ПРИМЕНЕНИЕ VR-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ПЕРСОНАЛА В ПРОМЫШЛЕННОМ КЛАСТЕРЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрено развитие отрасли искусственного интеллекта, AR и VR, в том числе отмечено нарастание использования технологий искусственного интеллекта, VR, AR в промышленном кластере. Представлены примеры российских компаний, обучающих производственный персонал с использованием VR-технологий. В статье приведены предпосылки, возможности и риски внедрения VR-обучения как инновационного элемента HR-стратегии, разработана логическая схема внедрения VR-обучения в HR-службу.

Ключевые слова:
VR, AR, искусственный интеллект, промышленный кластер, обучение персонала, VR в обучении персонала
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение (актуальность). За последние годы стремительное развитие отрасли искусственного интеллекта, VR, AR в России начало давать свои результаты. В том числе нарастает использование технологий искусственного интеллекта, VR, AR в промышленном кластере, что требует изменений в подходе к обучению и развитию персонала в данном сегменте. Особый интерес вызывают VR-технологии как прогрессивный метод обучения. Особенно актуально применение VR-технологий в обучении производственного персонала, направленное на получение практикоориентированных навыков, создание множества моделей проработки производственных задач, минимизации рисков травматизма при допущении ошибок во время обучения, а также обучение работе на современном высокотехнологичном оборудовании с минимальными рисками и временными затратами.  В статье рассмотрена актуальность внедрения VR-обучения как инновационного элемента HR-стратегии с учетом возрастания предприятий промышленного кластера, разрабатывающих и использующих технологии искусственного интеллекта в производственных процессах.

Цель исследования – исследование возможностей и рисков внедрения VR-обучения как инновационного элемента HR-стратегии.

Задачами выступают анализ развития отрасли искусственного интеллекта, AR и VR в России, изучение возможности применения VR-технологий для обучения персонала и практических примеров российских компаний, обучающих производственный персонал с использованием VR-технологий, а также формирование предпосылок внедрения VR-обучения в предприятия промышленного кластера.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Методологическую основу исследования составили работы российских и зарубежных ученых, занимающихся интеграцией современных кадровых технологий в работу с персоналом современных организаций (в частности, внедрением технологии VR и AR в обучение персонала).

Для достижения целей исследования были использованы следующие методы: методы сравнительного и логического анализа, библиометрический метод, метод оценки статистических данных.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Потенциал применения виртуальной и дополненной реальности в обучении управленческого персонала довольно высок. Т.Б. Чистякова, Г. Райниг, И.В. Новожилова представили результаты своего исследования [1], в котором рассмотрели возможность применения интеллектуальных компьютерных тренажеров для обучения управлению технологическими процессами на базе имитационных математических моделей с использованием 2D и 3D интерфейсов, а также виртуальной реальности (Immersive Training). В своем исследовании авторы отмечают преимущества использования интеллектуальных компьютерных тренажеров при подготовке управленческого производственного персонала.  Прогнозируемый результат такого обучения – приобретение опыта и навыков поведения в аварийных ситуациях, глубокое понимание причинно-следственных связей в объекте, быстрой реакции на неполадки, снижения психологической перегрузки, увеличения уверенности и самостоятельного решения задач управления.

Возможности применения VR и AR в образовании представлены в исследовании Ю.А. Айвазовой и Н.Ш. Козловой [2]. Особенности применения данных технологий в обучении персонала представлены в работах многих исследователей [3]. Уже есть хорошие результаты применения VR при изучении иностранных языков [4].

Под виртуальной реальностью как технологией понимается искусственно воссозданная с помощью применения компьютерных технологий окружающая среда, поддающаяся проникновению и изменению со стороны человека. Попав в такой тип реальности, пользователь обладает возможностью взаимодействовать не только с вымышленными персонажами, но и с другими людьми, также погруженными в виртуальность [5].

В данном случае виртуальная реальность рассматривается как технологии. То есть, соответствующие характеристики данного понятия будут следующими: воссоздание трёхмерных и двухмерных объектов и предметов окружения в виде компьютерных полигональных моделей; создание с помощью программирования окружения максимально возможно приближенного к реальной действительности; реализация возможности перемещения в трёхмерном пространстве не только так, как это возможно в реальности, но и свыше границ материального мира; обработка действий погружаемого в виртуальную реальность индивида, будь то повороты и наклоны головой, взаимодействие виртуальными руками с коллизией воссозданного трёхмерного окружения [6].

С каждым годом технологии развиваются стремительными темпами и рассматриваемые нами технологии VR и AR дошли и до сферы обучения в различных областях.

Появляются возможности использовать VR и AR технологии не только для непосредственного проведения операций и их планирования, но и как способ передачи знаний и обучения сложным процедурам. В медицинских колледжах и университетах дополненная реальность интегрирована даже в текущие программы обучения, используясь как дополнительный источник информации. Например, наведя камерой на иллюстрации органа или части тела в учебнике, они будут отображаться в смартфоне в виде объемной, интерактивной 3D модели, которую можно рассматривать более подробно, чем в учебнике. Производится использование визуализации для обучения и отработки навыков. Таким образом, производится развитие Hard skills.

VR очень успешен в сферах, где наличие опыта и понимание сложных процессов стоят на первом месте. Под такую характеристику сразу же подходит обучение хирургов, так как эта технология может позволить изучать системы организма изнутри или потренироваться, например, в проведении сложных операций на сердце [7].

В 2017 г. Министерством образования США проводился конкурс EdSim Challenge, в котором бросался вызов сообществам разработчиков виртуальной реальности, видеоигр и образовательных технологий представить концепции иммерсивных симуляций, которые бы подготовили обучающихся к глобальной конкурентоспособной рабочей силе 21 в. Так обучение в виртуальной реальности как технологии для визуализации по достоинству оценили хирурги – победителем престижного конкурса EdSim Challenge стал проект Virtual realityдля обучения хирургов «Osso VR». Исследователи доказали, что обучение в VR оказалось в 2 раза эффективнее других методов обучения.

VR затронул и насущную проблему 2021 г. – COVID-19. В этом году компания выпустила две бесплатные симуляции по COVID-19 в образовательных целях. По словам разработчиков, этот проект был создан при поддержке врачей, которые столкнулись с пандемией коронавируса в Вашингтоне и Калифорнии. Так, симуляции дают представление и первоначальное понимание работы со средствами индивидуальной защиты, а также по диагностике заболевания и стационарного лечения.

В промышленности используют специальные виртуальные тренажеры для обучения новых сотрудников организации правилам работы с опасным или дорогостоящим оборудованием. За счет этого исключаются риски для жизни, вероятность поломки или вред для экологии.

Помимо сферы производства цифровизация захватывает и область промышленной безопасности, охраны труда. С помощью VR оборудования сотрудников погружают в специальную ситуацию для тренировки по ликвидации ЧС. Ощущения сравнимы с реальными, люди ощущают скорость, высоту и выполняют действия с очень опасными предметами, явлениями [8].

VR-симуляции могут научить обучаемых мыслить самостоятельно в критических моментах. А также в VR-симуляциях можно показывать последствия, что оказывает сильное влияние на мотивацию сотрудников выполнять регламенты и инструкции, снижает количество ошибок.

Потенциал применения виртуальной и дополненной реальности в обучении управленческого персонала довольно высок. С помощью той же виртуальной реальности можно натренировать социальные навыки управляющего персоналом работника.

Уже на сегодняшний день существует множество приложений для шлемов виртуальной реальности, в которых люди могут общаться, осуществлять разные взаимодействия и проводить вместе время. Equa lReality предлагает пользователю прожить ситуации с точки зрения совершенно другого человека. Можно выбрать себе пол, возраст, расу, физические характеристики и особенности, после чего проиграть ту или иную ситуацию. Изначальной идеей при создании программы была мысль о том, чтобы уменьшить как социальное явление дискриминацию по гендерным, возрастным и физическим особенностям в офисных пространствах [9]. Однако, подобная программа также может позволить прочувствовать на себе опыт, например, обычного работника, находящегося в подчинении управляющего, как раз проходящего виртуальную тренировку в данный момент.

Для развития навыков презентации и выступлений также можно использовать виртуальную реальность, например, приложение SpeakerGuru. Особенность данного программного обеспечения заключается в том, что работник, который только развивает свои навыки выступления, ведёт презентацию чего-либо в виртуальной комнате перед аватарами своих коллег. Причём коллеги могут находиться где угодно, хоть у себя дома, но благодаря VR, все они способны в одно мгновение оказаться в зале совещаний. В SpeakerGuru можно также как и в реальной жизни задавать вопросы спикеру, аплодировать, выражать недовольство и давать советы о том, что стоит улучшить. В подобном формате выступлений намного проще отработать встречающиеся ошибки, а после обучения легче выступить перед уже реальной аудиторией живых людей [10].

На рынке существует приложение, с помощью которого можно учить иностранные языки – умение по-настоящему важное в наше время. Например, MondlyVR может предложить 20 иностранных языков, среди которых востребованные сегодня китайский, английский, французский, испанский и др. Причем в базу языков даже входит русский. Тренажёр погружает пользователя в разные типичные жизненные ситуации, где для прохождения необходимо разговаривать на разных языках, чему поможет обучающий интерфейс [9].

Для развития навыков командной работы и кооперации могут подойти различные соревновательные игры, в которых достижение успеха целиком зависит от слаженной командой работы. Подобных командных игр в виртуальной реальности огромное множество, например: PavlovVR – командная игра, во главе которой лежит противостояние двух сторон, победит та команда, которая выполнит необходимые предусмотренные действия, либо устранит всех соперников; RecRoom – представляет собой нечто похожее на VRchat, но с возможностью играть в различные командные игры, например, викторины, футбол, противостояние в средневековье и мн. др.

AR имеет свои особенности. Проводилось исследование ведущими нейробиологами из Neuro-Insight (компания, занимающаяся исследованиями подсознания человека в основном для бизнес-целей) над измерениями реакции мозга на дополненную реальность. В исследовании принимало участие около 150 респондентов, которым дали различные задачи c переводами иностранных фраз для выполнения одной половиной в дополненной реальности – использовали GoogleWordLens, а другой в приложениях без ARGoogleTranslate. В результате было обнаружено, что дополненная реальность давала почти вдвое (1,9 раз) больший уровень вовлеченности в сравнении с показателями участников без AR. Это показывает то, что дополненная реальность дает возможность работать более эффективно, с большей отдачей, чем с аналогами, а уж тем более и без нее.

В связи с этим были бы полезны разработки AR приложений для управленцев, помогающих в повседневности. Например, показ надписи о должности над сотрудниками компании, напоминания о задачах и таймеры до их завершения, обозначение названий полок с документами и краткой характеристики каждого документа, при наведении на него и т.п. Все это дополнило бы и увеличило скорость работы, возможности управления, но, к сожалению, уменьшает самостоятельность и не дает возможности развивать навыки навсегда, расширяя границы возможностей только с постоянным использованием приложений [11].

Финансирование отрасли искусственного интеллекта в России осуществляется в рамках Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», одним из проектов которой является Федеральный проект «Искусственный интеллект», что увеличило финансирование развития технологий искусственного интеллекта в 2021 г. в 1,8 раз и составило 4,7 млрд руб., что отражено на рис. 1 [12].

Рис. 1. Финансирование развития технологий искусственного интеллекта в Российской Федерации за 2018-2021 гг., млн руб. [12]

 

По данным Центра компетенций Национальной технологической инициативы на базе МФТИ по направлению «Искусственный интеллект» в 2021 г. в России насчитывается около 400 компаний, занимающихся разработками в сфере искусственного интеллекта. Данные компании отображены на интерактивной карте искусственного интеллекта России [13]. Наиболее крупными сегментами, объединяющими 62% всех компаний на рынке, являются: компьютерное зрение (computer vision) – 76 компаний, решения для бизнеса (business Analytics) – 77 компаний, здравоохранение (healthcare) – 54 компании, NLP (naturallanguageprocessing)  – 56, анализ данных (dataanalysis) – 49 компаний.

В промышленном кластере насчитывается 23 компании, в которых разрабатываются технологии искусственного интеллекта для планирования и управления производственными процессами. Например, Группа компаний «Цифра» занимается повышаем эффективности российской промышленности с помощью AI и IIoT-платформы [14]. Компания «Кластек» является разработчиком и интегратором высоконагруженных клиент-серверных и многоуровневых комплексных решений с использованием мобильных технологий, промышленного интернета вещей (IIoT) и искусственного интеллекта [15].

При заданном курсе для успешного функционирования современным компаниям необходима цифровая трансформация, при которой происходит не просто внедрение технологичного продукта, а изменение многих бизнес-процессов.

Особенно важно трансформировать HR-стратегию. С внедрением технологий искусственного интеллекта в промышленные предприятия меняются требования к персоналу, его обученности и компетентности. Одним из ключевых элементов HR-стратегии является обучение и развитие персонала как главного ресурса конкурентноспособной компании.

Безусловным флагманом в решении данной задачи выступают VR-технологии, дошедшие и до сферы обучения в различных областях. В процессе освоения и внедрения промышленными предприятиями технологий искусственного интеллекта традиционные методы обучения персонала устаревают. В качестве современного решения актуально внедрение VR-технологий для обучения производственного персонала, направленное на получение практикоориентированных навыков при возможности создания множества моделей проработки производственных задач, а также минимизации рисков травматизма и возникновении нештатных ситуаций в процессе обучения.

Ранее были представлены результаты авторских исследований возможности применения VR-технологий в разных отраслях [16], в том числе в HR, а именно в обучении производственного персонала на предприятиях энергокомплекса с применением teacher-симулятора [17]. В исследовании представлена разработка тренажера «Teacher-симулятор», как инструмента VR для совершенствования функции обучения производственного персонала на предприятиях энергокомплекса [18].

Получили признание разработки корпоративной VR-платформы «Vireim» для обучения персонала, которое заключается в отработке определенных навыков при помощи взаимодействия с виртуальным оборудованием, результатом которого будет снижение количества производственных ошибок при выполнении различных технологических процессов [19].

Некоторые крупные предприятия в России начали внедрять VR-технологии в обучение персонала. В АО «Атомэнергоремонт» технология VR включена в процесс обучения персонала техническому обслуживанию и ремонту оборудования [20]. В АО «ПО "Электрохимический завод"» введен в эксплуатацию программно-аппаратный комплекс виртуальной реальности (ПАК VR) для обучения электротехнического персонала предприятия практическим приемам безопасного производства работ и ликвидации аварийных ситуаций в электроустановках [21][1]. Полагается, что данные инновационные решения найдут применение во всей отрасли.

 Проанализировав имеющийся опыт наработок в сфере возможностей VR-обучения, опыт крупных предприятий использования VR-технологий, возрастающую поддержку государства отрасли разработки технологий искусственного интеллекта, авторами сформированы предпосылки внедрения VR-обучения в предприятия промышленного кластера в SWOT-анализе (табл. 1).

 

Таблица 1

SWOT-анализ предпосылок внедрения VR-обучения в предприятия промышленного кластера (составлено авторами)

 

 

 

Сильные стороны промышленных предприятий для внедрения VR-обучения

Слабые стороны промышленных предприятий для внедрения VR-обучения

  • Высокие финансовые возможности промышленных предприятий для приобретения VR-оборудования, VR-технологий
  • Отсутствие возможности воссоздания реальных производственных условий при традиционном обучении (особенно воспроизведение нештатных чрезвычайных ситуаций на производстве)
  • Отсутствие в HR-службах отдела развития и обучения персонала на промышленных предприятиях
  • Неналаженное взаимодействие HR-службы с производственными отделами

Возможности промышленных предприятий для внедрения VR-обучения

Угрозы внедрения VR-обучения на промышленных предприятиях

  • Использование технологий искусственного интеллекта в производственных процессах
  • Наличие на базе промышленных предприятий центров обучения
  • Высокие финансовые возможности для создания собственных VR-классов на территории предприятий
  • Неэффективность внедрения VR-обучения
  • Неготовность менеджеров к внедрению технологий VR-обучения
  • Сложность в освоении VR-технологий сотрудниками старшего поколения

Источник: табл. составлена авторами.

VR-обучение как инновационная технология обучения персонала является одной из самых перспективных. VR-обучение позволяет создать эффект погружения в различные рабочие процессы, а также создать различные модели виртуальной среды, направленные на решения множества производственных задач.

Авторами проведен анализ преимуществ использования VR-обучения, а также идентифицированы и классифицированы потенциальные риски и варианты их минимизации в табл. 2.

Таблица 2

Преимущества использования VR-обучения, а также классификация потенциальных рисков и варианты их минимизации (составлено авторами)

Преимущества VR-обучения

Риски внедрения VR-обучения

Мероприятия по минимизации рисков

Создание множества сценариев нештатных ситуаций, которые сложно воссоздать в реальности

Организационные риски

Неготовность руководителей перестраивать процесс обучения персонала

Демонстрация пилотной версии внедрения проекта VR-обучения с расчетами преимуществ использования

Сокращение временных затрат на обучение персонала

Скептическое отношение сотрудников к технологиям VR-обучения

Правильный инструктаж обучающихся, вовлечение в процесс VR-обучения

Высокая вовлеченность сотрудников в процесс обучения

Возможность отслеживания морально-психологического состояния обучающихся

Недостаток специалистов для внедрения VR-обучения

Использование компетентной помощи приглашенных экспертов

Недостаточное техническое обеспечение для внедрения VR-обучения

Приобретение VR-технологий и сопутствующего оборудования

Поднятие инновационного имиджа предприятия, формирование бренда работодателя

Интеграционные риски

Неэффективность использования VR-обучения

Поэтапное планирование внедрения VR-обучения, комплексный подход к отбору специалистов для проекта, налаженное взаимодействие внешних экспертов, специалистов кадровой службы и технических специалистов

Длительная отдача от внедрения VR-обучения

Минимизация рисков травматизма при обучении

Недостаточная интеграция VR-обучения в существующую программу обучения

Совместная работа всех сотрудников центра обучения и синхронизация целей и задач обучения с VR-обучением

Модернизация процесса обучения

Источник: табл. составлена автором.

Авторами разработана логическая схема внедрения VR-обучения в HR-службу, представленная на рис. 2.

 

Ранее было сказано о целесообразности и важности трансформации HR-стратегии промышленных предприятий наряду с процессом внедрения инноваций в производственные процессы. Авторами было выявлено соотношение преимуществ технологии VR-обучения со стратегическими целями HR-службы в табл. 3.

 

 

 

 

Рис. 2. Логическая схема внедрения VR-обучения в обучение персонала (составлено авторами)

 

 

Таблица 3

Соотношение преимуществ технологии VR-обучения со стратегическими целями HR-службы (составлено авторами)

Цели стратегического управления персоналом

Преимущества технологии VR-обучения

Развитие системы адаптации новых сотрудников

Гибкое обучение новых сотрудников практическим навыкам, а именно подстраивание программ под индивидуальные навыки сотрудника, а также исключение случаев травматизма неопытных сотрудников

Создание условий труда

Создание безопасных условий обучения персонала (особенно при адаптации), тем самым увеличение уровня безопасности сотрудников

Использование прогрессивных способов обучения и развития персонала

VR-обучение является современной технологией, которая усовершенствует и дополнит процесс обучения

Создание коллектива, способного быстро освоить использование инновационного оборудования, инновационных технологий в производственных процессах

VR-обучение позволит быстро создать программы по новому оборудованию или инновационной технологии, внедренной в производственный процесс, а также без ограниченного количества попыток обучить персонал по данным программам

Создание высококвалифицированного коллектива

VR-обучение развивает как hard-skills (навыки для выполнения определенных функций), так и softskills (ораторское искусство, умение управлять конфликтными ситуациями)

Проведение мероприятий по налаживанию морально-психологического климата в коллективах

В VR-обучении существуют программы, которые нацелены на улучшение морально-психологического состояния сотрудников (например, медитация на обеденном перерыве), что в особенности актуально для снижения напряженности производственного персонала в условиях тяжелого труда

Приведенные одни из ключевых стратегических целей HR-службы можно достигнуть с помощью внедрения VR-обучения. VR-обучение выступает актуальной технологией, с помощью которой эффективность обучения производственного персонала возрастет, что скажется на повышении всей инновационной деятельности предприятий.

 

 

[1]АО «ПО «Электрохимический завод». На ЭХЗ для повышения эффективности подготовки электротехнического персонала начали использовать виртуальную реальность [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ecp.ru/press-centr/news/2021/na-ehz-dlya-povysheniya-effektivnosti-podgotovki-elektrotehnicheskogo (дата обращения: 15.02.2022).

 

Список литературы

1. Чистякова, Т.Б. Интеллектуальные тренажеры для управленческого производственного персонала предприятий высокотехнологичных отраслей промышленности / Т.Б. Чистякова, Г. Райниг, И.В. Новожилова // Математические методы в технике и технологиях - ММТТ. - 2017. - Т. 11. - С. 54-63.

2. Айвазова, Ю.А. Виртуальная реальность в образовании - реальность? / Ю.А. Айвазова, Н.Ш. Козлова // Студент и наука. - 2019. - № 4(11). - С. 39-43.

3. Sosnilo, A. V. AR/VR technologies in management and education / A. V. Sosnilo, M. Y. Kreer, V. V. Petrova // Upravlenie. - 2021. - Vol. 9. - No 2. - P. 114-124. - DOIhttps://doi.org/10.26425/2309-3633-2021-9-2-114-124.

4. Qiu, X. Virtual reality as a tech tool for students studying Russian in China / X. Qiu // Russian language studies. - 2020. - Vol. 18. - No 3. - P. 328-341. - DOIhttps://doi.org/10.22363/2618-8163-2020-18-3-328-341.

5. Маньковская И.Б. Культурология XX век энциклопедия / И.Б. Маньковская, В.Д. Мотлевский // Санкт-Петербург Университетская книга. 1998. том первый. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://yanko.lib.ru/books/cultur/culturology20century2volumes1998sl.htm (дата обращения: 16.11.2021).

6. Селиванов В.В. Виртуальная реальность как метод и средство обучения / В.В. Селиванов, Л.Н. Селиванова // ОТО. 2014. №3. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnaya-realnost-kak-metod-i-sredstvo-obucheniya (дата обращения: 16.01.2022).

7. Helmeton [Электронный ресурс]. URL: https://helmeton.ru/blog/vr-medicina/ (дата обращения: 19.02.2022).

8. Modumlab [Электронный ресурс]. URL: https://modumlab.com/blog/industry (дата обращения: 20.02.2022).

9. Vr-game [Электронный ресурс]. URL: https://vr-game.ru/reviews/879-prilozhenie-dlja-izuchenija-jazykov-mondly-vr-teper-dostupno-na-quest.html (дата обращения: 22.11.2021).

10. Trends.rbc [Электронный ресурс]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/industry/5e85faed9a79470690f0ea02 (дата обращения: 23.12.2021).

11. Holographica.space [Электронный ресурс]. URL: https://holographica.space/articles/layered-16753/ (дата обращения: 23.11.2021).

12. Альманах "Искусственный интеллект" №10: Индекс ИИ 2021 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://aireport.ru/ai_index_russia-2021 (дата обращения: 14.03.2022).

13. Карта искусственного интеллекта России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://airussia.online/#titul (дата обращения: 05.03.2022).

14. ООО "Цифра" [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.zyfra.com/ru/ (дата обращения: 13.04.2022).

15. ООО "Кластек" [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://clustech.ru/ (дата обращения: 06.02.2022).

16. Чуланова О.Л., Буяр В.А. VR-технологии в обучении персонала как глобальный технологический тренд //В сборнике: Актуальные вопросы управления персоналом и экономики труда. Материалы VI научно-практической конференции, 2020. - с. 394-400.

17. Чуланова О.Л., Фомина Е.В. Применение игровых технологий и искусственного интеллекта в обучении производственного персонала на предприятиях энергокомплекса // Вестник Евразийской науки, 2019 №1, https://esj.today/PDF/54ECVN119.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

18. Чуланова О.Л., Фомина Е.В. Реализация проекта обучения производственного персонала на предприятиях энергокомплекса с применением teacher-симулятора // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2019. №. 2. С. 41-48. DOI: https://doi.org/10.12737/article_5cb70c0e38d770.70870960.

19. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2022612714 Российская Федерация. Корпоративная VR-платформа "ViReim" для подготовки кадров: модуль обучающегося : № 2022611837 : заявл. 14.02.2022 : опубл. 28.02.2022 / Д. Р. Шаймухаметов, И.Р. Тазиахметов, В. Н. Марков ; заявитель Автономная некоммерческая организация высшего образования "Университет Иннополис". - EDN WEXPXH.

20. Пресс-служба АО "Атомэнергоремонт". АО "Атомэнергоремонт" запустил проект применения VR-технологий в ремонте оборудования [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rosatom.ru/journalist/news/ao-atomenergoremont-zapustil-proekt-primeneniya-vr-tekhnologiy-v-remonte-oborudovaniya/ (дата обращения 18.11.2021).

21. АО "ПО "Электрохимический завод". На ЭХЗ для повышения эффективности подготовки электротехнического персонала начали использовать виртуальную реальность [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ecp.ru/press-centr/news/2021/na-ehz-dlya-povysheniya-effektivnosti-podgotovki-elektrotehnicheskogo (дата обращения: 15.02.2022).

Войти или Создать
* Забыли пароль?