сотрудник
студент
Ош, Киргизия
В данной статье исследуются продуктивные формы обучения: игровые формы; групповой, парной и индивидуальной работы; самостоятельной деятельности учащихся; создание конкретных ситуаций, их анализ; постановка вопросов, активизирующих диалог; проблемное обучение.
метод обучения, современный урок, ученик, учитель, дидактическая игра, работа в парах, проблемный метод, метод проектов
Введение. О том, что развитие школьника происходит более результативно, если он включен в деятельность, говорят следующие факты: человек запоминает 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем; 90%, когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов.
Обсуждение. Составляющей педагогических технологий являются методы обучения. По определению Ю.К. Бабанского: «Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития» [1]. По определению И.Ф. Харламова: «Методы обучения — это способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом». В.А. Сухомлинский считал, что методы обучения должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а школа вызывать радость познания, творчества, общения.
Методы обучения должны отвечать требованиям: научности; доступности; соответствия психолого-педагогическим возможностям развития школьников; результативности; направленности на прочное овладение учебным материалом, на выполнение задач воспитания школьников [1]. На необходимость систематически изучать, использовать в своей работе инновационные методы указывают авторы исследований [4], [5], [11].
Выбор современных методов обучения зависит от следующих факторов:
•общих и конкретных целей обучения; содержания материала конкретного урока;
•времени, отведенного на изучение того или иного материала;
•возрастных особенностей учащихся, уровня их познавательных возможностей;
•уровня подготовленности учащихся;
•материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;
•возможностей и способностей учителя, методического мастерства, личных качеств, уровня его теоретико-практической подготовленности [2].
Е.Б. Плотникова указывает на особенности современного урока:
•создается доброжелательная атмосфера;
•формируется высокий уровень мотивации;
•придаётся большое значение способам учебной работы;
•развиваются умения самостоятельной познавательной деятельности учащихся, творческое отношение к учебному процессу [3].
Ученик и учитель – две стороны процесса обучения:
–ученик – активный субъект, проявляющий самостоятельность в принятии решений, готовый нести ответственность за свои действия, уверенный в себе, целеустремленный;
– задача учителя, как консультанта, наставника и партнера, определить направление работы, создать условия для деятельности учащихся.
Авторы исследований указывают на организационные приемы создания ситуации успеха при обучении математике [7; 8]:
•работают все и работает каждый;
•интересно мнение каждого ученика, радуют успехи каждого;
•благодарность каждому ученику за его участие, каждый ученик благодарен всем за свое продвижение к знаниям;
•доверие учителю как к фасилитатору групповой работы, при этом каждый имеет право на инициативу;
•каждый ученик имеет право высказать мнение о проведенном занятии.
Чтобы обеспечить познавательную активность и познавательный интерес учащихся на разных этапах урока, в исследованиях рекомендуются активные формы и методы работы [3, 6, 7], считая эффективным:
• оптимальное сочетание форм работы на уроке;
• обучение учащихся основным приемам учебной деятельности;
• развитие мыслительных процессов у учащихся;
• создание условий для обеспечения активности ученика на уроке;
• реализация принципа индивидуального подхода.
Дидактические игры – вызывают живой интерес к процессу познания, активизируют деятельность учащихся, помогают легче усвоить учебный материал. Ролевые игры — это маленькая сценка, разыгрываемая учениками, помогающая наглядно представить, увидеть, оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам.
Пары и группы. Этот метод даёт ученикам больше возможностей для участия и взаимодействия. Работа в парах и группах формирует у детей умения принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели, соотносить свои действия с действиями партнеров, принимать участие в сравнении цели и работы. Для работы над темой урока используются для групп сменного или постоянного состава методы «Ульи», «Визитные карточки». Метод «Творческая мастерская» с большим успехом применяется на обобщающих уроках.
Проблемные методы. Способствуют развитию интеллектуальной, предметно-практической мотивационной сфер личности.
Проблемный вопрос – вопрос, который требует интеллектуальных усилий, анализа связей с ранее изученным материалом, попытки сравнить, выделить наиболее важные положения. Проблемная ситуация – сравнение двух или более взаимоисключающих друг друга точек зрения. Проблемные задания ориентируют учащихся на самостоятельный поиск решений.
Метод проектов стимулирует ученическую самодеятельность, с его помощью реализуется принцип сотрудничества ученика и учителя, позволяющий сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе. Ориентирован на развитие исследовательской, творческой активности учащихся, на формирование универсальных учебных действий.
Основные этапы проектной деятельности:
•Выбор темы проекта.
•Работа с разными источниками.
•Выбор формы предъявления проекта.
•Работа над проектом.
•Оформление результатов.
•Защита проектов.
• Подведение итогов [6].
Метод дискуссии. Умение общаться друг с другом, вести дискуссию дает возможность каждому ребенку развить умение слушать, говорить по очереди, высказывать своё мнение, пережить чувство сопричастности к совместному коллективному поиску истины. Учащиеся должны знать правила ведения дискуссии. Учение идет от обучающихся, а я направляю коллективный поиск, подхватываю нужную мысль и подвожу их к выводам. Ученики не боятся сделать ошибку в ответе, зная, что им всегда придут на помощь одноклассники, и все вместе они примут правильное решение. Для проведения дискуссии и принятия решений использую, например, такие методы, как «Светофор», «Мозговая атака».
Применение ИКТ в образовательном процессе позволяет учителю:
•развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;
•усилить мотивацию учения;
•сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативную компетентность;
•активно вовлекать учащихся в учебный процесс;
•создать благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе [4].
Метод «Чтение с остановками». В тексте выделяются 2-3 остановки, задаются детям вопросы, побуждающие к критическому мышлению [9, 10]. Как дальше будут развиваться события? Используется ментальные карты в обучении математике [9]. Дети учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными величинами.
Методы выяснения целей
Использование метода «Знаем – не знаем» позволит понять, что из запланированного материала ученики знают, а чего не знают. Учитель задает учащимся вопросы, подводя их к цели и задачам урока. Учащиеся, отвечая на них, выясняют, какие знания по данной теме им необходимы.
«Ромашка Блума». Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне [10].
«Итоговый круг». На плакате большой круг, разделённый на секторы: «Усвоение мною новых знаний», «Моё участие в работе группы», «Мне было интересно», «Мне понравилось выполнять упражнения», «Мне понравилось выступать перед ребятами». Выводы: необходимо использовать различные формы, методы и приемы обучения в школе, способствующие:
• преподаванию материала в доступной, интересной форме;
• лучшему усвоению знаний;
• вызывают интерес к познанию;
• формированию коммуникативной, личностной, социальной, интеллектуальной компетенций.
Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов. Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями своего класса.
1. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. Москва: Педагогика, 1989. - 558 с.
2. Корепанова М.В. Основы педагогического мастерства: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования/М. В. Корепанова, О. В. Гончарова, И. А. Лавринец. Москва: «Академия», 2012. 240 с.
3. Плотникова Е.Б. Воспитывающее обучение. - Москва: Академия, 2010. 176 с.
4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. Москва: «Академия», 1999. 224 с.
5. Келдибекова А.О. Инновационные формы организации методической работы в школе//Наука. Образование. Техника. 2017. № 3-4 (60). С. 60-63.
6. Келдибекова А.О. Формирование навыков проектной деятельности школьников при подготовке к математическим олимпиадам//Международный научно-исследовательский журнал. 2018. № 6-2 (72). С. 86-90.
7. Келдибекова А.О., Закиров И.У., Жакыпова Ж.А. Влияние интернет-ресурсов на формирование позитивного опыта участия школьников в интеллектуальных соревнованиях//Мир педагогики и психологии. 2019. № 1 (30). С. 65-76.
8. Келдибекова А.О., Жакыпова Ж.А. Влияние ситуации успеха при обучении математике на деятельность ученика: этапы и приемы создания//Журнал педагогических исследований. 2020. Т. 5. № 6. С. 43-48.
9. Келдибекова А.О., Кушбак кызы Н. Ментальные карты в обучении математике, как метод развития критического мышления школьников//Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 7-1. С. 53-57.
10. Келдибекова А.О., Сопуев У.А. Применение приема "Кубик Блума" при обучении математике//Профильная школа. 2019. Т. 7. № 5. С. 14-20.
11. Келдибекова А.О., Токоева Д.Т., Абдыллажан У.А., Фазилов Р.Р. Построение личностно-ориентированной урочной и внеурочной деятельности - залог эффективности современного образования//Мир педагогики и психологии. 2019. № 1 (30). С. 76-88.