«ПЛАКАТНАЯ ВОЙНА» КАК АКТУАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ ПРОТЕСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ГЕРМАНИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье изложены результаты изучения практик плакатного вандализма в протестной коммуникации Германии последнего десятилетия. В отечественной лингвистике названный формат не становился самостоятельным объектом исследования. Представлен обзор работ по данной проблематике европейских лингвистов. Ввиду социальной значимости феномена протеста и необходимости характеристики его новых жанровых разновидностей, дефицита работ, посвященных плакатному вандализму как новой креативной форме диалога власти и граждан, возрастающего интереса лингвистов к визуальным текстам данное исследование представляется актуальным и перспективным. Исследование нацелено на определение актуальных трендов плакатной войны в сегодняшней Германии, уточнение классификации видов критического освоения политических плакатов по используемым семиотическим ресурсам, типу модификации инициального плаката, степени диалогичности инициального, реактивного плакатов и окружающего пространства, что определяет его научную новизну. Материалом исследования послужила выборка из немецкоязычного сегмента интернета, публикации о деятельности креативных протестных групп, сатирической политической партии в Германии. Используются семиотический и контекстуальный анализ, методы систематизации и классификации. Показано, что новые тенденции связаны, прежде всего, со стремлением субъектов плакатной войны легализовать ее. Выделены и охарактеризованы две группы практик плакатной войны: практики разнообразного материального искажения самого инициального плаката и практики реконтекстуализации, ресемиотизации инициального плаката без материального искажения его компонентов. Охарактеризованы частотность и диалогичность изучаемых коммуникативных практик, роль окружающего пространства в формировании контекста реинтерпретации.

Ключевые слова:
протестная коммуникация, виды плакатной партизанщины, инициальный плакат, реактивный плакат, реконтекстуализация, реинтерпретация, политическая коммуникация
Список литературы

1. Гончарова Л.М. Проблемы восприятия лингвистического ландшафта // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2021. 10. № 2 . С. 43-47.

2. Котельникова Н.Н. "Третьи места" в коммуникативном пространстве китайского мегаполиса // научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2021. Том 10. № 1. С. 24-29.

3. Леонтович О.А. Всевидящее око города с позиций медиаурбанистики // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание. 2018. Т. 17, No 4. С. 206-213.

4. Ребрина Л.Н. "Плакатный вандализм" как актуальная практика протестной коммуникации в России и Германии // Современный протест как новая коммуникативная система: Материалы круглого стола с международным участием, г. Волгоград, 29 октября 2019 г. / отв. редактор д.филол.н, проф. Н.Л. Шамне; д.филол.н, проф. Л.Н. Ребрина. Волгоград. Изд-во ВолГУ, 2019 г. 167 с. С. 116-136.

5. Ребрина Л.Н., Шамне Н.Л. Системно-коммуникативные измерения современного протеста (на материале немецкоязычных онлайн-петиций) // Научный диалог. 2020. № 3. С. 151-167.

6. Baringhorst S. Culture Jamming - Dekonstruktion kommerzieller Marken im politischen Protest // Anja Besand (Hrsg.), Politik trifft Kunst. Zum Verhältnis von politischer und kultureller Bildung. Bonn: Bundeszentrale für Politische Bildung, 2012. S. 105-117.

7. Luginbühl M., Scarvaglieri M., Scarvaglieri C. Diskursive Interdependenz im Abstimmungskampf. Die Plakate der Schweizerischen Volkspartei (SVP) und ihre Verarbeitung in verschiedenen Kommunikationsbereichen // Pappert S., Michel S. (Hrsg.) Multimodale Kommunikation in öffentlichen Räumen. Texte und Textsorten zwischen Tradition und Innovation. Stuttgart: ibidem, 2018. S. 159-186.

8. Michel, S., Pappert, St., Schröter, M. Election Poster Busting: Communicative Traces of the Appropriation of Election Posters in Public Space. Case Analyses - Research Questions - Perspectives. A Workshop Report is thinking about // 10plus1: Living Linguistics. 2017. No. 3. S. 46-55.

9. Michel S., Pappert S. Wahlplakat-Busting: Kommunikative Spuren der Aneignung von Wahlplakaten im öffentlichen Raum. Fallanalysen - Forschungsfragen - Perspektiven. Ein Werkstattbericht // Pappert S., Michel S. (Hrsg.) Multimodale Kommunikation in öffentlichen Räumen. Texte und Textsorten zwischen Tradition und Innovation. Stuttgart: ibidem, 2018а. S. 187-199.

10. Michel S., Pappert S. Wahlplakat-Busting. Formen und Funktionen einer (neuen) Textmustermischung // Zeitschrift für Angewandte Linguistik. 2018b. No. 68. S. 3-33.

11. Pappert S. Plakatbusting: Zur Umwandlung von Wahlplakaten in transgressive Seheflächen // Kämper H., Wengeler M. (Hrsg.) Protest - Parteienschelte - Politikverdrossenheit. Politikkritik in der Demokratie. Bremen: Hempen, 2017. S. 55-75.

12. Pappert S. Adbusting // Diskursmonitor. Glossar zur strategischen Kommunikation in öffentlichen Diskursen. 2021. URL: https://diskursmonitor.de/glossar/adbusting.

13. Schmitz U., Ziegler, E. Sichtbare Dialoge im öffentlichen Raum // Zeitschrift für Germanistische Linguistik, 2016. No. 44.3. pp. 469-502.

14. Schröter M., Pappert S. Wahlplakatbusting. Kunst oder Kritik? // Katapult. Magazin für Kartografik und Sozialwissenschaft. 2015. URL: https://katapult-magazin.de/de/artikel/artikel/fulltext/kunst-oder-kritik/.

15. Scollon R., Scollon S.W. Discourses in Place: Language in the Material World. 2003. London: Routledge. 258 S.

16. Smolarski P. Crossing Codes. Zur Rhetorik des Adbust // Sprache für die Form. 2013. No. 2. S. 5-20.

17. Ziegler E. Sehflächen im sozialen Kontext // Cölfen H., Voßkamp P. (Hrsg.) Unterwegs mit Sprache Beiträge zur gesellschaftlichen und wissenschaftlichen Relevanz der Linguistik. Duisburg: UVRR, 2013. S. 321-344.

Войти или Создать
* Забыли пароль?