Брянск, Брянская область, Россия
УДК 711.4.01 Теория и эстетика градостроительства
Городской дизайн - это важная составляющая формирования города, обеспечивающая удобство его жителей и гостей, формирующая отношение к городу, определяющая его будущее. Городской дизайн – понятие сложное и многоаспектное. В статье рассматриваются составляющие дизайна (городская архитектура, экологичность, эргономичность и технологичность городской среды), выявляется их влияние на бренд города в целом. На примере туристической отрасли даются рекомендации преображения города как объекта туризма. В итоге выделяются направления оценки эффективности городского дизайна.
городской дизайн, бренд города, городская архитектура, экологичность городской среды, эргономичность городской среды, технологичность городской среды, эффективность городского дизайна
Введение
В современных условиях проблема организации городского пространства становится особенно актуальной. Город рассматривается не только как место проживания и работы, но и как пространство для творчества, центр туризма и т.д. Потому всё большую актуальность приобретают аспекты городского дизайна, обеспечения экологичности, психологического комфорта всех лиц, находящихся на городской территории.
Состояние города является важным индикатором состояния общества. Недаром по внешности города судят о его жителях. Одни города создают впечатление мрачных, другие – шумных и быстрых, третьи – лениво-размеренных, четвёртые – праздных и т.д. Поэтому так важно следить за состоянием городов, иметь чёткий план их развития с учётом аспектов дизайна.
1. Материалы, модели, эксперименты, методы и методики
Городской дизайн охватывает следующие направления совершенствования:
1. Внешний вид городских объектов (индивидуальность, эргномичность, адекватность цветовых решений, эстетичность).
2. Дизайн городской среды, который позволяет минимизировать техногенные факторы и снизить стресс, получаемый горожанами (информационная нагрузка, работа общественного транспорта и т.д.).
3. Дизайн навигационных систем, благодаря которому городская среда становится более понятной, безопасной.
4. Дизайн процессов, обеспечивающий более быстрое и понятное получение тех или иных услуг.
5. Графический дизайн, упорядочивающий необходимую пользователю информацию: как навигационный, так и информативный.
Городской дизайн тесно связан с брендом города, то есть с тем, какой образ проявляется в сознании людей при упоминании названия города [3]. Бренд города важен не только для его жителей. Благоприятный образ города это повод для населения остаться в нём и работать на его благо, это положительное отношение к произведённым в нём товарам, магнит для инвестиций, туристов, новых жителей. И состояние всех составляющих городского дизайна оказывает непосредственное влияние на городской бренд (рис. 1).
Рис. 1. Взаимосвязь дизайна и бренда города
Fig. 1. The relationship between the design and the brand of the city
Рассмотрим все составляющие городского дизайна более подробно.
Архитектура и ландшафт первыми формируют восприятие города. У него должны присутствовать выраженный центр, индивидуальные особенности в архитектуре. Важно учитывать возраст и этажность застройки, её плотность, архитектурные решения – их продуманность и индивидуальность, степень озеленения.
Так, при высокой этажности застройки не всегда учитываются аспекты психологического комфорта проживания большого количества людей на ограниченной территории, уровень накопленного стресса при нахождении на высотных этажах. Не в полоний мере решены вопросы утилизации твёрдых бытовых отходов, организации парковок, проектирования объектов социальной сферы и культуры, освещённости при плотной застройке, вентиляции. Зачастую такие районы имеют однотипную архитектуру. Это происходит потому, что застройщик стремится максимизировать свою прибыль и редко продумывает вопросы удобства, эргономичности и эстетической привлекательности возводимых домов [5, с. 95].
При создании дизайна городов должны быть учтены потребности их населения, пространственный ландшафт и характер окружающей биосферы. При этом дизайн города является самостоятельным видом проектно-художественной деятельности, и важно продумывать не только местоположение самих зданий и сооружений, но и их внешний вид, согласованность друг с другом.
Поэтому важно следить за состоянием городской инфраструктуры, зданий, их фасадов, оборудованием, витринами, вывесками, рекламой, состоянием остановок общественного транспорта, покрытием дорог, освещением улиц, внешним видом парков, скульптур, фонтанов и т. д., то есть внешним видом города. Также важно минимизировать визуальное загрязнение.
Под визуальным загрязнением понимается чувство неприязни от неэстетичных, несогласующихся между собой элементов городской среды, противоречащим культурным, архитектурным и моральным ценностям, не согласующимся с природой и климатическими особенностями региона [1].
Кричащие разноразмерные вывески на фоне грязных, облупившихся покрытий стен и уродливых граффити, асфальт с выбоинами и ямами, отсутствие зелёных насаждений не только снижают привлекательность города для посетителей, но и обесценивают его в глазах собственных жителей. В таком городе не хочется жить и работать, его презирает молодёжь. Активное население будет уезжать из такого города, распространяя негативное мнение о нём дальше по стране. Отток населения отрицательно скажется на социально-экономическом положении региона, его промышленном потенциале и инвестиционной привлекательности.
Экологическая составляющая является важным фактором формирования восприятия города и дизайна его среды. На сегодняшний день далеко не все населённые пункты России могут похвастаться своей чистотой. По данным Министерства природных ресурсов и экологии РФ ежегодно в России производится около 65 млн. тонн твёрдо-коммунальных отходов (рис. 2) [6]. Важным аспектом состояния городов является не только своевременные уборка и вывоз мусора, но и его переработка, поскольку создание мусорных полигонов вокруг населённых пунктов отрицательно сказывается на экологии и имидже.
Рис. 2. Структура твёрдо-коммунальных отходов в России
Fig. 2. Structure of solid municipal waste in Russia
Следует разработать программу внедрения сортировки мусора, а также строительства мусороперерабатывающих заводов. В итоге во вторичную переработку пойдут стекло, макулатура, пластик, ощутимо снизится доля отходов, подлежащих захоронению. Однако вопрос стоит не только в уборке и переработке, а в самом подходе по минимизации производства данных отходов. И здесь вопрос не изменения культуры населения в целом, а пересмотра культуры потребления. Например, по возможности замены пластиковой упаковки бумажной, создание биоразлагаемой тары и т.д. То есть минимизации вредной составляющей отходов. Такие меры позволят очистить города, улучшить их экологию и внешний вид, благоприятно скажутся на имидже.
Важно заботиться о снижении промышленных выбросов, очищая экологию городов, применяя экологические инновации. Однако, согласно доступным данным Росстата [7] в России в целом с 2014 г. по 2019 г. снижалась интенсивность экологических инноваций (табл. 1). Следовательно, ухудшалась экологическая ситуация в городах, повышалась вероятность образования смога, загрязнения воды. Все эти факторы отрицательно сказывались на здоровье горожан, внешнем облике городов и их имидже.
Грамотно выстроенный городской дизайн способен стать едва ли не основным конкурентным преимуществом при привлечении в город туристов. Помимо того, что из года в год наблюдается устойчивая тенденция к росту внутреннего туризма (рис. 3), в условиях ковидных ограничений и международных санкций внутренний туризм в ближайшие годы способен стать основным. Поэтому совершенствование городского дизайна, придание городу индивидуальности становится необходимым.
В настоящее время формируются новый туристический рынок – внутренний. Те места, на которые избалованные иностранными красотами туристы даже не смотрели, могут сегодня стать центрами туристического притяжения. И здесь важно обратить внимание на визуальную привлекательность городов. В идеале нужно научить население смотреть на свой город глазами туристов, подмечать красоту, интересоваться его историей и культурой. И достичь этого также поможет правильный городской дизайн.
Таблица 1
Организации, осуществлявшие инновации по повышению экологической безопасности в процессе производства товаров, работ, услуг (в процентах от общего числа организаций, осуществляющих экологические инновации)
Table 1
Organizations that have implemented innovations to improve environmental safety in the production of goods, works, services (as a percentage of the total number of organizations implementing environmental innovations)
Виды экологических инноваций |
2014 |
2015 |
2017 |
2019 |
Сокращение материальных затрат на производство единицы товаров, работ, услуг |
50,1 |
45,3 |
41,8 |
44,5 |
Сокращение энергозатрат на производство единицы товаров, работ, услуг |
55,4 |
55,8 |
51 |
54,5 |
Сокращение выброса в атмосферу диоксида углерода (СО2) |
41,8 |
43 |
37,3 |
35 |
Замена сырья и материалов на безопасные или менее опасные |
45 |
40,5 |
34,5 |
33,3 |
Снижение загрязнения окружающей среды (атмосферного воздуха, земельных, водных ресурсов, уменьшение уровня шума) |
81,2 |
79,8 |
78,4 |
68,7 |
Осуществление вторичной переработки (рециркуляции) отходов производства, воды или материалов |
45,6 |
46,5 |
43,4 |
38,9 |
Сохранение и воспроизводство используемых сельским хозяйством природных ресурсов |
н/д |
н/д |
13,8 |
30,6 |
Рис. 3. Численность российских туристов, отправленных туристскими фирмами, в туры по России, тыс. человек [7]
Fig. 3. The number of Russian tourists sent by travel companies on tours in Russia, thousand people [7]
Технологичность городской среды является требованием времени. Новые технологии помогают сделать жизнь в городе безопасней и комфортней. Например, развитие цифровых технологий позволяет своевременно анализировать состояние зданий, следить за дорожным трафиком, при необходимости перенаправляя транспортные потоки и т.д.
Также интересными являются архитектурные решения, выполненные с применением новых подходов и технологий. Они разнообразят образ города, делают его более современным. Например, применение бионики в архитектуре. Бионика – «это инновационный архитектурный стиль, берущий самое лучшее от природы: рельефы, контуры, формы» [4]. Применение такой архитектуры призвано снизить уровень стресса, разнообразить городской ландшафт.
2. Результаты
Рассмотрим более подробно аспекты совершенствования городского дизайна на примере туристической отрасли.
Городской дизайн - первое, на что обращает внимание турист, приезжая в новое место. Важной проблемой большинства городов России является низкая интеграция объектов культуры в туристическую отрасль как в плане сервиса и сопутствующей инфраструктуры, так и в плане продвижения своих мероприятий, их визуального подтверждения.
Для любого туристического объекта важна визуальная составляющая. И для привлекательной картинки в буклете и на туристическом фото должны быть созданы все условия: планировка улиц, фотозоны, памятники, городская скульптура и т.д. Важным является наличие системы туристической навигации: указателей направления к достопримечательностям, местам питания и отдыха. Такая система навигации должна отвечать требованиям информативности, наглядности, понятности, простоты, единообразия, эстетичности и технологичности. Желательно также создать информационные центры туризма хотя бы в областных центрах [2].
Для большей привлекательности возможно добавить к внешнему виду города информационную составляющую. Например, предложить городским писателям и историкам создать сборники городских легенд, историй, а мастерам – разработать привлекательную сувенирную продукцию. Таким образом, дизайн получит подкрепление – полноценный «образ места».
Удачным примером трансформации города, создания интересного туристического центра, на взгляд автора статьи, является Йошкар-Ола. С 2008 года город преобразился, обзавёлся удивительно красивой набережной, зданиями, скульптурами, с каждым годом привлекая всё больше туристов (рис. 4).
Существенным аспектом городской среды является её доступность для людей с ограниченными возможностями, достаточность светового оформления улиц, наличие в городе зон отдыха и пешеходных зон, декорирование городских пространств табличками с информацией об истории города и т.д.
Такие меры позволят не только развивать туризм, но и сильнее укреплять бренд города.
Эффективность городского дизайна можно исследовать по следующим направлениям: социальному, эстетическо-эргономическому и экономическому (табл. 2).
Рис. 4. Фрагмент набережной Йошкар-Олы (фото автора)
Fig. 4. Fragment of the embankment of Yoshkar-Ola (photo by the author)
Таблица 2
Направления исследования эффективности городского дизайна
Table 2
Directions of research on the effectiveness of urban design
Социальный |
Эстетическо-эргономический |
Экономический |
Снижение уровня стресса и пассивной агрессии через создание новой среды. Приток в город рабочей силы и снижения оттока молодёжи Создание комфортной для жизни среды. Создание условий для более активного развития культуры, искусства, спорта, отдыха и т. д. |
Привлекательность территорий для жителей города. Привлекательность территорий для гостей города. Удобство городских пространств |
Создание новых рабочих мест. Приток инвестиций. Развитие инфраструктуры. Развитие туризма Формирование и укрепление бренда города, который в дальнейшем можно коммерциализовывать (например, получать роялти при продаже лицензий за пользование брендом территории). |
Заключение
Городская среда должна нести культуру, оздоравливать общество, вдохновлять его. Однако помимо внешней стороны вопроса следует заботиться и об отношении горожан к окружающему их пространству. Необходима агитация и разъяснительные работы среди школьников и взрослых граждан о бережном отношении к своему жизненному пространству.
Необходимо регулярно поводить мониторинг состояния городской среды по перечисленным в табл. 2 направлениям.
Важно также обеспечить кадровую составляющую процесса городского дизайна, привлекая квалифицированные кадры в данной сфере и переобучая их под нужды конкретного города. Также для преображения города необходимы инвесторы и целевое финансирование.
1. Аль-Фахад А.З.М. Городской дизайн как фактор воздействия на экономику // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2018. №3. С. 40-44.
2. Гетманченко О.В., Вяткина Б.М. Роль городского дизайна и малых архитектурных форм в развитии туристической индустрии // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2014. №5 (10). С. 103- 112.
3. Ларичева Е.А. Развитие внутреннего городского туризма как способ снижения негативных влияний урбанизации. Философия в контексте современных социальных практик: материалы V Философских чтений : 21 ноября 2020 г. Брянск: Брянская областная научная универсальная библиотека им. Ф.И. Тютчева, 2021. С. 90-95. ISBN 978-5-6046431-3-6.
4. Максименко А.Е., Малаховская А.И. Бионическая архитектура // Строительство и техногенная безопасность. 2016. № 2 (54). С. 8-11.
5. Прядко И.П. Биосферные и социальные процессы в аспекте стратегического дизайна городской среды // Урбанистика. 2019. №1. С. 88-101. DOIhttps://doi.org/10.7256/2310-8673.2019.1.23227.
6. Промежуточные итоги реализации реформы в сфере ТКО. URL : https://www.mnr.gov.ru/upload/iblock/Презентация Гудкова И.Э..pdf (дата обращения 10.04.2022).
7. Росстат. Официальный сайт. URL : https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения 3.04.2022).