СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМИ ФОРМАМИ ПОВЕДЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются особенности организации социально-психолого-педагогического сопровождения подростков с девиантными формами поведения. Особое внимание уделяется организации работы междисциплинарной команды и использованию ресурсов муниципального центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Ключевые слова:
девиантное поведение, девиантность, отклоняющееся поведение, междисциплинарная команда, психолого-педагогическое сопровождение, психолого-педагогическое обследование, консультирование, методическое сопровождение
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Формальный подход к организации вoспитательного процесса подрастающего поколения, а отсюда и неэффективность педагогического воздействия взрослых, общественная деформация ценностных ориентиров, снижение возможностей удовлетворения тех или иных значимых потребностей, общее падение уровня ответственности обуславливают появление и закрепление девиантных форм поведения в среде подростков. К причинам этого можно отнести и специфику деятельности средств массовой информации, отличающуюся сегодня отсутствием должного контроля и фильтрации, доступной для формирующейся личности информации, недостаточностью применения должной моральной и правовой оценки тех или иных событий со стороны референтных взрослых и социальных институтов и т.п. Данные факторы способствует увеличению количества девиантных проявлений в поведении, прогрессированию разнообразных форм девиаций, смещению пропорции гендерных проявлений девиаций.

Для минимизации девиантных проявлений в поведении несовершеннолетних, с целью снижения вероятности социальной дезадаптации личности в образовательных организациях должно организовываться социально-психолого-педагогическое сопровождение подростков с девиантными формами поведения, включающее в себя диагностическую, коррекционную и профилактическую работу.

Создание адекватных и продуктивных условий получения образования обучающимися с девиантным поведением предполагает не только организацию данной работы, но и понимание сущности девиантного поведения и личности тех, кто отнесен к этой категории обучающихся.

Девиантное поведение, как указывает в своих исследованиях А. Коэн - это «такое поведение, которое идет вразрез с институционализированными ожиданиями, т.е. с ожиданиями, разделяемыми и признаваемыми законными внутри социальной системы» [2].

По мнению Я.И. Гилинского, девиантное или отклоняющееся поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности распространенным в обществе или его группах ценностям, правилам (нормам) и стереотипам поведения, ожиданиям, установкам. Следует отметить, что это может быть не только нарушение формальных (правовых) или неформальных (мораль, обычаи, традиции, мода) норм, но и «девиантный» образ жизни, «девиантный» стиль поведения, не соответствующие принятым в обществе, среде, группе [1].

Е.С. Набойченко в своей монографии «Психология отклоняющегося поведения подростков» рассматривает понятие «девиантное поведение» с двух позиций, а именно, как поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам) как социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам [3].

Важно понимать, что проблема девиантного поведения достаточно сложна и многогранна, поэтому работу по коррекции, профилактике и нивелированию девиантных тенденций необходимо начинать с детального психолого-педагогического обследования на заседании психолого-педагогического консилиума образовательной организации.

Психолого-педагогический консилиум — это одна из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения.

Целью деятельности консилиума является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и / или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения, и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся.

Психолого-педагогический консилиум можно рассматривать как модель работы междисциплинарной команды, в которую входят специалисты, призванные организовывать коррекционную работу, педагоги – предметники, классные руководители, представители администрации. Данная представленность позволяет провести глубокий анализ причин неуспешности ребенка не только в процессе обучения, но и в процессе социализации личности и идентификации социальных ролей.

Важно, что деятельность консилиума носит системный, комплексный характер и не заканчивается на первичной диагностике. Только проведение системного разностороннего контроля специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка (наблюдение, диагностические «срезы» в начале и в конце учебного года и т.д.) может способствовать уточнению индивидуального образовательного маршрута и внесению соответствующих корректив процесс социально-психолого-педагогического сопровождения.

Работа с подростками с признаками поведенческих девиаций предполагает организацию внутришкольной социальной опеки. Именно поэтому по решению консилиума может быть назначен наставник для подростка из числа педагогических работников школы. В его функции входит выстраивание конструктивного взаимодействия обучающегося, его родителей и педагогов школы. Именно он отслеживает динамику изменений, инициирует организацию заседаний консилиума для пересмотра решения и рекомендаций, т.е. представляет интересы ребенка перед родительской и педагогической общественностью. Данная форма работы дает возможность вселить уверенность в подростка, в то, что он не одинок, а рядом с ним старший товарищ, готовый прийти на помощь и поддержать его в любой ситуации.

Следует отметить, что проведение квалифицированного обследования и составление развернутого заключения психолого-педагогического консилиума имеет существенное значение не только для организации обучения и воспитания несовершеннолетних с девиантным поведением, так как содержит в себе в том числе и рекомендательную часть, но и для профилактики правонарушений в широком смысле.

Одним из значимых этапов работы с подростками с девиантными формами поведения является организация коррекционно-воспитательной деятельности, которая направлена главным образом на продуктивное изменение определенных деструктивных установок, представлений, ценностей, мотивов поведения и формирование новых с целью достижения социально одобряемой самореализации личности.

Данную работу чрезвычайно важно выстраивать по принципу персонализированного подхода с учетом индивидуальных особенностей и типа девиаций. Так, с несовершеннолетними с низкой учебной мотивацией, aнтидисциплинарным поведением специалисты психолого-педагогических школьных служб организуют коррекционный процесс с использованием современных трeнинговых технологий для выработки конструктивных стратегий поведения, выявлeния и устранения негативных факторов, влияющих на снижения уровня мотивации к обучению, для коррекции ценностных стратегий. Для работы с обучающимися с aнтисоциальным, зависимым поведением важно выявление и устранение негативных факторов, влияющих на них. Система социально-коррекционных мероприятий в этом случае связана с созданием у подростков альтернативной мотивации по отношению к возникшим негативным потребностям, подведением их к осознанному, ответственному выбору. Сложная и поэтапная работа с несовершеннолетними с выявленными фактами аутоагрессивного поведения сконцентрирована на повышении потенциала личностных и средовых ресурсов, формирования перспектив будущего, обучении модели активного адаптивного поведения.

В итоге грамотная коррекционно-воспитательная деятельность специалистов психолого-педагогических служб образовательных учреждений, организованная с учетом природы девиаций, психолого-педагогических особенностей развития каждого обучающегося с девиантным поведением, дает возможность осуществлять эффективную коррекцию процесса становления, поведения подростка в соответствии с принятыми социальными нормами.

Ключевое место при решении проблемы девиантного поведения обучающихся занимает организация консультативно-просветительской работы с их родителями. Во взаимодействии с семьей подростка с девиантным поведением существуют различные пути и средства педагогического воздействия на родителей, на семейный микроклимат, на воспитательный потенциал, на характер внутрисемейных отношений. Эти воздействия могут иметь как прямой, непосредственный, так и косвенный, опосредованный характер.

Коррекционное воздействие на семейное общение, на его содержательную сторону, на изменение воспитательных стратегий возможен при организации специализированных мероприятий родительского всеобуча, в рамках которого приоритетным направлением представляется восстановление воспитательных функций современной семьи, обращение к ее внутренним резервам через восстановление позитивных традиций и внутрисемейных ценностных установок.

Конструктивными примерами данной работы являются открывающиеся в некоторых муниципальных образовательных организациях г. Калуги «школ ответственного родительства», родительских клубов, учреждение деятельности совета отцов. Практика показывает, что при обоюдном осознании проблем и вопросов, которые возникают при воспитании ребенка, работа с девиантными подростками становится более эффективной и плодотворной.

К сожалению, следует отметить и тот факт, что не всегда родители осознанно подходят к процессу воспитания своих детей, не видят или не хотят видеть проблемы. Тогда между семьей и школой отсутствует взаимопонимание в вопросах сопровождения несовершеннолетнего. В таких условиях приемлем опосредованный, косвенный путь коррекционно-педагогического воздействия на семью обучающегося с девиантным поведением. Косвенное воздействие на характер взаимоотношений в педагогически несостоятельных или педагогически пассивных семьях предполагает наличие двух подходов, которые используются в коррекционном воздействии. В первом случае учитываются и используются чувство родительской любви, сохранившееся чувство долга перед социумом в вопросах воспитания ребенка, желание родителей, чтобы их ребенок был не хуже, чем другие. Во втором - если родители понимают, что ребенок – полноправный участник семейных взаимоотношений и их влияние на него адекватно его влиянию на них, то воздействие на семью осуществляется опосредованно, через ребенка.

Существенную помощь в работе с родителями школам оказывают центры психолого-педагогической медицинской и социальной помощи, которые являются площадкой для профессионального взаимодействия специалистов (педагогов, психологов, логопедов, социальных работников) дошкольных и школьных образовательных организаций, а также ресурсной площадкой для родительского сообщества. Обратившись в Центр, родители (законные представители) получают независимую профессиональную консультацию специалистов (педагогов – психологов, социальных педагогов, дефектологов и т.д.), могут инициировать детальное психодиагностическое обследование ребенка, что поможет не только индивидуализировать образовательный маршрут несовершеннолетнего, но и создать оптимальные психолого-педагогические условия для успешной социализации, адаптации в школе на основе данных рекомендаций.

Таким образом, решение проблемы организации работы с подростками                                                 с девиантными формами поведения предполагает активную включенность всех заинтересованных сторон, а именно: педагогов, подростков и их родителей в грамотно организованное социально-психолого-педагогическое сопровождение, имеющее комплексный и системный характер.

 

 

 

Список литературы

1. Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». – СПб.: Изд-во Р. Асланова, 2007. – 525 с.

2. Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения. - М: Социология сегодня, 1965. С. 520-521.

3. Набойченко Е.С. Психология отклоняющегося поведения подростков: монография / Е. С. Набойченко. – Екатеринбург: Издатель Калинина Г.П., 2007. – 285 с.

4. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования. // Психолого-педагогический поиск. — 2011. — №19 — С.7-14

Войти или Создать
* Забыли пароль?