Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена изучению нововведений, которые внедряются в российскую систему подготовки научных кадров в настоящее время. Анализируются основные характеристики новой модели аспирантуры, требования, предъявляемые к программе аспирантуры. В работе рассмотрены основные положения новой модели аспирантуры 2022 г. в сравнении с моделью, действующей с 2013 г., представлены отличия федеральных государственных стандартов от федеральных государственных требований. Отдельные положения реформы будут проанализированы применительно к аспирантуре, функционирующей на базе научной организации. Сделан вывод, что новые требования снизят бюрократическую и финансовую нагрузку для научных организаций, направят усилия на реализацию главной цели подготовки кадров в аспирантуре – подготовку ученых, которые защитят диссертацию и получат диплом кандидата наук.

Ключевые слова:
новая модель аспирантуры, федеральный государственный образовательный стандарт, федеральные государственные требования, основная образовательная программа аспирантуры, аспирантура в научной организации
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Аспирантура в последнее десятилетие постоянно находится в зоне повышенного внимания со стороны научной общественности, органов власти, что говорит о ее значении и роли в подготовке кадров для научной и образовательной сферы. В течение 2020-2021 гг. был принят ряд нормативно-правовых актов, определяющих новые требования к организации и условиям подготовки кадров в аспирантуре, новые требования распространяются и на основную образовательную программу аспирантуры. Целью статьи является проведение сравнительного обзора данных изменений для оценки их применения в аспирантуре научной организации.

Очередной этап реформирования связан с поиском путей повышения результативности аспирантуры, определения ее целевых ориентиров, создания условий для совмещения итоговой аттестации в аспирантуре и защиты диссертации [1]. До 2013 г. в нормативных документах были закреплены основы советской системы подготовки аспирантов, обучение завершалось лишь справкой о сданных кандидатских экзаменах. Реформа 2013 г. Была направлена на гармонизацию и достижение преемственности между образовательными программами высшей школы и аспирантуры, сопряжение с Болонской системой. Но включение образовательной составляющей в программу аспирантуры, регламентации всех этапов обучения от приема до выпуска аспиранта, государственная аккредитация аспирантских программ, введение государственной итоговой аттестации не привело к повышению ее результативности. Существующие оценки реформы неоднозначны. Кузьминов И.Я. прямо отмечает, что реформа была неудачной и привела лишь «к усилению бюрократии и снижению научной продуктивности» [2, с. 28]. Реформа не решила проблем укрепления и развития кадрового потенциала российской науки, а наоборот, усугубила их [3, с. 15]. Но при этом необходимость прохождения государственной итоговой аттестации (ГИА) и выдача диплома об окончании аспирантуры после успешного ее прохождения, что было предусмотрено этой реформой, стимулировала подготовку диссертации к определенному сроку – сроку проведения государственной итоговой аттестации. Плюсом можно назвать и то, что в подготовке аспирантов появилось единообразие, которое способствовало развитию мобильности аспирантских программ.

Основные изменения в системе подготовки кадров в аспирантуре представлены в табл. 1.

Таблица 1

Основные изменения в системе подготовки аспирантов

До 1 сентября 2013 г.

С 1 сентября 2013 г.

С 1 марта 2022 г.

1. Основные нормативные акты, определяющие деятельность аспирантуры

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г.

№ 3266-1 «Об образовании»;

Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ

«О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022)

2. Место аспирантуры в системе образования

Уровни послевузовского образования:

− аспирантура (адъюнктура);

− ординатура;

− ассистентура-стажировка;

− докторантура

Третий уровень высшего образования – подготовка кадров высшей квалификации:

− аспирантура (адъюнктура)

Третий уровень высшего образования – подготовка кадров высшей квалификации:

− аспирантура (адъюнктура)

3. Требования к направлению и содержанию образовательных программ аспирантуры

номенклатура специальностей научных работников;

федеральные государственные требования

перечень направлений подготовки;

федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)

номенклатура научных специальностей;

федеральные государственные требования (ФГТ)

4. Объем программы аспирантуры

210 зачетных единиц

180 зачетных единиц*

(60 з.е. в год при очной форме обучения)

75 з.е. при ускоренной, очно-заочной, заочной и других формах обучения)

не регламентирован

5. Результат обучения в аспирантуре

справка об обучении и (или) о сдаче кандидатских экзаменов;

диплом кандидата наук (при защите кандидатской диссертации)

диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) с присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь»;

диплом кандидата наук (при защите научной квалификационной работы - диссертации)

свидетельство об окончании аспирантуры (адъюнктуры);

диплом кандидата наук (при защите научной квалификационной работы - диссертации)

* Зачетная единица для программ аспирантуры (адъюнктуры), разработанных в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, эквивалентна 36 академическим часам (при продолжительности академического часа 45 мин.) или 27 астрономическим часам.

 

В новой модели аспирантуры согласно Федеральному закону «Об образовании» [4] и иными нормативно-правовыми актами [5, 6, 7] предусмотрены следующие нововведения:

- Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре разрабатываются на основе федеральных государственных требований (ФГТ) по научным специальностям. Ранее были федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Переход с ФГОС на ФГТ предполагает более гибкий подход к структуре программы, обеспечит «корректную декомпозицию насыщенности образовательных программ» [8, с. 146].

- Государственная аккредитация программ аспирантуры отменена, но академические права аспирантов сохранены, в том числе право на отсрочку от призыва на военную службу (на период обучения и на время защиты диссертации на срок до одного года после завершения обучения).

- Обучение в аспирантуре осуществляется только в очной форме, за исключением тех организаций, которые готовят аспирантов в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка. Ранее обучение было возможно в очной, очно-заочной, заочной форме и с сочетанием различных форм обучения.

- Четко и подробно прописаны обязанности научного руководителя. Если ранее было указано лишь о том, что научный руководитель контролирует выполнение аспирантом индивидуального плана, то сейчас помимо этого он оказывает аспиранту содействие в выборе темы диссертации, осуществляет руководство научной деятельностью аспиранта, консультирует аспиранта по вопросам подготовки диссертации к защите, осуществляет первичное рецензирование подготовленного аспирантом текста диссертации, научных статей и докладов. Конечно, именно в этом и заключается непосредственная деятельность научного руководителя аспиранта, но ранее данные положения не закреплялись в нормативных документах.

- Сокращены сроки назначения научного руководителя, утверждения индивидуального плана и темы диссертации до 30 календарных дней с момента начала обучения. До введения изменений этот срок составлял до трех месяцев.

- Научная составляющая программы выведена на первый план и включает научную деятельность аспиранта по подготовке диссертации, подготовку публикаций, промежуточную аттестацию по этапам выполнения научного исследования. Во ФГОСах научные исследования входили в «Блок 3» после образовательных дисциплин и практик.

- Цель обучения в аспирантуре – подготовка аспирантом под руководством научного руководителя диссертации к защите. Ранее такой цели прямо не было обозначено в нормативных документах. Аспирант должен был обладать в результате обучения рядом компетенций.

- Итоговая аттестация в аспирантуре проводится в форме оценки диссертации на предмет ее соответствия критериям, установленным в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». До введения ФГТ государственная итоговая аттестация проводилась в форме государственного экзамена и представления научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы.

- Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию в аспирантуре, выдается заключение о соответствии диссертации на соискание ученой степени кандидата наук критериям, установленным в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», и свидетельство об окончании аспирантуры. Срок выдачи данных документов – не позднее 30 календарных дней с даты проведения итоговой аттестации. Ранее после успешного прохождения государственной итоговой аттестации в течение 10 дней должен был быть вручен диплом об окончании аспирантуры с присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь». Заключение также должно выдаваться выпускнику, но срок выдачи не был указан.

- Организация вправе предоставить выпускникам сопровождение при представлении ими диссертации к защите. Сопровождение выпускника осуществляется в течение срока, составляющего не более 1 календарного года после завершения освоения программы аспирантуры. Это позволит выпускнику аспирантуры пользоваться инфраструктурой организации на завершающем этапе.

Для аспирантуры введены новые требования к структуре и условиям реализации основной образовательной программы. Следует отметить, что ранее федеральные государственные образовательные стандарты были разработаны по каждому направлению подготовки, федеральные государственные требования представляет собой единый документ для всех научных специальностей. Сравнение характеристик основных образовательных программ аспирантуры по ФГОС и ФГТ представлено в табл. 2.

Таблица 2

Программа аспирантуры: сравнение с ФГОС и ФГТ

ФГОС*

ФГТ

Структура программы

Программа аспирантуры состоит из обязательной части (базовой) и части, формируемой участниками образовательных отношений (вариативную).

Блоки программы:

1. Дисциплины (модули).

2. Практики.

3. Научные исследования.

4. Государственная итоговая аттестация

Программа включает научный компонент, образовательный компонент, итоговую аттестацию. Объем программы не регламентирован

Результат освоения программы

Формирование у выпускника универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций

Организация самостоятельно определяет результаты

Виды практик

Практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в том числе педагогическая практика). Педагогическая практика является обязательной

Одна практика (вид практики определяется организацией)

Формы и виды аттестаций

Текущий контроль и промежуточная аттестация.

Государственная итоговая аттестация проводится в форме государственного экзамена и представления научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации), оформленной в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Минобрнауки РФ

Промежуточная аттестация по этапам выполнения научного исследования.

Промежуточная аттестация по дисциплинам (модулям) и практике.

Итоговая аттестация проводится в форме оценки диссертации на предмет ее соответствия критериям, установленным в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»

Условия реализации программы

Организация должна обеспечить:

- материально-техническую базу, соответствующую действующим противопожарным правилам и нормам;

- доступ к электронно-библиотечным системам и к электронной информационно-образовательной среде;

- соответствующую квалификацию руководящих и научно-педагогических работников;

- долю штатных научно-педагогических работников в объеме не менее 60 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации;

- долю научно-педагогических работников, имеющих ученую степень, не менее 70 процентов;

- специальные помещения для проведения лекций, семинаров и т.д.;

- необходимый комплект лицензионного программного обеспечения;

- определенный объем финансового обеспечения реализации программы аспирантуры.

Организация должна обеспечить:

- индивидуальный доступ к электронной информационно-образовательной среде организации;

- доступ к научно-исследовательской инфраструктуре;

- доступ к учебно-методическим материалам, библиотечным фондам и др.;

- норма обеспеченности учебными изданиями составляет один учебник на каждого аспиранта по каждой дисциплине;

- ученую степень должны иметь не менее 60% численности штатных научных и научно-педагогических работников, участвующих в реализации программы аспирантуры.

Источники: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.06.01 Экономика (уровень подготовки кадров высшей квалификации). Приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 N 898[6].

Федеральные государственные требования к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий аспирантов (адъюнктов). Приказ Минобрнауки России от 20.10.2021 N 951 [5].

 

Рассмотрим данные нововведения с точки зрения их применения в аспирантуре научной организации на примере Вологодского научного центра Российской академии наук (ФГБУН ВолНЦ РАН).

- Переход с ФГОС на ФГТ позволит сократить финансовую нагрузку. Так, для научных организаций, в которых численность аспирантов невысока, соблюдение ряда требований ФГОС влекло за собой финансовые затраты при их явной нерациональности, например, покупка доступа к электронным библиотечным системам, которые практически не использовались в образовательном процессе. Отмена прохождения процедуры государственной аккредитации, стоимость которой составляет 100 000 руб. за каждую укрупненную группу специальностей и направлений подготовки, также теперь сокращает не только финансовые, но и организационные затраты.

- Обучение исключительно в очной форме, возможно, отпугнет от поступления в аспирантуру тех, кто работает не в сфере образования и науки. Нормативное закрепление данного положения связано с тем, что заочная форма обучения в аспирантуре имеет более низкую результативность по сравнению с очной формой по количеству защит. За период 2011-2021 гг. не состоялось ни одной защиты среди выпускников аспирантуры ВолНЦ, прошедших обучение в заочной форме.

- Сокращение сроков назначения научного руководителя, утверждения индивидуального плана и темы диссертации с трех месяцев до 30 календарных дней с момента начала обучения считаем недостаточным, чтобы определиться с темой диссертации. В ВолНЦ утверждение темы диссертации проходит после обсуждения обоснования темы диссертации с членами Ученого совета, после которого темы могут корректироваться, изменяться. Было бы более рационально в первый месяц с начала обучения утвердить научного руководителя, в течение трех месяцев утвердить тему и индивидуальный план.

- Выход научного компонента на первый план вполне согласуется с основной целью обучения в аспирантуре – подготовкой и защитой диссертации. Значительное увеличение образовательной составляющей программы аспирантуры после 2013 г. потребовало от научных организаций решения вопроса организации образовательного процесса в течение всего учебного года, что отвлекало административные, кадровые, материальные ресурсы для привлечения педагогических кадров со стороны, выделения и оснащения площадей под учебную деятельность и др. Время аспирантов также было направлено на освоение дисциплин и сдачу экзаменов, которое можно было использовать на подготовку кандидатской диссертации. Поэтому возможность сократить и перестроить образовательную составляющую, согласно новым федеральным образовательным требованиям, является верным решением. Вместе с тем, предыдущий опыт внедрения дисциплин и практик в программу аспирантуры позволит выбрать и оставить те дисциплины, которые необходимы для аспирантов.

- Исключение из итоговой аттестации экзамена можно оценить, как рациональное решение с точки зрения реализации программы аспирантуры в научной организации. Аспиранты в рамках обучения по ФГОС сдавали экзамен по специальной дисциплине, затем кандидатский экзамен и по итогу еще и государственный экзамен. Выдача заключения в 30-дневный срок слишком мала для исправления замечаний после итоговой аттестации. В ВолНЦ выдача заключения проходит по отдельной процедуре и не регламентируется сроками. Выпускник аспирантуры проходил процедуру предзащиты по мере готовности диссертации, заключение выдавалось после успешного ее прохождения.

- Сопровождение выпускников аспирантуры до защиты диссертации является новой нормой, но при этом довольно распространенной в практике. В ВолНЦ выпускники аспирантуры с подготовленной диссертацией свободно пользуются всеми ресурсами организации, получают помощь и поддержку независимо от того являются они сотрудниками организации или нет. Можно говорить, что данная норма о сопровождении выпускника закрепляет уже сложившуюся практику. В то же время она позволит организации при наличии возможностей оказывать финансовую поддержку выпускнику и его научному руководителю до защиты.

Несмотря на то, что аспирантура сохранена в статусе образовательной программы третьего уровня высшего образования, изменения затронули многие аспекты подготовки аспирантов. В новой модели аспирантуры организации самостоятельно устанавливают объем программы аспирантуры, виды, формы и количество практик, процедуру итоговой аттестации. Более мягкими стали требования к условиям реализации программы аспирантуры. Отменена государственная аккредитация программ аспирантуры, что снижает бюрократическую и финансовую нагрузку на организации. На первый план выходит научная составляющая программы: поставлена четкая цель – подготовка диссертации к защите, подробно прописаны обязанности научного руководителя. Это позволит сосредоточить усилия организаций на подготовке и выпуске аспирантов с соответствующей требованиям диссертацией. Результаты введения новых требований можно будет оценить лишь через три-четыре года, когда первые аспиранты закончат аспирантуру и придут в диссертационные советы защищать диссертации. Однако, в рамках новой модели аспирантуры выполнение задачи по формированию условий для роста защит является маловероятным, поскольку по-прежнему процессы подготовки аспиранта и защиты диссертации отделены друг от друга.

 

Список литературы

1. Заключение комитета Государственной Думы по образованию и науке на проект федерального закона № 860618-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)». Протокол № 94-2 от 23 января 2020 года. [Электронный ресурс] - URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/860618-7(дата обращения: 19.01.2022).

2. Кузьминов Я.И. Хорошая аспирантура - условие инновационного развития [Текст] / Я.И. Кузьминов //Бюллетень Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки РФ. - №3. - 2021. - С. 20-30.

3. Караваева Е.В., Костенко О.А., Маландин В.В., Мосичева И.А. Программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре как базовый инструмент укрепления кадрового потенциала российской науки [Текст] / Е.В. Караваева, О.А. Костенко, В.В. Маландин, И.А. Мосичева // Высшее образование в России. - 2022. - Т. 31. No 1. - С. 9-23.DOI:https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-1-9-23

4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».[Электронный ресурс] - URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 25.01.2022).

5. Постановление Правительства РФ от 30.11.2021 N 2122 «Об утверждении Положения о подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)».[Электронный ресурс] - URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 25.01.2022).

6. Приказ Минобрнауки России от 20.10.2021 N 951 «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий аспирантов (адъюнктов)».[Электронный ресурс] - URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 25.01.2022).

7. Приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 N 898 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.06.01 Экономика (уровень подготовки кадров высшей квалификации)».[Электронный ресурс] - URL:www.rg.ru/dok/1073606 (дата обращения: 25.01.2022).

8. Касаткин П.И., Иноземцев М.И., Антюхова Е.А., Макарова А.А. Актуальные проблемы модернизации третьей ступени высшего образования и практики реформирования [Текст] / П.И. Касаткин, М.И. Иноземцев, Е.А. Антюхова, А.А. Макарова // Высшее образование в России. - 2022. - Т. 31. No. 1. - С. 141-158.DOIhttps://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-1-141-158

Войти или Создать
* Забыли пароль?