ПРОГРАММА ПРОФОРИЕНТАЦИИ В ШКОЛЕ КАК СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Система профессиональной ориентации школьников в общеобразовательных организациях является актуальной темой многие годы. Ее актуальность связана, прежде всего, с изменениями в социально-экономической сфере, с активными инновационными изменениями в области цифровых технологий и самое главное, с направлением востребованных профессий на современном этапе развития общества. В статье представлены основы современной программы профессиональной ориентации учащихся, построенной на учете личностных индивидуальных особенностях учащихся и современных требованиях к системе образования.

Ключевые слова:
самоопределение, самосознание, методология, компетентности, атлас профессий, индивидуальные стилевые особенности
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Профессиональный выбор и его значение для жизненного самоопределения личности велико, что связано с осуществлением человеком экзистенциального выбора, который задаёт развитие и жизнь на последующие годы  [3], и отражено в научных исследованиях многих исследователей на современном этапе. Весомый вклад в разработку методологических и теоретических основ  профессиональной ориентации внесли советские педагоги П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский. Вопросы профориентационной работы рассматривались отечественными учеными - К.М. Гуревичем, А.Е. Голомштоком, Е.А. Климовым, Т.В. Кудрявцевым, Б.Ф. Ломовым, А.К. Марковой, К.К. Платоновым, Н.С. Пряжниковым, М.В. Ретивых, В.Д. Симоненко, С.Н. Чистяковой и др. Зарубежная наука, связанная с проблемами профессиональной ориентации подрастающего поколения, располагает исследованиями Ф. Парсонса, З. Фрейда, А. Маслоу, К. Роджерса, Д. Сьюпера, А. Анастази, Л. Тайлора, Д. Голланда и др.

Современные требования к системе образования продиктованы нормативными документами в области образования и федеральными государственными  образовательными стандартами  (ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО), которые в обновленном  виде начинают действовать с 2021-2022 г. В обновленных документах уделяется  особое  внимание развитию навыков проектной деятельности у учащихся, начиная с начального общего образования при решении проектных задач, которые являются  одним из способов выявления профессиональных интересов у учащихся на ранних этапах развития.  Данное направление усиливает и обновленная Программа воспитания в каждой школе, которая является структурным компонентом основной образовательной Программы школы (ООП) на каждом уровне образования.

На современном этапе развития общества, инновационных технологий  обращение к вопросам профориентации продиктовано современными требованиями к подготовке молодежи в новых, современных условиях  и появлением новых профессий, сформированности их  компетентностей в  определенной профессиональной деятельности и личностной готовности выпускника к выполнению надпредметных функций современных профессий. Учитывая все требования к образованию по повышению качества знаний, метапредметных универсальных учебных действий (УУД)  и развитию компетентностных навыков была создана единая  Программа  профессиональной ориентации школьников на каждом уровне школьного образования.

В табл. 1 -5 представлен фрагмент обобщенной системы профориентации школьников МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17» г. Калуги по направлениям деятельности  с учетом требований ФГОС, из которой  создаются подпрограммы на каждый уровень образования (ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО) [7], [8], [9] с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников.

 

Таблица 1

Выявление и формирование склонностей и профессиональных интересов школьников средствами учебного предмета и мероприятий воспитательной работы

 

Направление работы

Содержание мероприятий

1. Выявление и формирование склонностей и профессиональных интересов школьников средствами учебного предмета и мероприятий воспитательной работы

1. Проведение психолого-педагогической диагностики по выявлению индивидуальных особенностей познавательных процессов, как резерва успешного обучения и развития интереса к определенной области знаний (2-4 класс)

2. Выявление индивидуальных особенностей когнитивного стиля учащихся,  ведущей модальности учащегося: каналы приема, переработки и выдачи информации (5 -8 класс)

3. Выявление индивидуального стиля учебной деятельности, предметной избирательности мышления и профессиональных склонностей учащихся (9-11 класс)

4. Создание банка адаптированного тестового и  контрольно-оценочного материала по учебным предметам по диагностике когнитивных особенностей и профессиональных склонностей

5. Проведение  мероприятий внеурочной деятельности (по планам  предметных кафедр и планам кл. руководителей)

6. Организация встреч с  преподавателями и специалистами разных профессий на производстве, в Вузах, учреждениях СПО с целью проведения «профессиональных проб» и выявлению профессиональных склонностей учащихся

7. Проведение контрольно-оценочных комплексных мероприятий по решению  проектных задач  для учащихся начального общего образования в соответствие с требованиями ФГОС НОО

8. Проведение контрольно-оценочных комплексных мероприятий по защите проектных работ для учащихся основного общего образования в соответствие с требованиями ФГОС ООО

9. Проведение контрольно-оценочных мероприятий по защите  индивидуальных проектов для учащихся среднего  общего образования в соответствие с требованиями ФГОС СОО

10. Совершенствование образовательной среды школы средствами расширения  тематики  курсов по выбору, мероприятий внеурочной деятельности с учетом разнонаправленности избирательного  мышления учащихся

11. Организация работы проектных (творческих) групп учителей по созданию контрольно-оценочных материалов с учитывающих стилевые особенности учебной деятельности ученика и возрастные особенности

12. Проведение социологического опроса выпускников школы с целью выявления профессиональных намерений и их реализации

 

Таблица 2

Информационно-просветительская деятельность профессиональной ориентации школьников

2. Информационно-просветительская деятельность профессиональной ориентации школьников

1. Представление информации для  учащихся и их родителей (законных представителей)  по результатам опросов, тестирований и материалов профориентационной направленности на стендах по профориентации и на сайте школы (совместно с  психологом)

2. Изучение с учащимися и их родителями нормативно-правовых документов по  предложениям  трудоустройства и дальнейшего продолжения образования

3. Организация профориентационных экскурсий в учебные организации   и на предприятия города:

- экскурсии в Центры дополнительного образования школьников (1-4 класс, 5-9 класс);

- ОАО  КАДВИ  (9- 10 классы);

 - КГУ им. Циолковского (10-11 классы);

- МГТУ им.Баумана (10-11 классы);

- РАНХиГС (Калужский филиал);

- КФ РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева;

- Калужский базовый медицинский колледж (9-11 кл.);

- ГКУ "Центр занятости населения г.Калуга" и др.;

- организация экскурсий в учебные  организации  г. Калуги, где можно увидеть реальные условия будущей учебы,  пообщаться с преподавателями, студентами (9, 11 кл. по запросам учащихся и родителей)

4. Участие в акции «Выпускник 2022 года», посещение ярмарки учебных мест (8-11 кл.)

5. Расширение плана работы предметных кафедр педагогов по включению мероприятий профориентационного содержания в работу учителей-предметников и классных руководителей, связанную с современными требованиями к профессиям и  картой новых профессий

6. Групповые и индивидуальные консультации психолога с учащимися и их родителями (по запросу) по вопросам профориентации учащихся, их  склонностям и предметной ориентации мышления.

 

 

Организуя профориентационную работу со школьниками, важное внимание уделяется проектной деятельности (табл. 3), освоение которой вносит весомый вклад в формирование готовности обучающегося к планированию, созданию и реализации проекта собственной жизни, видения будущего [3], что связано с реализацией экзистенциальной стратегии воспитания (по М.И. Рожкову) [7].

Таблица 3

Проектно-исследовательская деятельность профильно-избирательной направленности

3. Проектно-исследовательская деятельность профильно-избирательной направленности

1. Организация  и проведение комплексных (психолого-педагогических) мероприятий по решению  проектных задач  для учащихся начального общего образования в соответствие с требованиями ФГОС НОО

2. Организация  и проведение  комплексных (психолого-педагогических) мероприятий по защите проектных работ для учащихся основного общего образования в соответствие с требованиями ФГОС ООО

3. Организация  и проведение комплексных (психолого-педагогических) мероприятий по защите  индивидуальных проектов для учащихся среднего  общего образования в соответствие с требованиями ФГОС СОО

4. Реализация программ внеурочной деятельности для учащихся основного и среднего общего образования по развитию навыков проектной и исследовательской деятельности, грамотному оформлению проектных работ (в соответствие с ООП ООО, СОО)

5. Реализация программы «Методология индивидуального проекта» для учащихся 10-11-х классов (в соответствие с ООП СОО)

6. Реализация программ внеурочной деятельности (в соответствие с ООП НОО) по формированию познавательного интереса и знакомство с миром профессий на уровне начального общего образования

7. Защита проектов  в рамках деятельности НОУ школы и мероприятиях внеурочной деятельности

8. Участие учащихся школы в муниципальных, региональных и всероссийских  научно-практических конференциях, конкурсах, творческих отчетах, волонтерских акциях

9. Реализация программ внеурочной деятельности по направлению «Школа личностного самоопределения и саморазвития», «Поиск своего Призвания»

 

Таблица 4

Профессиональное консультирование и просвещение педагогов

4. Профессиональное консультирование и просвещение педагогов

1. Проведение учителями – предметниками тематических уроков и внеклассных мероприятий  по профессиональной ориентации молодежи с учетом специфики предмета и профильной направленности обучения на уровне СОО

2. Организация консультаций для педагогов по направлениям:

- специфика профессиональной ориентации в школе на уровне начального общего образования;

- специфика профессиональной ориентации в школе на уровне основного общего образования, предметная ориентация мышления;

- специфика профессиональной ориентации в школе на уровне среднего общего образования, профиль обучения и вопросы трудоустройства.

3. Групповые и индивидуальные рекомендации психолога для  классных руководителей по  работе с классом и родителями учащихся класса

4. Посещение  тематических курсов по выбору и внеклассных мероприятий с целю определения  дальнейшей работы по саморазвитию и самоопределению учащихся школы

5. Консультации  педагогов школы и психологов со специалистами различных ведомств по вопросам профориентации школьников

6. Обобщение опыта работы школы по вопросам профориентации, оформление и выпуск методических рекомендаций педагогами и психологами школы (выступление, статьи, рецензии, научные отчеты, заключения).

 

Важно организовывать работу по осуществлению профессионального консультирования и просвещения родителей (табл. 5), именно от них зависит  поддержка профессионального выбора школьника [2].

Таблица 5

Профессиональное консультирование и просвещение родителей (законных представителей)

 

5. Профессиональное консультирование и просвещение родителей (законных представителей)

1. Проведение родительских собраний, лекториев профориентационной тематики, с изучением нормативно-правовых материалов по вопросам трудоустройства выпускников и их дальнейшего обучения.

2. Привлечение родителей к участию в профориентационной работе школы с учащимися школы.

3. Анкетирование родителей по вопросам: индивидуальные  особенности  детей, проблемы в обучении, склонности к определенному типу профессий и др.

4. Сотрудничество с родителями по совместному проведению профориентационных мероприятий, экскурсий, интересных встреч

 5. Индивидуальные консультации для родителей по вопросам профориентации (совместно с психологом школы)

6. Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам профессиональной ориентации, информирование о целевом обучении, знакомство с современным рынком труда.

   

    Для учащихся 10-11-х классов в рамках элективного учебного предмета действует авторская программа (авт. Воронцова И.А.) «Поиск своего Призвания», основной целью которой  является – формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий; ознакомление со спецификой современного мира труда, правилами выбора и способами получения профессии.

   В табл. 6 представлено краткое тематическое планирование курса. В рамках курса ведется психолого-педагогическое сопровождение старшеклассников [1], [5], [6], [11] и выявляются индивидуальные особенности выпускников, личностные характеристики, которые они открывают у себя в процессе деятельности в рамках курса, и структурируется возможная индивидуальна траектория профессионального самообразования и  саморазвития.

 

 

Таблица 6

Тематическое планирование элективного курса «Поиск своего Призвания» (авт. Воронцова И.А.)

 

Тема

Количество часов

1

Введение

1

2

Природа выбора

2

3

Моя личная траектория

3

4

Что я знаю о профессиях

3

5

Мой профессиональный старт. Атлас новых профессий: загляни в будущее

3

6

Управление успешностью в  профессиональной деятельности

3

7

Обобщающее занятие. Презентация результатов индивидуальной деятельности и защита  учебных проектов. Рефлексия образовательных событий

2

Всего

17

 

Предметные знания, различные формы их усвоения должны соответствовать общим жизненным устремлениям молодежи. Школьники должен стать автором своей жизни, субъектом своей деятельности и в учебный процесс он должен быть включен как субъект педагогической деятельности. Именно поэтому, при проектировании   образовательной деятельности необходимо руководствоваться принципом интеграции, согласно которому планирование учителем-предметником урока должно учитывать взаимосвязь предметного содержания и процессов освоения предметно-релевантных форм мышления учащихся. А с целью подготовки  выпускников к их профессиональной деятельности  жизненно необходима система профессионального взаимодействия базового и дополнительного образования.

Список литературы

1. Воронцова И.А. Развитие предметных способностей школьников в условиях профильного обучения. Дис. канд. психол. наук. - Калуга, 2004.

2. Иванова И.В., Иванов Н.Г. Поддержка родителями профессионального выбора старшеклассника // Поиск. - 2016. - №3(55). - С.94-99.

3. Иванова И.В. От социального проектирования - к разработке и реализации проектов собственной жизни // Воспитание школьников. - 2021.- №3. - С. 57-66.

4. Иванова И.В. Профессиональный выбор и его значение для жизненного самоопределения личности// Журнал педагогических исследований. -2020.- Т.5.- №2. -С.3-9.

5. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника, - М., 2005.

6. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие. - М.: Генезис, 2017.

7. Рожков М.И., Иванова И.В. Рефлексивно-ценностный подход к педагогическому сопровождению саморазвития школьников // Педагогика. - 2020. - Т.84.- №8.- С. 63-72.

8. ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373.

9. ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897.

10. ФГОС среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года № 443.

11. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - Томск: изд-во Томского университета. М.: Изд-во «Барс», 1997 - 392 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?