.А. Литова. Курск.: Изд-во Курск. гос. пед. ун-та, 2002. 30 с.

2. Гильбух Ю.З. Что такое техническое мышление? // Трудовое обучение. 1986. №6. С. 27-32.

3. Григорьева Н.А., Наумов С.И. Изучение английского языка как часть программы под-готовки национальной сборной WorldSkills Russia // Педагогические технологии. 2022. № 1. С. 55-61.

4. Иванов Н.Г., Иванова И.В., Алехина Г.Д. Организация технического творчества стар-шеклассников в условиях сетевого образовательного взаимодействия // Вестник Том-ского государственного педагогического университета. 2016. №12 (177). С.20-23.

5. Иванова И.В., Иванов Н.Г. Вклад в решение задач развития научно-технического по-тенциала подрастающего поколения // Вестник томского государственного универ-ситета. 2019. №443. С.225-235.

6. Иванова И.В., Иванов Н.Г. Патриотическое воспитание детей на Калужской земле че-рез организацию дополнительного космического образования технического профиля // Методист. 2015. №2. С.21-27.

7. Иванова И.В., Иванов Н.Г. Развитие научно-технического творчества подростков// Воспитание школьников. 2017. №5. С. 3-111.

8. НТИ. Технологическое образование школьников. Актуальная ситуация и пути разви-тия // Аналитический отчёт. 2018. URL: https://apimag.kursksu.ru/media/pdf/054-028.pdf (дата обращения: 14.02.2020)

Войти или Создать
* Забыли пароль?