Статья посвящена описанию опыта проектирования воспитательной системы в учреждении дополнительного образования, которая ориентирована на социокультурное развитие личности, стимулирует процесс целенаправленного самоопределения учащихся через организацию субъект-субъектного общения, заинтересованного, инициативного взаимодействия между участниками образовательного процесса. Представлена модель воспитательного пространства на основе программного подхода. Определены основные компоненты, принципы, формы и методы воспитательной деятельности.
воспитательная система, дополнительное образование, социокультурная среда, социокультурное развитие личности
Современное дополнительное образование определяют как образовательное пространство возможностей для самореализации детей и раскрытия их талантов, как социокультурную среду детства, взросления и самоопределения подрастающего поколения [3, с. 1].
Понятие «социокультурная среда» предполагает совокупность различных (макро- и микро-) условий жизнедеятельности учащегося и его социального (ролевого) поведения, наличие разнородных в историческом, социальном и культурном аспектах составляющих системы, в которой развивается личность, тип которой востребован обществом [2, с. 84].
Сегодня ориентиром дополнительного образования является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности, формирование духовно-нравственных ценностей, развитие национально-культурных традиций, ориентация личности на активное включение в процессы социокультурного развития государства [3, с. 2]. Данные вопросы стали предметом научного поиска многих отечественных исследователей и ученых, разрабатывающих вопросы организации дополнительного образования [4].
Социокультурная среда учреждений дополнительного образования в этих условиях призвана способствовать социокультурному развитию учащихся, которое определяется как «развитие человека… в процессе вхождения в контекст современной культуры и свободного самоопределения,… выстраивание своей жизненной траектории, обретение опыта счастливого сосуществования в мире и с миром» [5, с.12].
На протяжении нескольких лет в муниципальном бюджетном образовательном учреждении Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» г. Калуги проектировалась воспитательная система, которая сегодня позволяет осуществлять целенаправленную деятельность по организации сотрудничества взрослых и детей для наиболее полного саморазвития и самореализации учащихся, их адаптации к современным условиям жизни.
Психолого-педагогическую основу воспитательной системы Центра составляют теоретические подходы, принципы и методы, описанные в работах Сухомлинского В.А., Мудрик А.В., Караковского В.А., Бондаревской Е.В., Новиковой Л.И., Иванова В.П.,Ситарова В.А., Маралова В.Г., Ковалёва Г.А., Конниковой Т.Е., Выготского Л.С., Теплова Б.М., Леонтьева А.А. и др.
Воспитание понимается как процесс совместной выработки ценностей, норм, задач социальной деятельности через сотрудничество и сотворчество. В процессе воспитания соотносится жизненный опыт детей с бытующими в современном обществе моральными и культурными образцами (нормами), происходит понимание смыслов человеческого существования, что позволяет учащимся обратиться к задаче жизнетворчества [1, с. 107].
Главная воспитательная задача – увлечь и максимально поддержать учащегося в определении его интересов, ценностей, смыслов, целей, возможностей, чтобы он смог самостоятельно выбирать пути преодоления жизненных препятствий (проблем), сохраняя человеческое достоинство, одаривая других своими талантами и идеями.
Процесс социокультурного развития личности учащихся осуществляется через организацию субъект-субъектного общения, заинтересованного, инициативного взаимодействия между участниками образовательного процесса.
Воспитательная система основывается на следующих принципах:
- доступность дополнительного образования детей;
- гуманизация образовательного процесса;
- индивидуализация, учет возрастных интересов детей;
- сохранение и укрепление здоровья детей;
- связь с семьей, ориентация на культурно-образовательные интересы семьи;
- сохранение и развитие национально-культурных традиций;
- ценностное отношение к образованию в воспитании гражданина-патриота;
- взаимодействие общего и дополнительного образования;
- открытость образования, государственно-общественный характер управления.
Основная идея воспитательной системы Центра – это идея событийности. В дополнительных общеразвивающих программах предусматриваются самые разнообразные формы организации личностно-значимого общения взрослых и детей (от радости по поводу дня рождения друга, собственного успеха или успеха друга до общей ответственности и сопереживания во время участия в профильной смене, в поездках, на концертах). Проживание событий в коллективе способствует единению детей, педагогов, родителей, созданию особой атмосферы творческого поиска, общего успеха.
Воспитательная система выстраивается на разных уровнях.
I уровень – ориентации (учащиеся дошкольного возраста). На данном этапе происходит формирование начальных навыков в различных видах деятельности и мотивации к выбору деятельности. Основным видом деятельности здесь является игра. Задача этапа – формирование заинтересованного, положительного отношения к миру, к происходящим событиям.
Результат воспитательного воздействия определяется постоянным и последовательным наблюдением за проявлением личностных качеств учащегося в его отношении к сверстникам, педагогам, родителям.
II уровень – адаптации (учащиеся младшего школьного возраста), связан с совершенствованием, развитием и углублением мастерства в выбранном направлении, закреплением мотивации.
В этом возрасте учащимся осваиваются, усваиваются и присваиваются нормы социально-культурной жизни. Задача педагогического коллектива в этот период – обратить внимание учащегося на значение и личностный смысл социальных норм, разъясняя их. Результат определяется отслеживанием поведения учащегося в коллективе, оценкой степени приятия и усвоения социальных норм жизни человека.
III уровень – коммуникации (учащиеся среднего школьного возраста), предполагает закрепление мотивации и демонстрацию способности воспроизводить материал, умения самостоятельно действовать, выбирать способ решения. Педагогическое содействие на данном этапе состоит в раскрытии качеств индивидуальности, неповторимости, значимости. Важно прислушаться, услышать и поддержать учащегося, дать возможность проявить себя в различных видах творческой деятельности. Результатом является позитивная самооценка учащегося, которая становится основой будущего отношения к себе, личного достоинства.
IV уровень – продуцирования (учащиеся старшего школьного возраста), предполагает участие в исследовательской, поисковой деятельности, создание основы для выбора профессии. Задача воспитательной деятельности на данном этапе – научить анализировать социальные проблемы, инициировать самостоятельное осмысление себя среди других, оказать помощь в формировании жизненной позиции. Результатом становится осознание учащимся свободы выбора, а организованная творческая деятельность приобщает к реальным шагам по конструированию собственной жизни.
Общие результаты и эффективность воспитания в условиях Центра определяются готовностью учащегося к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей ему ставить и решать задачи, на основе усвоенных и воспроизведенных культурных ценностей и социального опыта.
Управление воспитательной системой происходит на всех уровнях и представляет собой организованное целенаправленное взаимодействие участников образовательно-воспитательного процесса, каждый из которых выступает и в роли субъекта, и в роли объекта управления.
Модель воспитательного пространства Центра включает в себя следующие компоненты:
- Педагогический компонент (профессиональное творчество, психолого-педагогическая диагностическая система).
- Основной компонент (дополнительное образование детей, организация свободного времени).
- Научно-методический компонент (инновационная работа, внедрение нововведений).
- Вспомогательный компонент (программы, самоуправление, массовые мероприятия, творческие проекты).
- Информационный компонент (обобщение, анализ, прогнозирование актуальных проблем воспитания детей).
Важнейшими составляющими модели воспитательного пространства являются: педагогическое со-управление, детское самоуправление и сотворчество в детско-взрослом со-управлении.
Педагогическое со-управление проявляется в продуцировании идеи, создании творческих групп для решения определенных задач, разработки проекта. Воспитательный и творческий потенциал со-управления огромен. Оно помогает строить жизнедеятельность коллектива, идя от учащегося, его интересов, запросов, ценностей, идеалов, создавая в коллективе атмосферу защищенности для каждого.
Самоуправление. При самоуправлении возможно локальное управление, когда конкретное детское объединение имеет свои органы управления и может работать самостоятельно. Самоуправление позволяет определить и выполнить «детский социальный заказ».
Сотворчество объединяет процессы педагогического со-управления и детского самоуправления в единую систему. В процессе сотворчества педагоги, учащиеся и родители, решая воспитательные задачи, могут в полной мере осознать общность своего коллектива, почувствовать себя ответственными субъектами воспитательного процесса. Именно в сотворчестве педагогов и учащихся происходит формирование партнерских отношений между людьми разного возраста, имеющих разный жизненный, социальный и творческий опыт.
Компоненты воспитательного пространства Центра выстраиваются на основе программного подхода по следующим направлениям:
- Культурно-досуговая деятельность (конкурсы, фестивали, выставки, концерты, экскурсии, досуговые мероприятия и культурно-просветительские программы).
- Рекреативно-оздоровительная деятельность (оздоровительно-профилактические смены, спортивные мероприятия, акции здоровья и др.).
- Социально-продуктивная деятельность (профильные смены, социально-значимые городские проекты, благотворительные акции, работа с детьми-инвалидами и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, др.).
- Работа детских общественных организаций (российское движение школьников, добровольческое движение, музеи, работа педагогических отрядов, органы самоуправления).
- Работа с родителями (открытые занятия, индивидуальные консультации, совместные экскурсии, походы, семейные праздники и выставки, концерты для родителей, семинары, круглые столы, конференции, родительские собрания).
- Работа с общеобразовательными организациями (организация и проведение городских конкурсов, выставок, творческих мастерских, семинаров).
В разработке и реализации воспитательных программ и проектов участвуют различные специалисты: педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, педагоги-психологи, концертмейстеры, художники, звукооператоры, представители общественности, родительский комитет и совет учащихся Центра.
Эффективность воспитательной деятельности определяется качественными изменениями в развитии учащихся, их личностном росте, что является результатом функционирования воспитательной системы.
Результативность воспитательной системы Центра «Созвездие» характеризуют следующие параметры:
- Удовлетворенность детей содержанием и методами предоставляемых образовательных услуг, уровень психологического комфорта.
- Степень присвоения общечеловеческих и национальных ценностей (как один из показателей социокультурного развития личности).
- Самореализация педагогов в профессиональной деятельности, высокий уровень мотивации и готовности к совместной творческой деятельности.
- Непрерывность и комплексность образовательно-воспитательной деятельности (принцип уникальности).
- Гармоничность развития детских коллективов с учетом возрастных особенностей.
Воспитательная система учреждения дополнительного образования – это постоянно развивающееся явление. В настоящее время для Центра актуальным является проектирование комплексной программы воспитательной деятельности. Воспитательная деятельность должна стать концептуальной основой системы дополнительного образования. Осознание каждого участника образовательно-воспитательного процесса как субъекта воспитательной деятельности является стратегической задачей учреждения дополнительного образования.
1. Важнова, Н.Е. Воспитывающая деятельность: формирование культурно-ценностного отношения детей к окружающему миру/Н.Е. Важнова//ЦРТДиЮ«Созвездие»: научный поиск, педагогический эксперимент, исследовательские разработки. - Калуга: Издательство научной литературы Н.Ф.Бочкарёвой. 2009. -с.106-117.
2. Винникова, Е.В. Теоретические подходы к определению социокультурной среды как социального феномена/Е.В.Винникова// Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. Т. 10. № 6-1. с. 84-89.
3. Проект Концепции развития дополнительного образования до 2030 года//Единый национальный портал дополнительного образования детей: сайт, 2020. - URL:http://dop.edu.ru/article/27148/proekt-kontseptsii-razvitiya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detei-do-2030 (дата обращения: 24.11.2021). -Текст: электронный.
4. Теоретические основания педагогического сопровождения саморазвития подростков : монография / И.В. Иванова, М.И. Рожков, Т.В. Машарова, Л.В. Байбородова, Т.В. Лушникова; под ред. И.В. Ивановой. - М.: РУСАЙНС, 2020. - 132 с
5. Федоскина, О.В. Педагогические средства социокультурного развития младших школьников в образовательном процессе: монография/О.ВФедоскина. -Вестник ТОГИРРО, №6(6).-Тюмень: ТОГИРРО, 2009. - 128 с.- ISBN 978-5-89967-475-4.- Текст: непосредственный.