Россия
Москва, Россия
Казань, Республика Татарстан, Россия
Россия
. В настоящее время, характеризующееся беспрецедентными антироссийскими санкционными ограничениями, остро встают вопросы функционирования всех сфер жизнедеятельности человека. Сфера высшего образования оказалась не исключением. В повестку экономических и образовательных форумов все чаще включаются вопросы обеспечения качества высшего образования в условиях глобализационных процессов, обсуждение перспектив реализации международных образовательных программ, анализа современного состояния международной студенческой мобильности и путей его расширения с охватом новых территорий получения образования, соответствия высшего образования общемировым гуманистическим ценностям. В условиях глобализационных процессов вопросы качества в сфере высшего образования приобретают особую значимость, обусловленную группой факторов, в числе которых: массовизация высшего образования, развитие трансграничного образования и расширение его возможностей за счет появившихся новых форм и технологий образования, популяризация и расширение доступности международных образовательных программ, усиление конкуренции образовательных организаций за иностранных абитуриентов как источников финансирования и проч. Действие данных факторов в международном образовательном пространстве, с одной стороны, требуют соблюдения единых стандартов, к числу которых следует отнести Европейские стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве (ESG–QA), с другой – могут привести к снижению образовательных стандартов, в том числе под влиянием внешних факторов так называемой непреодолимой силы. Речь идет о влиянии COVID-19 и переживаемой эскалирующей геополитической ситуации на устойчивость международных партнерских связей и сохранность принципов, формализованных в серии глобальных документов по гарантиям качества высшего образования, и непреходящих общегуманных ценностей.
образование, высшее образование, качество образования, академическая мобильность, иностранные студенты, международные образовательные программы, COVID-19, санкции, геополитическая ситуация
Введение. Глобализационные процессы, наметившиеся в образовательном пространстве на рубеже ХХ-XXI в., открывали широкие перспективы международного сотрудничества образовательных организаций разных стран, включая: академическую мобильность студентов и профессорско-преподавательского состава, выполнение научно-исследовательских проектов международными коллективами ученых, реализацию программ дуального образования и проч. [1]. Появился опыт инновационного формата международного образовательного сотрудничества, в числе которых международная аккредитация образовательных программ, создание международных образовательных хабов, франшизы. Были заключены многочисленные договоры и соглашения в сфере международного сотрудничества между российскими и зарубежными университетами, которые обогащали образовательную подготовку обучающихся национальными подходами к реализации образовательных программ и уникальными компетенциями работающих на этих программах профессоров, развивали культуру межнационального общения и многое другое. Высшее образование как важнейший социальный институт всего глобального общества выполнял важнейшую миссию консолидации национальных интересов и совместного построения справедливого будущего. Вместе с тем, сегодня, в условиях эскалации антироссийских настроений и введенных санкций, международное сотрудничество находится под угрозой даже не развития, а сохранения. Исходя из этого, целью статьи авторы видят в проведении анализа влияния санкционных ограничений против России на состояние и перспективы международного сотрудничества в сфере высшего образования.
Условия, материалы и методы. Исследование базируется на использовании ряда концепций, применимых к сфере образования: меритократической концепции, ключевой идеей которой является индивидуализация образования и построение гибкой индивидуальной образовательной траектории; консьюмеристской концепции, основанной на принятии образования как услуги и утверждающей неоспоримое влияние межвузовской конкуренции на повышение качества преподавания, разнообразие образовательного контента и гибкую модель его освоения, совершенство образовательных технологий; концепции университетов, провозглашающую примат принципов академической свободы и ответственности, единства преподавания и исследования – принципов, лежащих в основе исследовательского университета; элитарной концепции, раскрывающей подходы к фундаментальному обучению элит общества, доступного для состоятельных клиентов. Методы структурного, системного и компаративного анализа, социологический метод, метод рейтингов, метод визуализации, примененные к анализу
научных публикаций, результатов
социологических опросов, данных аналитических агентств, позволили получить результаты, подтверждающие гипотезу авторов, что при негативном влиянии санкционных ограничений на вытеснение России из международного образовательного сообщества сотрудничество в сфере реализация международных программ будет сохранено с теми партнерами, которые ценят незыблемость ценностей образования и ограждают его от политического влияния.
Результаты и обсуждение
Формирование новой модели международного высшего образования, набиравшего популярность в последние годы, встретилось с рядом вызовов, в числе которых влияние перманентно развивающейся пандемии новой коронавирусной инфекции и усложняющаяся геополитическая обстановка, связанная с ситуацией на Украине. Данные обстоятельства требуют осмысления важности международной интеграции в области получения высшего образования, оценки институциональных приоритетов в образовательной политике, перспектив дальнейшего сотрудничества образовательных организаций в мировом образовательном пространстве.
Осмысление важности международной интеграции высшей школы следует начать, прежде всего, с постижения целей обучения в зарубежном вузе.
Безусловно, основным предназначением получения образования за рубежом – вне зависимости от срока обучения (онлайн-семестр или полный срок обучения) – должно стать овладение обучающимися академическими знаниями и практикоориентированными компетенциями [2]. Но, как показывают опросы обучающихся, для них не менее важным является и получение иммерсивных впечатлений от страны пребывания, что далеко выходит за рамки обучения, но с другой стороны, позволяет глубже понять культуру страны, во многом определяющих и подходы к организации обучения [3]. Поскольку в выборе вуза и места обучения ключевую роль играют родители обучающиеся, будет показательным представить их мнение относительно выбора зарубежного (рисунок 1) или российского (рисунок 2) вуза.
В списке стран, наиболее привлекательных для обучения российских студентов, Великобритания (38%), Германия (19%), США (16%).
Общепринятыми требованиями к освоению образовательных программ в рамках международного образования следует считать:
• обеспечивать освоение актуальных
академических знаний и компетенций в рамках реализуемой образовательной программы
и сферы их практического применения или планируемой научной карьеры;
• быть устойчивыми в условиях внешней турбулентности, как то пандемия COVID-19 или иные кризисные явления разного генеза;
• гарантирование высокого качества, надежности и безопасности обучения, рассматривая последнее требование как защиту от угроз разного характера, включая морально-психологический;
• обогащать образовательный контент достижениями международного научного сообщества, не ограничиваясь исключительно результатами национального научного сообщества;
• поощрять обучающихся к переносу полученных знаний в свою страну и их интеграции в дальнейшую образовательную, научную, практическую сферы;
• обеспечивать более широкую доступность для освоения образовательных программ для студентов, учитывая при этом их ресурсную состоятельность обучения, подготовленность для освоения образовательного контента, возможность гибкого формата обучения и иные обстоятельства;
Реализация данных требований обеспечивает академические преимущества обучения на образовательных программах зарубежных вузов, которые обеспечиваются, во-первых, за счет отбора высококвалифицированного профессорского состава на данные программы. Высокая квалификация профессоров, признанных мировым научным сообществом, обеспечивает разработку оригинального образовательного контента в своей области знаний и создания авторской, инклюзивной, интернациональной образовательной программы с открытым доступом к материалам разных стран [4].
Во-вторых, в полном объеме реализуется студентоцентричный подход к организации обучения посредством реализации различных моделей фасилитации в форматах оффлайн, онлайн или гибридного взаимодействия, обеспечивающих охват всего студенческого контингента, а использование электронных образовательных платформ создает среду постоянного общения по принципу 24/7. Учебная нагрузка профессоров, учитывающая значимую долю общения со студентами и изучения опыта иностранных студентов, делает возможным больше времени уделять проведению собственных исследований, результаты которых интегрируются в реализуемые образовательные программы. Интерактивный характер организации занятий позволяет студентам не только взаимодействовать между собой, но и предоставляет им возможность становиться соведущими дискуссий преподавателей, что способствует, кроме формирования ряда компетенций, включая культуру поведения в научной дискуссии, глубокому межкультурному обучению [5].
В-третьих, студенты получают огромный образовательный опыт, становясь участниками нового сообщества и частью общей учебной среды из представителей многих стран мира, приобретая опыт взаимодействия в мультикультурной среде.
Образовательная организация, реализующая программы международного обучения, получает также массу преимуществ: укрепление своего бренда на международном рынке образования, консолидация сотрудничества с вузами-партнерами, стимулирование студентов к получению международного опыта в рамках осваиваемой образовательной программы, помощь в получении всемирного признания работающим на программе аффилированным преподавателям [6]. Вместе с тем образовательная организация несет и высокую ответственность за обеспечение гарантии качества образовательной программы и ее академической целостности, контроль которой проводится собственными экспертами, что позволяет ее оперативно актуализировать.
Безусловно, не каждый вуз, реализующий международные образовательные программы, обеспечивает их высокое качество. Сориентироваться в многочисленных предложениях помогает, например, рейтинг вузов. Так, согласно QS Rankings в числе первой десятки наиболее предпочтительных университетов мира занимают американские вузы (таблица 1).
Основными целевыми странами, привлекательными для обучения иностранных студентов, остаются Германия, Австралия, Великобритания, Канада и США. Анализируя контингент иностранных студентов данных стран, следует отметить, что к началу 2021-2022 учебного года он практически восстановился после пандемийного спада – пандемия COVID-19 стала мощнейшим фактором, вызвавшим ограничения студенческой мобильности.
По окончании пандемийных ограничений
австралийские университеты открылись иностранным студентам лишь к середине декабря 2021 года, когда многие иностранные абитуриенты уже определились с выбором вуза другой страны до начала учебного года, что привело к снижению иностранного контингента университетов Австралии. Так, из 260 000 студентов с действующими студенческими визами в Австралию сохранилось лишь 50%, поскольку они прибыли в страну до начала пандемии, а из 120 000 студентов КНР сохранилась только одна треть [7]. В настоящее время правительство Австралии предпринимает меры по восстановлению привлекательности своих вузов для иностранных студентов: упрощается выдача виз, оказывается содействие трудоустройству после завершения учебы.
Потерю иностранного контингента, как и Австралия, испытывают и США, поскольку также страной вводились ограничения на въезд иностранных студентов в период пандемии COVID-19 [8]. Так, по итогам 2020 года 53% иностранных студентов обучались за пределами США, а в 2021 году этот процент сократился до 35%, т.е. видна позитивная тенденция роста контингента иностранных студентов.
В отличие от Австралии и США, правительство Великобритании в период пандемии сохраняло открытость границ для иностранных студентов, что позволило сохранить их число в своих университетах во времена пандемии. Более того, к началу 2021-2022 учебного года в стране зафиксировано самое большое количество выданных студенческих виз за всю историю – 430 000. Но на представительство стран в студенческом контингенте оказал влияние экономико-политический фактор: Brexit и изменение стоимости обучения повлияло на снижение в 2021-2022 учебном году более чем на половину (56%) числа европейских студентов. При этом осуществляются попытки привлечения на учебу студентов других стран, например, из Индии.
Позитивная динамика числа выданных студенческих виз иностранным студентам отмечена и в Канаде: в 2021 году выдано вдвое больше виз по сравнению с предыдущим годом – 175 000, но существенно меньше по сравнению с допандемийным 2019 годом (280 000 виз).
Достаточно привлекательной для иностранных студентов всегда была и Германия, демонстрирующая устойчивый рост их числа особенно в последнее десятилетие. Так, в 2019 году в немецких университетах проходили обучение более 330 000 иностранных студентов, что на 50 тысяч превышает канадский контингент. При этом влияние пандемии на устойчивую динамику числа иностранных студентов не проявилось, поскольку Германия, как и Великобритания, не вводила ограничений на въезд в страну студентов из других государств.
Рассматривая международное образование как новую парадигму в образовании [9], нельзя абстрагироваться от прогнозирования будущего глобального рынка образования, которое должно оставаться доступным и совместным, и нельзя исключать из внимания факторы, оказывающие критическое воздействие на его перспективы [10]. Одним из таких критических факторов стал геополитический, оказывающий прямое влияние на участие российских вузов в глобальном образовательном пространстве.
Согласно неофициальным данным (официальная статистика по числу российских студентов, обучающихся за рубежом, не ведется), ежегодно от 1% до 1,5% российских студентов отправляются на учебу в зарубежные вузы. Если брать общее количество школьников, студентов и молодых специалистов, то число обучающихся за рубежом в настоящее время составляет около 300 тысяч, в допандемийный период ежегодно уезжали на обучение около 70 тысяч человек.
Учитывая сложную геополитическую обстановку, связанную с негативной оценкой правительств США и западных стран специальной военной операции России на Украине, российские студенты оказались в крайне непростой ситуации: закрыты авиасообщения с Россией, на российские банки наложены санкции, поступают угрозы отчисления. Трудности испытывают не только российские студенты, обучающиеся за рубежом, но и иностранные студенты, проходящие обучение в вузах других стран (ярким примером может служить ситуация, связанная с индийскими студентами на Украине).
На фоне резкого ухудшения международной обстановки в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации разрабатываются меры поддержки российским студентам, обучающимся в зарубежных вузах, а также студентам из Луганской и Донецкой Народных республик, оказавшимся после эвакуации на территории РФ. Ключевым решением помощи российским студентам, возвращающимся на
Родину, стала гарантия продолжения их обучения в ведущих вузах страны, в числе которых: МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, НИУ ВШЭ, МИФИ, МФТИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Санкт-Петербургский политехнический университет и другие.
Так, в НИУ ВШЭ поступили обращения о переводе от 30 российских студентов, проходящих обучение в университетах Австрии, Германии, Испании, Нидерландов, Польши, Словении, США, Чехии, Франции. Заявление каждого студента будет рассматриваться индивидуально для определения образовательной программы, удобной формы прохождения аттестационных испытаний. Все обратившиеся студенты будут обучаться за счет бюджетных средств или средств университета. Первые студенты уже зачислены. Кроме этого, всем студентам, испытывающим в текущей ситуации жизненные сложности, будет
оказана соответствующая помощь (психологическая, социальная, юридическая) –
для этих целей создан специальный ситуационный центр.
Вместе с тем сложившаяся ситуация вокруг российских студентов, обучающихся на партнерских программах с зарубежными вузами, остается в целом достаточно спокойной. Так, студенты НИТУ «МИСиС» в настоящее время продолжают обучение в обычном режиме в университетах Германии, Италии, Польше, Чехии и Норвегии. Студентам Тюменского государственного университета, которые завершили обучение в немецких вузах по программе «семестр за рубежом», но не смогли выехать из Германии по причине закрытия воздушного пространства, при содействии немецкой стороны продлены визы, предоставлена возможность обучения еще в течение одного семестра с проживанием в общежитиях. Не известно ни одного случая отчисления из зарубежных вузов и более чем 50 студентов РУДН. Данные факты вселяют надежду, что знания останутся вне политики.
В условиях эскалации международной обстановки, запрета ряда государств на авиационное сообщение с Россией и их рекомендаций покинуть территорию нашей страны достаточно сложно спрогнозировать судьбу иностранных студентов, обучающихся в российских вузах. В случае выезда иностранных студентов из России остается шанс продолжить обучение в онлайн-формате, опыт которого приобретен в пандемию и оценивался как эффективный инструмент обучения в условиях ограничений. Так, в НИТУ «МИСиС» 25% всего контингента обучающихся приходится на студентов из 85 стран мира. Все они продолжают обучение в вузе, исключение составляют французские студенты, покинувшие Россию, но продолжающие обучаться дистанционном режиме. Массового отъезда не наблюдается и в Тюменском государственном университете: из 2 тысяч иностранных студентов, представляющих 25 стран, покинуло страну несколько студентов из стран ЕС и Японии. Дополнительно к дистанционным технологиям администрации российских вузов предлагают и оформление академического отпуска. Так поступают, например, в НИУ ВШЭ, РУДН.
Кроме того, напряженная геополитическая ситуация может затронуть также и профессорско-преподавательский состав российских вузов, долгие годы стремившийся стать интернациональным. Сегодня известны случаи прекращения отношений иностранных коллег с российскими университетами по рекомендации консульств: возвращение на Родину, отказ от участия в научных конференциях, совместных проектах и научных публикациях, членства в редакционных коллегиях научных журналов и проч. Это не может не отразиться на изменении кадровой политики образовательных организаций: место иностранных коллег займут российские специалисты, что означает усиление без того достаточно высокой конкуренции за квалифицированных сотрудников. В этих условиях вновь будет актуализироваться задача подготовки научно-педагогических кадров по аспирантским программам, которые так и не получили своей привлекательности для молодежи.
Следованию ранее упомянутому принципу «знания вне политики» призывают не только российские ученые, но ряд их прогрессивных коллег из зарубежных вузов. Так, пятеро ученых из США, Канады и Великобритании в журнале Science опубликовали письмо с призывом продолжать сотрудничество с российскими коллегами: «Прекращение любого взаимодействия с российскими учеными стало бы серьезным препятствием для множества западных и глобальных интересов и ценностей, которые включают достижение быстрого прогресса в решении глобальных проблем, связанных с наукой и технологиями, поддержание неидеологических линий связи через национальные границы и противодействие идеологическим стереотипам и неизбирательным преследованиям».
Вселяет определенную надежду на сохранение академического сотрудничества с Россией и совместное заявление президента Немецкой конференции ректоров и президента Немецкой службы академических обменов, в котором говорится, что в университетах не должно быть проявления ксенофобии, национализма и изоляции. Однако под давлением правящих партий социал-демократов, зеленых, свободных и христианских демократов в день начала специальной военной операции на Украине ряд молодых российских выпускников были исключены из Международной парламентской стипендии – программы стажировки, проводимой федеральным парламентом Германии и открытой для выпускников из 42 стран, включая Россию. По этой причине пятеро российских стипендиатов этой программы не имеют возможности приехать в Германию и прекращено рассмотрение заявок от россиян. Данный факт подтверждает рассогласованность позиций академического сообщества и политических элит в сохранении ценностей высшего образования, что требует консолидации всех прогрессивных сил в отстаивании прав человека, в числе которых право на
образования, не терпящее никаких дискриминаций.
Выводы. Таким образом, проведенный анализ показал, что сфера высшего образования, как часть глобального социума, демонстрирует стремление следовать основным трендам его развития, в числе которых вектор на глобализацию. Вместе с тем, на реализацию международного сотрудничества образовательных организаций разных стран ощущается достаточно сильное воздействие внешних факторов, способных влиять на качество образования. Сохранение незыблемых ценностей образования, среди которых студентоцентрированность, толерантность, открытость, доступность, академическая свобода и ответственность, независимость от политических событий, следует считать индикатором качества образования в эпоху потрясений.
1. Филиппов В.М. Интернационализация высшего образования: основные тенденции, проблемы и перспективы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015. Т. 15, №3. С. 203-211.
2. Седунова С.Ю. Трансграничное образование: теория и практика, возможность и реальность // Вестник Псковского государственного педагогического университета. - 2011. - №13. - С. 204-209.
3. Романовская О.Е., Ильина Д.М. Социокультурная адаптация иностранных студентов в российском вузе в контексте академической мобильности // Поволжский педагогический поиск. - 2019. - № 2(28). - С.62-68. DOI:https://doi.org/10.33065/2307-1052-2019-2-28-62-68.
4. Маркова Т.С., Цаболова О.Р. Интернационализация мирового рынка образовательных услуг // Вестник университета. - 2013. - № 22. - С. 187-190.
5. Груздева О.В., Старосветская Н.А. Адаптация иностранных студентов в системе вузовского образования // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2016. - № 1(35). С. 133-142.
6. Кейек-Франсен Д. Практики успешности студентов: от очного обучения к масштабному и обратно // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. - 2018. - № 4. - С. 116-138. DOI:https://doi.org/10.17323/1814-9545-2018-4-116-138.
7. Опыт Казанского ГАУ в подготовке инженерных и научных кадров для цифрового сельского хозяйства / А.Р. Валиев, Б.Г. Зиганшин, А.В. Дмитриев [и др.] // Инновации в сельском хозяйстве. - 2018. - № 4(29). - С. 434-442.
8. Зиганшин, Б.Г. Участие бизнес-сообщества в подготовке инженерных кадров / Б.Г. Зиганшин, С.М. Яхин, А.В. Дмитриев // Современные исследования основных направлений гуманитарных и естественных наук : сборник научных трудов международной научно-теоретической конференции, Казань, 02-03 марта 2017 года / Казанский кооперативный институт (филиал) АНО ОВО ЦС РФ «Российский университет кооперации». - Казань: Общество с ограниченной ответственностью "Печать-Сервис-XXI век", 2017. - С. 222-224.
9. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ сельскохозяйственного профиля: опыт и перспективы / Д.И. Файзрахманов, Ф.Т. Нежметдинова, А.Р. Валиев [и др.]. - Казань : Казанский государственный аграрный университет, 2017. - 194 с.
10. Mok K.H., Xiong W., Ke G., Cheung J.O. Impact of COVID-19 Pandemic on International Higher Education and Student Mobility: Student Perspectives from Mainland China and Hong Kong // International Journal of Educational Research. 2021. Vol. 105. No 3. Art. No 101718. doihttps://doi.org/10.1016/j.ijer.2020.101718.
11. Onyema E.M., Sharma A., Nwafor C.E., Fyneface A.G., Edeh E.C. Impact of Coronavirus Pandemic on Education // International Journal of Education and Practice. 2020. Vol.11, No.13. P. 108-121. DOIhttps://doi.org/10.7176/JEP/11-13-12.
12. Kromydas T. Rethinking higher education and its relationship with social inequalities: Past knowledge, present state and future potential // Palgrave Communications. 2017. Vol. 3, N 1. Mode of access: https://www.nature.com/articles/s41599-017-0001-8.
13. Kosaretsky S., Zair-Bek S., Kersha Y., Zvyagintse R. General Education in Russia during COVID-19: Readiness, Policy Response, and Lessons Learned. Primary and Secondary Education during COVID-19. Disruptions to Educational Opportunity during a Pandemic (ed. F.M. Reimers), Cham, Switzerland: Springer, 2022. P. 227-261