Система профессиональной ориентации школьников в общеобразовательных организациях является актуальной темой многие годы. Ее актуальность связана, прежде всего, с изменениями в социально-экономической сфере, с активными инновационными изменениями в области цифровых технологий и самое главное, с направлением востребованных профессий на современном этапе развития общества. В статье представлены основы современной программы профессиональной ориентации учащихся, построенной на учете личностных индивидуальных особенностях учащихся и современных требованиях к системе образования.
самоопределение, самосознание, методология, компетентности, атлас профессий, индивидуальные стилевые особенности
Профессиональный выбор и его значение для жизненного самоопределения личности велико, что связано с осуществлением человеком экзистенциального выбора, который задаёт развитие и жизнь на последующие годы [3], и отражено в научных исследованиях многих исследователей на современном этапе. Весомый вклад в разработку методологических и теоретических основ профессиональной ориентации внесли советские педагоги П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский. Вопросы профориентационной работы рассматривались отечественными учеными - К.М. Гуревичем, А.Е. Голомштоком, Е.А. Климовым, Т.В. Кудрявцевым, Б.Ф. Ломовым, А.К. Марковой, К.К. Платоновым, Н.С. Пряжниковым, М.В. Ретивых, В.Д. Симоненко, С.Н. Чистяковой и др. Зарубежная наука, связанная с проблемами профессиональной ориентации подрастающего поколения, располагает исследованиями Ф. Парсонса, З. Фрейда, А. Маслоу, К. Роджерса, Д. Сьюпера, А. Анастази, Л. Тайлора, Д. Голланда и др.
Современные требования к системе образования продиктованы нормативными документами в области образования и федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО), которые в обновленном виде начинают действовать с 2021-2022 г. В обновленных документах уделяется особое внимание развитию навыков проектной деятельности у учащихся, начиная с начального общего образования при решении проектных задач, которые являются одним из способов выявления профессиональных интересов у учащихся на ранних этапах развития. Данное направление усиливает и обновленная Программа воспитания в каждой школе, которая является структурным компонентом основной образовательной Программы школы (ООП) на каждом уровне образования.
На современном этапе развития общества, инновационных технологий обращение к вопросам профориентации продиктовано современными требованиями к подготовке молодежи в новых, современных условиях и появлением новых профессий, сформированности их компетентностей в определенной профессиональной деятельности и личностной готовности выпускника к выполнению надпредметных функций современных профессий. Учитывая все требования к образованию по повышению качества знаний, метапредметных универсальных учебных действий (УУД) и развитию компетентностных навыков была создана единая Программа профессиональной ориентации школьников на каждом уровне школьного образования.
В табл. 1 -5 представлен фрагмент обобщенной системы профориентации школьников МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17» г. Калуги по направлениям деятельности с учетом требований ФГОС, из которой создаются подпрограммы на каждый уровень образования (ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО) [7], [8], [9] с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников.
Таблица 1
Выявление и формирование склонностей и профессиональных интересов школьников средствами учебного предмета и мероприятий воспитательной работы
Направление работы |
Содержание мероприятий |
1. Выявление и формирование склонностей и профессиональных интересов школьников средствами учебного предмета и мероприятий воспитательной работы |
1. Проведение психолого-педагогической диагностики по выявлению индивидуальных особенностей познавательных процессов, как резерва успешного обучения и развития интереса к определенной области знаний (2-4 класс) |
2. Выявление индивидуальных особенностей когнитивного стиля учащихся, ведущей модальности учащегося: каналы приема, переработки и выдачи информации (5 -8 класс) |
|
3. Выявление индивидуального стиля учебной деятельности, предметной избирательности мышления и профессиональных склонностей учащихся (9-11 класс) |
|
4. Создание банка адаптированного тестового и контрольно-оценочного материала по учебным предметам по диагностике когнитивных особенностей и профессиональных склонностей |
|
5. Проведение мероприятий внеурочной деятельности (по планам предметных кафедр и планам кл. руководителей) |
|
6. Организация встреч с преподавателями и специалистами разных профессий на производстве, в Вузах, учреждениях СПО с целью проведения «профессиональных проб» и выявлению профессиональных склонностей учащихся |
|
7. Проведение контрольно-оценочных комплексных мероприятий по решению проектных задач для учащихся начального общего образования в соответствие с требованиями ФГОС НОО |
|
8. Проведение контрольно-оценочных комплексных мероприятий по защите проектных работ для учащихся основного общего образования в соответствие с требованиями ФГОС ООО |
|
9. Проведение контрольно-оценочных мероприятий по защите индивидуальных проектов для учащихся среднего общего образования в соответствие с требованиями ФГОС СОО |
|
10. Совершенствование образовательной среды школы средствами расширения тематики курсов по выбору, мероприятий внеурочной деятельности с учетом разнонаправленности избирательного мышления учащихся |
|
11. Организация работы проектных (творческих) групп учителей по созданию контрольно-оценочных материалов с учитывающих стилевые особенности учебной деятельности ученика и возрастные особенности |
|
12. Проведение социологического опроса выпускников школы с целью выявления профессиональных намерений и их реализации |
Таблица 2
Информационно-просветительская деятельность профессиональной ориентации школьников
2. Информационно-просветительская деятельность профессиональной ориентации школьников |
1. Представление информации для учащихся и их родителей (законных представителей) по результатам опросов, тестирований и материалов профориентационной направленности на стендах по профориентации и на сайте школы (совместно с психологом) |
2. Изучение с учащимися и их родителями нормативно-правовых документов по предложениям трудоустройства и дальнейшего продолжения образования |
|
3. Организация профориентационных экскурсий в учебные организации и на предприятия города: - экскурсии в Центры дополнительного образования школьников (1-4 класс, 5-9 класс); - ОАО КАДВИ (9- 10 классы); - КГУ им. Циолковского (10-11 классы); - МГТУ им.Баумана (10-11 классы); - РАНХиГС (Калужский филиал); - КФ РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева; - Калужский базовый медицинский колледж (9-11 кл.); - ГКУ "Центр занятости населения г.Калуга" и др.; - организация экскурсий в учебные организации г. Калуги, где можно увидеть реальные условия будущей учебы, пообщаться с преподавателями, студентами (9, 11 кл. по запросам учащихся и родителей) |
|
4. Участие в акции «Выпускник 2022 года», посещение ярмарки учебных мест (8-11 кл.) |
|
5. Расширение плана работы предметных кафедр педагогов по включению мероприятий профориентационного содержания в работу учителей-предметников и классных руководителей, связанную с современными требованиями к профессиям и картой новых профессий |
|
6. Групповые и индивидуальные консультации психолога с учащимися и их родителями (по запросу) по вопросам профориентации учащихся, их склонностям и предметной ориентации мышления. |
Организуя профориентационную работу со школьниками, важное внимание уделяется проектной деятельности (табл. 3), освоение которой вносит весомый вклад в формирование готовности обучающегося к планированию, созданию и реализации проекта собственной жизни, видения будущего [3], что связано с реализацией экзистенциальной стратегии воспитания (по М.И. Рожкову) [7].
Таблица 3
Проектно-исследовательская деятельность профильно-избирательной направленности
3. Проектно-исследовательская деятельность профильно-избирательной направленности |
1. Организация и проведение комплексных (психолого-педагогических) мероприятий по решению проектных задач для учащихся начального общего образования в соответствие с требованиями ФГОС НОО |
2. Организация и проведение комплексных (психолого-педагогических) мероприятий по защите проектных работ для учащихся основного общего образования в соответствие с требованиями ФГОС ООО |
|
3. Организация и проведение комплексных (психолого-педагогических) мероприятий по защите индивидуальных проектов для учащихся среднего общего образования в соответствие с требованиями ФГОС СОО |
|
4. Реализация программ внеурочной деятельности для учащихся основного и среднего общего образования по развитию навыков проектной и исследовательской деятельности, грамотному оформлению проектных работ (в соответствие с ООП ООО, СОО) |
|
5. Реализация программы «Методология индивидуального проекта» для учащихся 10-11-х классов (в соответствие с ООП СОО) |
|
6. Реализация программ внеурочной деятельности (в соответствие с ООП НОО) по формированию познавательного интереса и знакомство с миром профессий на уровне начального общего образования |
|
7. Защита проектов в рамках деятельности НОУ школы и мероприятиях внеурочной деятельности |
|
8. Участие учащихся школы в муниципальных, региональных и всероссийских научно-практических конференциях, конкурсах, творческих отчетах, волонтерских акциях |
|
9. Реализация программ внеурочной деятельности по направлению «Школа личностного самоопределения и саморазвития», «Поиск своего Призвания» |
Таблица 4
Профессиональное консультирование и просвещение педагогов
4. Профессиональное консультирование и просвещение педагогов |
1. Проведение учителями – предметниками тематических уроков и внеклассных мероприятий по профессиональной ориентации молодежи с учетом специфики предмета и профильной направленности обучения на уровне СОО |
2. Организация консультаций для педагогов по направлениям: - специфика профессиональной ориентации в школе на уровне начального общего образования; - специфика профессиональной ориентации в школе на уровне основного общего образования, предметная ориентация мышления; - специфика профессиональной ориентации в школе на уровне среднего общего образования, профиль обучения и вопросы трудоустройства. |
|
3. Групповые и индивидуальные рекомендации психолога для классных руководителей по работе с классом и родителями учащихся класса |
|
4. Посещение тематических курсов по выбору и внеклассных мероприятий с целю определения дальнейшей работы по саморазвитию и самоопределению учащихся школы |
|
5. Консультации педагогов школы и психологов со специалистами различных ведомств по вопросам профориентации школьников |
|
6. Обобщение опыта работы школы по вопросам профориентации, оформление и выпуск методических рекомендаций педагогами и психологами школы (выступление, статьи, рецензии, научные отчеты, заключения). |
Важно организовывать работу по осуществлению профессионального консультирования и просвещения родителей (табл. 5), именно от них зависит поддержка профессионального выбора школьника [2].
Таблица 5
Профессиональное консультирование и просвещение родителей (законных представителей)
5. Профессиональное консультирование и просвещение родителей (законных представителей) |
1. Проведение родительских собраний, лекториев профориентационной тематики, с изучением нормативно-правовых материалов по вопросам трудоустройства выпускников и их дальнейшего обучения. |
2. Привлечение родителей к участию в профориентационной работе школы с учащимися школы. |
|
3. Анкетирование родителей по вопросам: индивидуальные особенности детей, проблемы в обучении, склонности к определенному типу профессий и др. |
|
4. Сотрудничество с родителями по совместному проведению профориентационных мероприятий, экскурсий, интересных встреч |
|
5. Индивидуальные консультации для родителей по вопросам профориентации (совместно с психологом школы) |
|
6. Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам профессиональной ориентации, информирование о целевом обучении, знакомство с современным рынком труда. |
Для учащихся 10-11-х классов в рамках элективного учебного предмета действует авторская программа (авт. Воронцова И.А.) «Поиск своего Призвания», основной целью которой является – формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий; ознакомление со спецификой современного мира труда, правилами выбора и способами получения профессии.
В табл. 6 представлено краткое тематическое планирование курса. В рамках курса ведется психолого-педагогическое сопровождение старшеклассников [1], [5], [6], [11] и выявляются индивидуальные особенности выпускников, личностные характеристики, которые они открывают у себя в процессе деятельности в рамках курса, и структурируется возможная индивидуальна траектория профессионального самообразования и саморазвития.
Таблица 6
Тематическое планирование элективного курса «Поиск своего Призвания» (авт. Воронцова И.А.)
№ |
Тема |
Количество часов |
1 |
Введение |
1 |
2 |
Природа выбора |
2 |
3 |
Моя личная траектория |
3 |
4 |
Что я знаю о профессиях |
3 |
5 |
Мой профессиональный старт. Атлас новых профессий: загляни в будущее |
3 |
6 |
Управление успешностью в профессиональной деятельности |
3 |
7 |
Обобщающее занятие. Презентация результатов индивидуальной деятельности и защита учебных проектов. Рефлексия образовательных событий |
2 |
Всего |
17 |
Предметные знания, различные формы их усвоения должны соответствовать общим жизненным устремлениям молодежи. Школьники должен стать автором своей жизни, субъектом своей деятельности и в учебный процесс он должен быть включен как субъект педагогической деятельности. Именно поэтому, при проектировании образовательной деятельности необходимо руководствоваться принципом интеграции, согласно которому планирование учителем-предметником урока должно учитывать взаимосвязь предметного содержания и процессов освоения предметно-релевантных форм мышления учащихся. А с целью подготовки выпускников к их профессиональной деятельности жизненно необходима система профессионального взаимодействия базового и дополнительного образования.
1. Воронцова И.А. Развитие предметных способностей школьников в условиях профильного обучения. Дис. канд. психол. наук. - Калуга, 2004.; EDN: https://elibrary.ru/NMQUGR
2. Иванова И.В., Иванов Н.Г. Поддержка родителями профессионального выбора старшеклассника // Поиск. - 2016. - №3(55). - С.94-99.
3. Иванова И.В. От социального проектирования - к разработке и реализации проектов собственной жизни // Воспитание школьников. - 2021.- №3. - С. 57-66.
4. Иванова И.В. Профессиональный выбор и его значение для жизненного самоопределения личности// Журнал педагогических исследований. -2020.- Т.5.- №2. -С.3-9.; EDN: https://elibrary.ru/HJLVHL
5. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника, - М., 2005.
6. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие. - М.: Генезис, 2017.
7. Рожков М.И., Иванова И.В. Рефлексивно-ценностный подход к педагогическому сопровождению саморазвития школьников // Педагогика. - 2020. - Т.84.- №8.- С. 63-72.
8. ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373.
9. ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897.
10. ФГОС среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года № 443.
11. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - Томск: изд-во Томского университета. М.: Изд-во «Барс», 1997 - 392 с.; EDN: https://elibrary.ru/PYANJX