Россия
с 01.01.2017 по 01.01.2021
Челябинск, Челябинская область, Россия
На современном этапе развития Интернета активно развиваются компьютерные игры, вовлекающие в себя все большее количество людей. Продолжительное нахождение молодежи в киберпространстве способствует торможению развития эмоциональной сферы. Результаты проведенного анализа подтверждают данную гипотезу: уровень развития эмоционального интеллекта у играющих юношей ниже, чем у не играющих.
эмоциональный интеллект, компьютерная игра, игровая компьютерная зависимость, увлеченность компьютерными играми, юность, половые различия
В настоящее время Интернет и компьютерные игры развиваются как никогда быстро, и исследование зависимости от данного явления - одна из главных современных проблем, актуальных уже около 20 лет. Но, несмотря на это, существуют достаточно противоречивые точки зрения о влиянии киберпространства на психику человека.
Известно, что игровая компьютерная зависимость заключается в чрезмерном пристрастии к компьютерным играм и к предметам, связанным с ними, и нередко молодые люди злоупотребляют пребыванием в ней. Например, в октябре 2005 г. в Китае умерла девочка, известная под ником Snowly, вследствие непрерывной игры в World of Warcraft в течение нескольких дней [4]. В сентябре 2009 г. в Южной Корее от голода умер ребенок, чьи родители играли в PRIUS в одном из интернет-кафе города [5]. В октябре 2019 г. в Тайланде от инсульта, вызванного ночными играми, скончался юноша [3].
Сложно не отметить, что рост числа игроков с каждым годом только растет. Согласно статистике, указанной в исследовании НИУ «Высшая школа экономики» «Индустрия компьютерных игр 2020», количество игроков в мире более 2,5 млрд, 65 млн которых из России. Статистика Mail.ru определила, что средняя продолжительность в киберпространстве выросла до 8,5 часов в сутки [2].
Многие исследователи утверждают, что жертвами игровой зависимости становятся в основном дети и молодежь. Социализация подростков и юношей в самостоятельной жизни во многом зависит от навыков коммуникации, в процессе которой они не только получают опыт, но и реализуются как личность и влияют на жизненные обстоятельства и окружающих людей [6]. Когда юноши и девушки не могут найти контакт с другими, они прибегают к замене реального общения киберсредой: социальными сетями, компьютерными играми и т.д.
По мнению О.В. Григорьевой и Н.В. Ванюхиной, зависимость от Интернета и компьютерных игр связана с психоэмоциональной сферой личности [1]. Особенности эмоционального интеллекта в юношеском возрасте почти сформированы, но нередко молодые люди сталкиваются с такими трудностями: с непониманием чужих эмоций и потерей контроля над своими [7].
Это заставило нас изучить особенности связи эмоционального интеллекта и степени увлеченности компьютерными играми в юношеском возрасте.
Объект исследования: эмоциональный интеллект и увлеченность компьютерными играми в юношеском возрасте.
Предмет исследования: взаимосвязь эмоционального интеллекта и увлеченности компьютерными играми.
Цель исследования: исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и увлеченности компьютерными играми в юношеском возрасте.
Организация исследования: проведено исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и увлеченности компьютерными играми в юношеском возрасте, участниками которого стали 53 чел., юноши (26 чел.) и девушки (27 чел.) в возрасте 15-17 лет, ученики 10-х классов МБОУ «СОШ №7 г. Йошкар-Ола», МБОУ «Коркатовский лицей» и МБОУ «Октябрьская СОШ».
Нами использовались методика оценки эмоционального интеллекта Д.В. Люсина («Опросник ЭмИн») и тест-опросник степени увлеченности компьютерными играми А.В. Гришиной.
Результаты исследования степени увлеченности компьютерными играми следующие (рис. 1): большая часть испытуемых (60%) имеет естественную степень увлеченности компьютерными играми, средняя степень выявлена у 27% испытуемых, зависимость – у 13%.
Рис. 1. Степень увлеченности компьютерными играми (в %)
Результаты исследования уровня эмоционального интеллекта обучающихся представлены на рис. 2. Большая часть испытуемых имеет средний уровень эмоционального интеллекта (30%), высокий – 26%, очень высокий – 16%. 15% испытуемых имеет очень низкий уровень эмоционального интеллекта, 13% - низкий.
Рис. 2. Уровни развития эмоционального интеллекта (в %)
Таблица 1
Уровни развития эмоционального интеллекта у испытуемых с различной степенью увлеченности компьютерными играми
Степень увлеченности КИ |
Количество испытуемых с различным уровнем развития эмоционального интеллекта (в %) |
||||
Очень высокий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Очень низкий |
|
Зависимость |
0 |
3,7 |
1,9 |
1,8 |
5,6 |
Средняя |
3,7 |
9 |
9,4 |
1,8 |
1,8 |
Естественная |
13 |
11 |
18,8 |
9,4 |
7,5 |
Испытуемые с естественной степенью увлеченности компьютерными играми имеют средний уровень (18,8%), очень высокий (13%), высокий (11%), низкий (9,4%) и очень низкий (7,5%) уровень эмоционального интеллекта. У испытуемых со средней степенью увлеченности компьютерными играми преобладает средний уровень эмоционального интеллекта (9,4%), далее следует высокий уровень (9%), очень высокий уровень (3,7%) и низкий и очень низкий уровни (по 1,8%). Зависимые от компьютерных игр в большей степени обладают очень низким уровнем эмоционального интеллекта (5,6%), далее – высоким (3,7%), средним (1,9%) и низким (1,8%). Испытуемых с зависимостью от компьютерных игр, имеющих высокий уровень эмоционального интеллекта, нет.
Для исследования наличия взаимосвязи между уровнем эмоционального интеллекта и увлеченностью компьютерными играми в юношеском возрасте использовался корреляционный анализ Пирсона. Статистически значимая обратная связь выявлена между 9 из 10 шкал оценки эмоционального интеллекта и игровой компьютерной зависимости (статистически незначимая связь – между шкалой контроля экспрессии (ВЭ) и игровой компьютерной зависимостью (ИКЗ), r = 0.177, при р≤0,05).
Это говорит о наличии обратной связи между уровнем эмоционального интеллекта и увлеченностью компьютерными играми, т.е. чем выше степень увлеченности компьютерными играми, тем ниже уровень эмоционального интеллекта в юношеском возрасте.
Разберем гендерные различия в исследовании взаимосвязи эмоционального интеллекта и увлеченности компьютерными играми. На рис. 3 представлены степени увлеченности компьютерными играми у юношей и девушек.
Рис. 3. Степени увлеченности компьютерными играми у юношей и девушек (в %)
Степень увлеченности компьютерными играми у юношей в равной степени представлена в среднем и естественном уровнях (по 38%), зависимых – 24%. По данным на рис. 3 можно сделать вывод о том, что девушки менее увлечены компьютерными играми, чем юноши. Количество девушек (в %) с естественной степенью увлеченности – 81%, со средней – 15%, с зависимостью – 4%.
Уровни развития эмоционального интеллекта у юношей и девушек можно увидеть на рис. 4.
Рис. 4. Уровни развития эмоционального интеллекта у юношей и девушек (в %)
Очевидно, что большая часть исследуемых юношей имеют средний уровень эмоционального интеллекта (34%), высокий уровень – у 27%, очень низкий – у 15%, по 12% - у респондентов с очень высоким и низким уровнями. Четверть испытуемых девушек имеют средний уровень эмоционального интеллекта (26%), далее по 22% - очень высокий и высокий, по 15% - низкий и очень низкий.
Таблица 2
Уровни развития эмоционального интеллекта у юношей и девушек с различной степенью увлеченности компьютерными играми
Степень увлеченности КИ |
Количество юношей и девушек с различным уровнем развития эмоционального интеллекта (в %) |
|||||||||
Очень высокий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Очень низкий |
||||||
|
Ю |
Д |
Ю |
Д |
Ю |
Д |
Ю |
Д |
Ю |
Д |
Зависимость |
0 |
0 |
3,8 |
3,7 |
3,8 |
0 |
3,8 |
0 |
11,5 |
0 |
Средняя |
7,7 |
0 |
7,7 |
11,1 |
19,2 |
0 |
3,8 |
0 |
0 |
3,7 |
Естественная |
3,8 |
22,2 |
15,3 |
7,4 |
11,5 |
11,1 |
3,8 |
14,8 |
3,8 |
11,1 |
У юношей с естественной степенью увлеченности компьютерными играми преобладает высокий уровень эмоционального интеллекта (15,3%), у 11,5% - средний, по 3,8% - очень высокий, низкий и очень низкий уровни. Респонденты со средней степенью увлеченности компьютерными играми имеют средний уровень эмоционального интеллекта (19,2%), по 7,7% - очень высокий и высокий, 3,8% - низкий. У зависимых от компьютерных игр юношей выявлен очень низкий уровень развития эмоционального интеллекта (11,5%), в равной степени (по 3,8%) – высокий, средний и низкий уровни. Испытуемых с зависимостью от компьютерных игр, имеющих высокий уровень эмоционального интеллекта, нет.
Девушки с естественной степенью увлеченности компьютерными играми имеют очень высокий интеллект (22,2%), 14,8% опрошенных – низкий, очень низкий и средний – по 11,1%, высокий – 7,4%. Респондентов со средней степенью увлеченности компьютерными играми, имеющими очень высокий, средний и низкий уровни эмоционального интеллекта, нет. Высоким уровнем эмоционального интеллекта обладают 11,1% девушек, а очень низким – 3,7%. У зависимых от компьютерных игр девушек (3,7%) выявлен высокий уровень эмоционального интеллекта.
Таблица 3
Средние значения по критериям оценки эмоционального интеллекта (опросник ЭмИн Д. Люсина) у юношей и девушек с различной степенью увлеченности компьютерными играми
Степень УКИ |
МЭИ |
ВЭИ |
ПЭ |
УЭ |
МП |
МУ |
ВП |
ВУ |
ВЭ |
ОЭИ |
||||||||||
|
Ю |
Д |
Ю |
Д |
Ю |
Д |
Ю |
Д |
Ю |
Д |
Ю |
Д |
Ю |
Д |
Ю |
Д |
Ю |
Д |
Ю |
Д |
Зав. |
35 |
43 |
39 |
61 |
34 |
55 |
40 |
49 |
19 |
27 |
16 |
16 |
15 |
28 |
13 |
17 |
11 |
20 |
74 |
104 |
Ср. |
42 |
40 |
47 |
47 |
43 |
41 |
47 |
46 |
23 |
21 |
19 |
18 |
20 |
20 |
15 |
13 |
12 |
13 |
90 |
88 |
Ест. |
42 |
45 |
49 |
43 |
42 |
43 |
49 |
44 |
21 |
24 |
20 |
21 |
20 |
19 |
15 |
13 |
13 |
9 |
91 |
88 |
Таблица 4
Средние значения по критериям оценки увлеченности компьютерными играми (тест-опросник А.В. Гришиной) у юношей и девушек с разным уровнем увлеченности компьютерными играми
Уровень УКИ |
ИЭ (Эмоциональное отношение к КИ) |
ИС (Самоконтроль в КИ) |
ИЦ (Целевая направленность в КИ) |
ИР (Родительское отношение к КИ) |
ИО (Предпочтение общения с героями КИ) |
ИКЗ (Игровая компьютерная зависимость) |
||||||
|
Ю |
Д |
Ю |
Д |
Ю |
Д |
Ю |
Д |
Ю |
Д |
Ю |
Д |
Зависимость |
20 |
16 |
27 |
4 |
10 |
15 |
5 |
2 |
12 |
3 |
22,97 |
28,42 |
Средний |
10 |
10 |
21 |
20 |
9 |
7 |
3 |
3 |
8 |
7 |
15,39 |
13,88 |
Естественный |
6 |
6 |
12 |
11 |
5 |
5 |
2 |
2 |
4 |
4 |
8,89 |
8,65 |
Получены статистически значимые результаты (с помощью корреляционного анализа Пирсона) при изучении всех пар исследуемых шкал (между МЭИ, ВЭИ, ПЭ, УЭ, МП, МУ, ВП, ВУ, ВЭ, ОЭИ и ИКЗ) с результатами юношей и 6 из 10 пар шкал (между МЭИ, ВЭИ, УЭ, МП, МУ, ВУ и ИКЗ) с результатами девушек.
Исходя из результатов исследования, делаем вывод о наличии обратной связи между уровнем эмоционального интеллекта и увлеченности компьютерными играми, причем такая связь обнаруживается у юношей, но не у девушек. Юноши более увлечены компьютерными играми, чем девушки. Из равного числа испытуемых юношей (49%) и девушек (51%) количество юношей со средней степенью увлеченности и зависимостью от компьютерных игр (38 и 24%) значительно больше, чем девушек с аналогичными степенями увлеченности (15 и 4%). Средние значения по критериям оценки увлеченности компьютерными играми у юношей с разным уровнем развития эмоционального интеллекта выше, чем у девушек (см. табл. 4). Кроме этого, по данным табл. 3 видно, что девушки более эмоционально развиты, чем юноши.
1. Григорьева О.В. Психоэмоциональная сфера подростков с зависимостью от интернета / О. В. Григорьева, Н. В. Ванюхина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2014. - №3. - С. 32-35.
2. Седых И.А. Индустрия компьютерных игр-2020 // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». - 2020. - 74 С.
3. Подросток всю ночь играл в компьютерную игру и умер: [электронный ресурс]. - URL: https://lenta.ru/news/2019/11/06/teenager
4. Китайской геймерше устроили виртуальные похороны: [электронный ресурс]. - URL: http://www.securitylab.ru/news/241863
5. Пара геймеров, заботясь о виртуальном ребенке, заморила голодом живого младенца: [электронный ресурс]. - URL: https://tverdyi-znak.livejournal.com/351635
6. Рожков М.И. Социальные пробы как фактор социализации учащихся [электронный ресурс] // Ярославский педагогический вестник, 1994. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-proby-kak-faktor-sotsializatsii-uchaschihsya
7. Lezhnina L.V. To the question of socially dangerous behavior predictors of contemporary stu-dents / L. V. Lezhnina, N. S. Morova // Abstract & Proceedings of ADVED 2019 - 5th Interna-tional Conference on Advances in Education and Social Sciences. - Istanbul, Turkey. - 2019. ISBN: 978-605-82433-7-8