В статье рассматриваются основные черты поэтики и эстетики творчества Ш. Бодлера, через века вступающим в коммуникацию с современными писателями-постмодернистами. К данным принципам культурного диалога, поэтики и эстетики относятся: дуализм, супернатурализм, принцип игры с читателем, бегство в вымышленную страну Икарию, онейрические и танатологические мотивы, своеобразный хронотоп города. К мировоззренческим принципам творчества можно отнести романтический пессимизм, сплин, дендизм и эскапизм. Анализируется романное творчество современных французских писателей-постмодернистов Б. Вербера и Ф. Бегбедера сквозь призму поэтологичекого наследия Ш. Бодлера. Изучаются как прямое цитирование «Цветов зла» Ш. Бодлера, так и авторский коммуникативный диалог с французским поэтом, а также использование некоторых фрагментов из бодлеровского наследия в качестве эпиграфов к произведениям рассматриваемых авторов. Делается акцент на такие ключевые концепты бодлеровского творчества как смерть, сон и эскапизм, рассматривается их преломление в романе Вербера «Танатонавты», где происходит путешествие ученых-танатонавтов в «пространство» смерти. Теория супернатурализма находит свое воплощение в циклах романов «Об ангелах» и «О богах», где человек предстает вершителем судеб планет с альтернативной реальностью. В его красочных постмодернистских неомифологических романах сплетаются разные виды искусств: живопись, архитектура и музыка. В статье большое внимание уделено развитию бодлеровского принципа описания современной жизни и урбанизма в творчестве Ф. Бегбедера. Образ денди, крайне значимый для автора «Цветов зла», воплощается в главном герое бегбедеровских романов «99 франков», «Идеаль», «Человек, который плакал от смеха», «Рассказы под экстази» и др. Он беззаботен, жесток и аморален. Его тяга к эскапизму в мир грез выражается в увлечении запрещёнными веществами. Изучается также отражение в творчестве Вербера и Бегбедера дуалистического принципа Ш. Бодлера. Вербер и Бегбедер являются преемниками и наследниками бодлеровской поэтики, выраженной в чувственном эстетизме, многочисленных аллюзиях, эклектизме, супернатурализме, интересом к загробной жизни и поэтизации сна.
эстетика, поэтика, постмодернизм, Вербер, Бодлер, Бегбедер, коммуникативный диалог
1. Аверинцев С.С. Символ // София-Логос. Словарь. - Киев: Дух i Лiтера, 2001. С. 155-161
2. Аничков Е. Бодлер и Эдгар По //Аничков Е. Предтечи и современность. СПб., 1910. С. 226.
3. Бегбедер Ф. Человек, который плакал от смеха. М.: ИД «Городец», 2021. С. 193.
4. Бегбедер Ф., Фалько Ж.-М. Я верую - Я тоже нет. - М.: Иностранка, 2007. 351 с.
5. Белей М. А. Жанровое своеобразие циклов постмодернистских романов Бернара Вербера «Об ангелах» и «О богах»: дис. … канд. филол. наук. М., 2020. 197 с.
6. Бодлер Ш. Цветы зла /изд. подгот. Н. И. Балашов и И. С. Поступальский. М.: Наука, 1970. 480 с.
7. Бодлер Ш. Цветы зла. Обломки. Парижский сплин. Искусственный рай. Эссе, дневники. Статьи об искусстве. М.: Рипол Классик, 1997. 960 с.
8. Вербер Б. Танатонавты (fr: «Les Thanatonautes»). - Paris: Albin Michel S.A., 1994. 505 p.
9. Вербер Б. Империя ангелов (fr: «L'Empire Des Anges»). - Paris: Albin Michel, 2000. 443 р
10. Вербер Б. Мы, боги (fr: «Nous Les Dieux»). - Paris: Albin Michel, 2002. 364 р.
11. Вербер Шестой сон.- - Paris: Albin Michel, 2016. 477 p
12. Гинзбург Л. О лирике. Л.: Сов. писатель, 1974. С. 318.
13. Готье Т. Шарль Бодлер //Бодлер Ш. Цветы зла. Мн., М., 2001. С. 31-32.
14. Интервью Б. Вербера газете «Известия» [Электронный ресурс]. URL:https://www.gazeta.ru/culture/news/2020/01/05/n_13888184.shtml]., (дата обращения 26.03.2022 г).
15. Руднев В.Г. Прочь от реальности (Исследования по философии текста). М.: Эдиториал УРСС, 2000. 430 с.
16. Фонова Е. Г. Восприятие Шарля Бодлера во Франции, Бельгии и России в эпоху символизма: дис. … канд.филол. наук. М., 2009. 279 с.
17. Baudelaire Ch. Lettre à Madame Aupick. 6 mai 1861 //Baudelaire. Correspondance. Vol. II. P., 1973. P. 151.
18. Beigbeder F. Nouvelles sous ecstasy. P. : Gallimard, 1999. - P. 13