ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПРОСТРАНСТВА СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена описанию опыта проектирования воспитательной системы в учреждении дополнительного образования, которая ориентирована на социокультурное развитие личности, стимулирует процесс целенаправленного самоопределения учащихся через организацию субъект-субъектного общения, заинтересованного, инициативного взаимодействия между участниками образовательного процесса. Представлена модель воспитательного пространства на основе программного подхода. Определены основные компоненты, принципы, формы и методы воспитательной деятельности.

Ключевые слова:
воспитательная система, дополнительное образование, социокультурная среда, социокультурное развитие личности
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Современное дополнительное образование определяют как образовательное пространство возможностей для самореализации детей и раскрытия их талантов, как социокультурную среду детства, взросления и самоопределения подрастающего поколения [3, с. 1].

Понятие «социокультурная среда» предполагает совокупность различных (макро- и микро-) условий жизнедеятельности учащегося и его социального (ролевого) поведения, наличие разнородных в историческом, социальном и культурном аспектах составляющих системы, в которой развивается личность, тип которой востребован обществом [2, с. 84].

Сегодня ориентиром дополнительного образования является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности, формирование духовно-нравственных ценностей, развитие национально-культурных традиций, ориентация личности на активное включение в процессы социокультурного развития государства [3, с. 2]. Данные вопросы стали предметом научного поиска многих отечественных исследователей и ученых, разрабатывающих вопросы организации дополнительного образования [4].

Социокультурная среда учреждений дополнительного образования в этих условиях призвана способствовать социокультурному развитию учащихся, которое определяется как «развитие человека… в процессе вхождения в контекст современной культуры и свободного самоопределения,… выстраивание своей жизненной траектории, обретение опыта счастливого сосуществования в мире и с миром» [5, с.12].

На протяжении нескольких лет в муниципальном бюджетном образовательном учреждении Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» г. Калуги проектировалась воспитательная система, которая сегодня позволяет осуществлять целенаправленную деятельность по организации сотрудничества взрослых и детей для наиболее полного саморазвития и самореализации учащихся, их адаптации к современным условиям жизни.

Психолого-педагогическую основу воспитательной системы Центра составляют теоретические подходы, принципы и методы, описанные в работах Сухомлинского В.А., Мудрик А.В., Караковского В.А., Бондаревской Е.В., Новиковой Л.И., Иванова В.П.,Ситарова В.А., Маралова В.Г., Ковалёва Г.А., Конниковой Т.Е., Выготского Л.С.,  Теплова Б.М., Леонтьева А.А. и др.

Воспитание понимается как процесс совместной выработки ценностей, норм, задач социальной деятельности через сотрудничество и сотворчество. В процессе воспитания соотносится жизненный опыт детей с бытующими в современном обществе моральными и культурными образцами (нормами), происходит понимание смыслов человеческого существования, что позволяет учащимся обратиться к задаче жизнетворчества [1, с. 107].

Главная воспитательная задача увлечь и максимально поддержать учащегося в определении его интересов, ценностей, смыслов, целей, возможностей, чтобы он смог самостоятельно выбирать пути преодоления жизненных препятствий (проблем), сохраняя человеческое достоинство, одаривая других своими талантами и идеями.

Процесс социокультурного развития личности учащихся осуществляется через организацию субъект-субъектного общения, заинтересованного, инициативного взаимодействия между участниками образовательного процесса.

Воспитательная система основывается на следующих принципах:

  • доступность дополнительного образования детей;
  • гуманизация образовательного процесса;
  • индивидуализация, учет возрастных интересов детей;
  • сохранение и укрепление здоровья детей;
  • связь с семьей, ориентация на культурно-образовательные интересы семьи;
  • сохранение и развитие национально-культурных традиций;
  • ценностное отношение к образованию в воспитании гражданина-патриота;
  • взаимодействие общего и дополнительного образования;
  • открытость образования, государственно-общественный характер управления.

Основная идея воспитательной системы Центра – это идея событийности. В дополнительных общеразвивающих программах предусматриваются самые разнообразные формы организации личностно-значимого общения взрослых и детей (от радости по поводу дня рождения друга, собственного успеха или успеха друга до общей ответственности и сопереживания во время участия в профильной смене, в поездках, на концертах). Проживание событий в коллективе способствует единению детей, педагогов, родителей, созданию особой атмосферы творческого поиска, общего успеха.

Воспитательная система выстраивается на разных уровнях.

I уровень – ориентации (учащиеся дошкольного возраста). На данном этапе происходит формирование начальных навыков в различных видах деятельности и мотивации к выбору деятельности. Основным видом деятельности здесь является игра. Задача этапа – формирование заинтересованного, положительного отношения к миру, к происходящим событиям.

Результат воспитательного воздействия определяется постоянным и последовательным наблюдением за проявлением личностных качеств учащегося в его отношении к сверстникам, педагогам, родителям.

II уровень – адаптации (учащиеся младшего школьного возраста), связан с совершенствованием, развитием и углублением мастерства в выбранном направлении, закреплением мотивации.

В этом возрасте учащимся осваиваются, усваиваются и присваиваются нормы социально-культурной жизни. Задача педагогического коллектива в этот период – обратить внимание учащегося на значение и личностный смысл социальных норм, разъясняя их. Результат определяется отслеживанием поведения учащегося в коллективе, оценкой степени приятия и усвоения социальных норм жизни человека.

III уровень – коммуникации (учащиеся среднего школьного возраста), предполагает закрепление мотивации и демонстрацию способности воспроизводить материал, умения самостоятельно действовать, выбирать способ решения. Педагогическое содействие на данном этапе состоит в раскрытии качеств индивидуальности, неповторимости, значимости. Важно прислушаться, услышать и поддержать учащегося, дать возможность проявить себя в различных видах творческой деятельности. Результатом является позитивная самооценка учащегося, которая становится основой будущего отношения к себе, личного достоинства.

IV уровень – продуцирования (учащиеся старшего школьного возраста), предполагает участие в исследовательской, поисковой деятельности, создание основы для выбора профессии. Задача воспитательной деятельности на данном этапе – научить анализировать социальные проблемы, инициировать самостоятельное осмысление себя среди других, оказать помощь в формировании   жизненной позиции. Результатом становится осознание учащимся свободы выбора, а организованная творческая деятельность приобщает к реальным шагам по конструированию собственной жизни.

Общие результаты и эффективность воспитания в условиях Центра определяются готовностью учащегося к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей ему ставить и решать задачи, на основе усвоенных и воспроизведенных культурных ценностей и социального опыта.

Управление воспитательной системой происходит на всех уровнях и представляет собой организованное целенаправленное взаимодействие участников образовательно-воспитательного процесса, каждый из которых выступает и в роли субъекта, и в роли объекта управления.

Модель воспитательного пространства Центра включает в себя следующие компоненты:

  1. Педагогический компонент (профессиональное творчество, психолого-педагогическая диагностическая система).
  2. Основной компонент (дополнительное образование детей, организация свободного времени).
  3. Научно-методический компонент (инновационная работа, внедрение нововведений).
  4. Вспомогательный компонент (программы, самоуправление, массовые мероприятия, творческие проекты).
  5. Информационный компонент (обобщение, анализ, прогнозирование актуальных проблем воспитания детей).

Важнейшими составляющими модели воспитательного пространства являются: педагогическое со-управление, детское самоуправление и сотворчество в детско-взрослом со-управлении.

Педагогическое со-управление проявляется в продуцировании идеи, создании творческих групп для решения определенных задач, разработки проекта. Воспитательный и творческий потенциал со-управления огромен.  Оно помогает строить жизнедеятельность коллектива, идя от учащегося, его интересов, запросов, ценностей, идеалов, создавая в коллективе атмосферу защищенности для каждого.

Самоуправление.  При самоуправлении возможно локальное управление, когда конкретное детское объединение имеет свои органы управления и может работать самостоятельно. Самоуправление позволяет определить и выполнить «детский социальный заказ».

Сотворчество объединяет процессы педагогического со-управления и детского самоуправления в единую систему. В процессе сотворчества педагоги, учащиеся и родители, решая воспитательные задачи, могут в полной мере осознать общность своего коллектива, почувствовать себя ответственными субъектами воспитательного процесса.  Именно в сотворчестве педагогов и учащихся происходит формирование партнерских отношений между людьми разного возраста, имеющих разный жизненный, социальный и творческий опыт.

Компоненты воспитательного пространства Центра выстраиваются на основе программного подхода по следующим направлениям:

  1. Культурно-досуговая деятельность (конкурсы, фестивали, выставки, концерты, экскурсии, досуговые мероприятия и культурно-просветительские программы).
  2. Рекреативно-оздоровительная деятельность (оздоровительно-профилактические смены, спортивные мероприятия, акции здоровья и др.).
  3. Социально-продуктивная деятельность (профильные смены, социально-значимые городские проекты, благотворительные акции, работа с детьми-инвалидами и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, др.).
  4. Работа детских общественных организаций (российское движение школьников, добровольческое движение, музеи, работа педагогических отрядов, органы самоуправления).
  5. Работа с родителями (открытые занятия, индивидуальные консультации, совместные экскурсии, походы, семейные праздники и выставки, концерты для родителей, семинары, круглые столы, конференции, родительские собрания).
  6. Работа с общеобразовательными организациями (организация и проведение городских конкурсов, выставок, творческих мастерских, семинаров).

              В разработке и реализации воспитательных программ и проектов участвуют различные специалисты: педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, педагоги-психологи, концертмейстеры, художники, звукооператоры, представители общественности, родительский комитет и совет учащихся Центра.

Эффективность воспитательной деятельности определяется качественными изменениями в развитии учащихся, их личностном росте, что является результатом функционирования воспитательной системы.

Результативность воспитательной системы Центра «Созвездие» характеризуют следующие параметры:

  1. Удовлетворенность детей содержанием и методами предоставляемых образовательных услуг, уровень психологического комфорта.
  2. Степень присвоения общечеловеческих и национальных ценностей (как один из показателей социокультурного развития личности).
  3. Самореализация педагогов в профессиональной деятельности, высокий уровень мотивации и готовности к совместной творческой деятельности.
  4. Непрерывность и комплексность образовательно-воспитательной деятельности (принцип уникальности).
  5. Гармоничность развития детских коллективов с учетом возрастных особенностей.

  Воспитательная система учреждения дополнительного образования – это постоянно развивающееся явление. В настоящее время для Центра актуальным является проектирование комплексной программы воспитательной деятельности. Воспитательная деятельность должна стать концептуальной основой системы дополнительного образования. Осознание каждого участника образовательно-воспитательного процесса как субъекта воспитательной деятельности является стратегической задачей учреждения дополнительного образования.

 

Список литературы

1. Важнова, Н.Е. Воспитывающая деятельность: формирование культурно-ценностного отношения детей к окружающему миру/Н.Е. Важнова//ЦРТДиЮ«Созвездие»: научный поиск, педагогический эксперимент, исследовательские разработки. - Калуга: Издательство научной литературы Н.Ф.Бочкарёвой. 2009. -с.106-117.

2. Винникова, Е.В. Теоретические подходы к определению социокультурной среды как социального феномена/Е.В.Винникова// Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. Т. 10. № 6-1. с. 84-89.

3. Проект Концепции развития дополнительного образования до 2030 года//Единый национальный портал дополнительного образования детей: сайт, 2020. - URL:http://dop.edu.ru/article/27148/proekt-kontseptsii-razvitiya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detei-do-2030 (дата обращения: 24.11.2021). -Текст: электронный.

4. Теоретические основания педагогического сопровождения саморазвития подростков : монография / И.В. Иванова, М.И. Рожков, Т.В. Машарова, Л.В. Байбородова, Т.В. Лушникова; под ред. И.В. Ивановой. - М.: РУСАЙНС, 2020. - 132 с

5. Федоскина, О.В. Педагогические средства социокультурного развития младших школьников в образовательном процессе: монография/О.ВФедоскина. -Вестник ТОГИРРО, №6(6).-Тюмень: ТОГИРРО, 2009. - 128 с.- ISBN 978-5-89967-475-4.- Текст: непосредственный.

Войти или Создать
* Забыли пароль?