ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Проблема определения структуры и содержания профессиональной компетентности библиотечных специалистов в условиях цифровизации становится все более актуальной и не находит своего решения в силу отсутствия действующего профессионального стандарта специалиста библиотечно-информационной деятельности. Необходимость четкого описания структуры цифровой компетентности современного библиотекаря, а также способов ее развития определила проблематику данной статьи. Методологическую и теоретическую основу данного исследования составили ведущие теории и научные школы по компетентностному подходу, изложенные в трудах отечественных и зарубежных ученых. В статье описана структура цифровой компетентности сотрудников университетской библиотеки, включающая в себя когнитивный, функционально-деятельностный, мотивационно-ценностный и коммуникативный компоненты. Обоснованы и описаны организационно-методические условия развития цифровой компетентности у сотрудников университетской библиотеки. Авторами разработаны содержания образовательных маршрутов, выстраиваемых с учетом специфики цифровой деятельности категорий сотрудников университетской.

Ключевые слова:
цифровизация, цифровая компетентность, цифровые компетенции сотрудников библиотеки, индивидуальные образовательные маршруты, университетская библиотека
Список литературы

1. Алтухова Г.А. Профессиональные компетенции библиотекаря в эпоху глобализации и информатизации общества // Вестник МГУКИ. - 2017. - № 3 (77). - С. 164-171.

2. Байтемирова М Д. Профессиональные компетенции библиотечного специалиста: традиции и новые требования // Вестник МГУКИ. - 2015. - № 2. - С. 192-195.

3. Барышев Р.А. Формирование модели цифровых компетенций сотрудников университетских библиотек // Научные и технические библиотеки. - 2021. - № 9. - С. 129-149.

4. Барышев, Р.А., Цветочкина И.А., Касянчук Е.Н., Манушкина М.М., Бабина О.И. Цифровые компетенции сотрудников университетской библиотеки // Педагогика. - 2020. - Т. 84. - № 10. - С. 88-97.

5. Бекузарова Н.В., Ермолович Е.В. Модель информационной компетентности выпускника педагогического бакалавриата // Информатизация образования и науки. - 2011. - № 4 (12). - С. 104-114.

6. Вольфрам Д., Зуев А.Е. Формирование системы сильного библиотечно-информационного образования: доклад рабочей группы ИФЛА (мнение эксперта) // Библиотековедение. - 2019. - Т. 68. - № 2. - С. 205-210.

7. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П.Н. Биленко, В.И. Блинов, М.В. Дулинов, Е.Ю. Есенина, А.М. Кондаков, И.С. Сергеев; под науч. ред. В.И. Блинова. - 2020. - 98 с.

8. Елепов Б.С., Крючкова Е.М. Компетентность и компетенции библиотечного специалиста: как и зачем их оценивать // Библиотековедение. - 2009. - № 3. - С. 117-123.

9. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 8.

10. Каррера К.Д. Новые времена, новые требования: подготовка библиотекарей в цифровую эпоху / Пер. О.А. Жеравиной // Вестник ТГУ. Культурология и искусствоведение. 2015. № 1(17). - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/novye-vremena-novye-trebovaniya-podgotovka-bibliotekarey-v-tsifrovuyu-epohu-perevod-o-a-zheravinoy.

11. Колкова А.А., Серая Н.Н., Дубко В.В. Формирование оценки организационной и управленческой компетентности // Economics. Сolloquium-journal. - 2019. - № 28 (52).

12. Креативное мышление [Электронный ресурс]. - URL: http://prof.digitalr.ru/upload/iblock/248/2481fd61a471b35ee543e38fffeacfce.pdf

13. Критическое мышление в цифровой среде. [Электронный ресурс]. - URL: http://prof.digitalr.ru/upload/iblock/d86/d866ceee5c2c50a39c9563a351add9fe.pdf

14. Кузнецова Т.Я. Библиотечные кадры сегодня и завтра: пути решения проблемы кадров, которые «решают все» // Пятнадцатая Юбилейная Международная конференция «Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» «Крым 2008». - URL: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2008/disk/118.pdf.

15. Леонова А.Л. Индивидуальный образовательный маршрут педагога. - URL: https://www.menobr.ru/article/65221-qqq-17-m4-obrazovatelniy-marshrut-pedagoga.

16. Ли М.Г. Модель специалиста библиотечной сферы: интеграция компетентностного и технологического подходов // ОмГТУ. - 2012. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-spetsialista-bibliotechnoy-sfery-integratsiya-kompetentnostnogo-i-tehnologicheskogo-podhodov.

17. Mакеева О.В. Компетенции библиотечных специалистов в эпоху цифровой экономики // Непрерывное библиотечное образование. - 2019. - № 4. - С. 84-88.

18. Макеева О.В. Новый подход к построению модели компетенций библиотечных специалистов // Труды ГПНТБ СО РАН. - 2020. - № 1 (5). - С. 71-77.

19. Мамонтова М.С. Информационная компетентность библиотечного специалиста как условие его профессионального развития : Автореф. дис. … канд. пед. наук 05.25.03 - библиотековедение, библиографоведение и книговедение. - Казань. 2012. Режим доступа: http://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/113002/0-794996.pdf?sequence=-1 .

20. Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: Приказ Минэкономразвития России от 24.01.2020 № 41. - URL: https://base.garant.ru/71380639/.

21. Об учреждении автономной некоммерческой организации «Платформа Национальной технологической инициативы»: Распоряжение Правительства РФ от 3 ноября 2018 г. № 2400-р. 2018. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71997678.

22. Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики. Аналитический отчет к III Международной конференции «Больше, чем обучение: как развивать цифровые навыки», Корпоративный университет Сбербанка. - М.: АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2018. - 122 с.

23. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. №16) // Гарант.ру: информационно-правовой портал. - URL: https://base.garant.ru/72190282/.

24. Паспорт федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». 2018. - URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/pasport-federalnogo-proekta-kadryi-dlya-tsifrovoj-ekonomiki.pdf.

25. Паспорт федерального проекта «Цифровые технологии». 2018. - URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/pasport-federalnogo-proekta-tsifrofie-tehnologii.pdf.

26. Пособие «Ключевые компетенции Цифровой экономики»: Коммуникация и кооперация в цифровой среде. [Электронный ресурс]. - URL: http://prof.digitalr.ru/upload/iblock/1cd/1cd6cba35050f7af539e21d71d49eb5a.pdf

27. Приказ Минэкономразвития России от 24.01.2020 № 41 «Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

28. Проект профессионального стандарта «Специалист в области библиотечно-информационной деятельности». Разработан по решению Совета библиотек при Министерстве культуры Российской Федерации (протокол № П-153 от 26.08.2020 г.). 2014. 51 с. - URL: https://rgub.ru/files/profstandart_project-970-2.pdf.

29. Сайт ЦифроваяГрамотность.РФ. Платформа знаний для повышения цифровой грамотности [Электронный ресурс]. - URL: https://xn--80aaefw2ahcfbneslds6a8jyb.xn--p1ai/

30. Саморазвитие в условиях неопределенности [Электронный ресурс]. - URL: http://prof.digitalr.ru/upload/iblock/3d8/3d832c7298b0418ed77d97e154a536db.pdf

31. Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. № 2036-р.

32. Сысоева Л.А. Использование модели цифровых компетенций при разработке программ повышения квалификации педагогических работников вузов // Электронное обучение в непрерывном образовании 2019. VI Международная научно-практическая конференция, посвященная памяти Александра Николаевича Афанасьева. Сборник научных трудов. 2019. С. 276283. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_39161998_90276772.pdf

33. Управление информацией и данными [Электронный ресурс]. - URL: http://prof.digitalr.ru/upload/iblock/7d6/7d65415fcb1e59546085edc42e67dfce.pdf

34. Учебно-методический комплекс специального курса по формированию ключевых компетенций цифровой экономики / отв. ред. Т.С. Котаева, А.Т. Салбиев. - Владикавказ, 2020. - 130 c.

35. Хуторской А. В. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. - 2003. - № 5. - С. 55-61.

36. Baker J. (2016). Library carpentry: Softwarem skills training for library professionals / J. Baker, C. Moore, E. Priego, R. Alegre, J. Cope, L. Price, O. Stephens, D. van Strien, G. Wilson // LIBER Quarterly. vol. 26, issue 3, p. 141162.

37. Baryshev R.A., Tsvetochkina I.A., Babina O.I., Kasyanchuk E.N., Manushkina M.M. (2020). Transgformation of university libraries during the digital era // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. vol. 13, issue 75, p. 1073-1089.

38. Chalkiadaki, A. (2018). A systematic literature review of 21st century skills and competencies in primary education / A. Chalkiadaki // International Journal of Instruction. vol. 11, issue 3, p. 1-16.

39. Cox A. M. (2019). Maturing research data services and the transformation of academic libraries / A. M. Cox, M. A. Kennan, L. Lyon, S. Pinfield, L. Sbaffi // Journal of Documentation. vol. 75, issue 6, p. 1432-1462.

40. Ducas A. (2020). Reinventing ourselves: New and emerging roles of academic librarians in Canadian research- intensive universities / A. Ducas, N. Michaud-Oystryk, M. Speare // College and Research Libraries. vol. 81, issue 1, p. 43.

41. Raza Z. (2019). Application of linked data technologies in digital libraries: a review of literature / Z. Raza, K. Mahmood, N. F. Warraich // Library Hi Tech News. vol. 36, issue 3, p. 9-12.

42. Shen Y. (2019). Emerging scenarios of data infrastructure and novel concepts of digital libraries in intelligent infrastructure for human-centred communities: A qualitative research / Y. Shen // Journal of Information Science. vol. 45, issue 5, p. 691-704.

Войти или Создать
* Забыли пароль?