НЕСТАНДАРТНЫЕ ПОДХОДЫ К ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассказывается о многолетнем опыте сотрудничества Центра развития творчества детей и юношества «Созвездие» с Музеем ремесла, архитектуры и быта в области этнографического и патриотического воспитания учащихся дошкольного и школьного возраста. Воспитание осуществляется посредством знакомства со старинным промыслом калужской глиняной игрушки. Проведение мастер-классов по лепке из глины, экскурсии, совместные творческие выставки, активное взаимодействие с семьями учащихся – всё это позволяет воспитывать молодёжь, ответственную за судьбы своей страны.

Ключевые слова:
дополнительное образование, патриотическое воспитание, искусство и традиции Калужского края, народные промыслы
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Жизнь современного общества стремительно движется вперёд. В этом ускоряющемся потоке быстро меняются приоритеты, предъявляемые к воспитанию подрастающего поколения. Однако неизменным остаётся социальный заказ на воспитание личности с активной гражданско-нравственной и патриотической позицией.

Патриотизм это не только любовь к своему государству, своей Родине. Патриотизм – это целый комплекс позитивных человеческих качеств, благодаря которым человек становится осознанным субъектом собственной созидательной деятельности, определяя смысл своей жизни как саморазвитие и самореализацию для служения своему народу и Отечеству. Это необходимое условие для становления России как самобытного и самодостаточного государства, уважаемого мировым сообществом. Богатство любой страны – её народ и его духовный потенциал. Развиваясь, наши дети будут преумножать богатства России [1, с. 21-22].

Патриотическое образование и воспитание реализуется, в том числе, через систему дополнительного образования, которому сегодня отведена особая роль в воспитании подрастающего поколения. В трудах Л.В. Байбородовой, М.И. Рожкова, И.В. Ивановой, Н.Г. Иванова, Т.В. Машаровой, Т.В. Лушниковой рассмотрены педагогические возможности данной образовательной системы в части реализации регионального образовательного компонента, который, с одной стороны, выступает фактором педагогического сопровождения саморазвития детей в условиях дополнительного образования,  с другой стороны, способствует развитию патриотических качеств обучающихся [3; 5].

Патриотическое воспитание с каждым годом приобретает все большую значимость. Этот сложный педагогический процесс является приоритетной задачей любого образовательного учреждения. Пропущенные через детское восприятие, неосознанные впечатления ребёнка, полученные им на занятиях, непременно сыграют огромную роль в становлении его личности.

Одним из примеров нестандартного подхода к патриотическому воспитанию учащихся дошкольного и школьного возраста является опыт многолетнего сотрудничества педагогов дополнительного образования Центра развития творчества детей и юношества «Созвездие» г. Калуги и Музея ремесла, архитектуры и быта.

В процессе взаимодействия выстраивается комплексная работа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения через знакомство с народным промыслом, искусством и традициями Калужского края. Учащиеся, проявляющие интерес к народному, художественному творчеству, получают уникальную возможность пройти обучение в творческой мастерской-лаборатории Музея ремесла по лепке традиционной глиняной игрушки г. Калуги.  Изучение древнего промысла, имевшего бытование на территории нашего города много веков назад, вовлекает учащихся в тесный контакт с культурным наследием своих предков. Эффект погружения обеспечивает то, что занятия проходят в старинном особняке (городская усадьба II половины XIX в., дом Гостева-Цыплакова) на фоне исторических интерьеров в окружении подлинных предметов народного быта прошлых веков.

Основные направления взаимодействия Центра и Музея ремесла:

1.  Экскурсионная и методическая работа.

Посещение стационарных экспозиций и выставок Музея. Во время экскурсий происходит пробуждение детского интереса к изучению народного традиционного быта и народного искусства, что позволяет выработать в учащихся чувство ответственности за собственную судьбу и судьбу своей страны. Экскурсии проходят в доступной для детей форме, с учетом их возраста.

2.  Работа с семьями.

Проблема семьи занимает приоритетное место в современной культурно-образовательной деятельности музеев [2, с.463]. Во время экскурсий и мастер-классов происходит совместное обучение и взаимодействие учащихся дошкольного возраста и их родителей. Такие занятия способствуют укреплению и формированию семей, в которых кропотливо и терпеливо воспитывают детей, способных пронести любовь к своей «малой Родине» через всю свою жизнь и, в конечном итоге, воспитывают личность, действительно любящую свою страну.

Становясь участниками творческого процесса восстановления промысла калужской глиняной игрушки, бытовавшей на нашей земле в XV-XX вв., дети не просто погружаются в историческое прошлое своего края, но надолго заряжаются энергией положительных эмоций. Свои первые работы из глины учащиеся Центра сохраняют в домашних коллекциях, с удовольствием демонстрируют на декоративно-прикладных городских выставках [2, с.422].

В настоящее время еще одной формой работы с семьей стало дистанционное обучение посредством организации учебно-творческих групп в социальной сети ВКонтакте и взаимодействие с официальной группой Музея ремесла. Виртуальные музейные экскурсии позволили расширить круг заочных учащихся Центра «Созвездие» и посетителей Музея ремесла.

3.  Организация творческих выставок.

Совместные творческие выставки, регулярно проводимые Центром «Созвездие» и Музеем ремесла, дают возможность познакомиться с детскими достижениями и самим учащимся, и широкой общественности. Это и тематические выставки («Как Баба Яга в Калугу вернулась», «Под мирным небом», посвящённая защитникам Отечества и др.), и образцы традиционного художественного промысла глиняной игрушки г. Калуги.

4.  Образовательные программы Школы Народных Мастеров.

Технологии обучения детей разного возраста первоначальным приёмам лепки из глины были разработаны в творческой мастерской-лаборатории и на занятиях в Школе Народных Мастеров при Музее ремесла. На основе чего, Л.И. Федоровой и В.А. Ткаченко была создана обучающая программа «Первоначальная работа с глиной». Сегодня эта программа успешно используется как на занятиях лепкой в ЦРТДиЮ «Созвездие», так и при проведении различных мастер-классов мастерами Музея ремесла и педагогами Центра «Созвездия» во время городских мероприятий.

С 2014 г. в Музее ремесла реализуется проект «Летний дворик народного творчества», призванный способствовать сохранению культурно-исторического наследия нашего города и страны. «Летний дворик» организован во дворе Музея ремесла. Свободный вход на территорию «Дворика», постоянно сменяющиеся тематические экспозиции, возможность, в прямом смысле, прикоснуться к своей недавней истории, сделали его одним из любимых мест отдыха наших земляков. В любой момент сюда можно прийти на экскурсию, провести время в общении с предметами недалёкого прошлого.

«Летний дворик» расширил возможности интерактивного взаимодействия Музея ремесла и Центра «Созвездие». Открытое пространство позволяет принять одновременно большее количество учащихся, создает условия свободного и непринуждённого общения. Тематические выставки вызывают неподдельный интерес юных калужан: «Галерея Славы», посвящённая Победе советского народа в Великой Отечественной войне, фотовыставки «Калужские дети», «Наш город –Калуга», «Новогодняя открытка» и др.

Выставленные на стендах предметы недавнего быта (среди них – «Кирпич Желаний», «Транспортное средство князя Гвидона» – огромная бочка из цельного ствола липы, красивые калужские изразцы и мн. др.), вызывают удивление маленьких экскурсантов, способствует формированию детской познавательной активности. Пришедшие вместе с детьми родители могут сами стать экскурсоводами, поделиться воспоминаниями из собственного детства.

Многие мероприятия в «Летнем дворике» проходят в форме игры. Игра - одна из нетрадиционных форм современного занятия, пример подлинной музейной коммуникации сегодняшнего дня. В процессе этой коммуникации важна активная позиция педагога, желание и умение сформировать у учащихся ощущение, осознание себя частью своей Родины. Расширяя на занятиях знания и умения учащихся, их, пока ещё небольшой, жизненный опыт, педагоги стараются воспитывать в детях уважение к прошлому, приобщать к культуре и пониманию старшего поколения [4, с.38].

Традиции, ценности, история, культура родного края – это та основа, на которой зиждется нравственная и патриотическая позиция личности. Представленный опыт взаимодействия организации дополнительного образования и музея направлен на создание и укрепление этой основы в каждом учащемся и позволяет комплексно решать задачи патриотического воспитания подрастающего поколения.

Список литературы

1. Герасимова, Ю.Н. Осуществление комплексного подхода в обучении народным промыслам с целью художественно-эстетического воспитания школьников/Ю.Н.Герасимова//Педагогическое творчество. Городские конкурсы профессионального мастерства учителей и воспитателей г. Калуги/под ред.А.И. Гавриченкова.- Управление образования г. Калуги, Научно-методический центр.- Калуга: Н.Ф. Бочкарёвой, 2004.- С.21-22.

2. Герасимова, Ю.Н. Возможности школы и учреждений дополнительного образования в реализации нестандартных форм работы с музеями/Ю.Н.Герасимова//Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Музей - школе, школа - музею: возможности интеграции/под ред. Е.В.Архипцева. - Министерство культуры РФ, ФГБУК «Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского».-Калуга: Наша полиграфия, 2014. - С.38.

3. Иванова, И.В. Патриотическое воспитание детей на Калужской земле через организацию дополнительного космического образования технического профиля / И.В. Иванова, Н.Г. Иванов // Методист. - 2015. №2.- С.21-27.

4. Музейное дело в России/под ред. М.Е. Коулен, И.М. Коссовой, А.А. Сундиевой. - Москва:ВК, 2005.- 463 с.

5. Теоретические основания педагогического сопровождения саморазвития подростков : монография / И.В. Иванова, М.И. Рожков, Т.В. Машарова, Л.В. Байбородова, Т.В. Лушникова; под ред. И.В. Ивановой. - М.: РУСАЙНС, 2020. - 132 с

Войти или Создать
* Забыли пароль?