Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°» (генеральный директор)
Россия
Россия
с 15.10.1995 по настоящее время
Россия
В современных экономических условиях торговые организации, занимающиеся реализацией продовольственных и непродовольственных товаров, играют значительную роль на рынке, обеспечивая население страны необходимыми для жизни ресурсами. Сфера торговли для экономической системы Российской Федерации играет одну из важнейших ролей, как при формировании валового внутреннего продукта, так и при обеспечении национальной продовольственной безопасности, стимулируя процессы социально-экономического развития. Но в настоящее время торговые организации, которые только пережили последствия коронавирусного периода 2020-2021 годов, столкнулись с беспрецедентным давлением, вызванным изменившейся геополитической ситуацией. В настоящей статье рассматриваются вопросы изучения влияния кризисных явлений на состояние российского ритейла.
розничная торговля, ритейл, кризис, поведение покупателей
Традиционно к экономическим функциям розничной торговли принято, в частности, относить следующие: формирование торгового ассортимента, удовлетворение покупательского спроса, стимулирование сбыта, оптимизация каналов товародвижения и методов продаж.
«Ключевые тренды в российском ритейле, начиная со второй половины 2020 г., были обусловлены последовательными волнами пандемии и соответствующей трансформацией покупательских стратегий поведения. В начале 2022 года к этим факторам добавились и ограничения, вызванные особенностями геополитической ситуации, остро обозначившие ассортиментные и логистические проблемы, вопросы закупочной и ценовой политики» [3, с.875].
Последние 20 лет для розничной торговли России характеризовались, в частности, стабильным ростом доли сетевой торговли, которая постепенно вытесняет малый бизнес, особенно в крупных городах европейской части страны.
Таблица 1
Доля оборота розничной торговли розничных торговых сетей в общем объеме оборота розничной торговли, в фактически действовавших ценах; в процентах
Год |
Значение |
2010 |
17,5 |
2011 |
18,4 |
2012 |
20,5 |
2013 |
21,9 |
2014 |
22,9 |
2015 |
25,0 |
2016 |
27,5 |
2017 |
30,7 |
2018 |
32,7 |
2019 |
34,2 |
2020 |
38,6 |
2021 |
38,9 |
Согласно данным Росстат [5], за последнее десятилетие в целом доля сетевых торговых организаций увеличилась более чем в два раза, достигнув по итогам 2021 года значения 38,9%. В региональной структуре наибольшую долю к концу 2021 года сетевые торговые организации занимают в Северо-Западном (51,9%), Уральском (43,1%), Сибирском (42,6%) и Центральном (41,9%) округах; наименьшую – в Северо-Кавказском федеральном округе (10,8%). При этом в некоторых областях доля сетевого ритейла значительно превышает среднероссийский показатель. Лидером по этому показателю являются Ленинградская область, г. Санкт-Петербург и Московская область, где доля сетевой розничной торговли составляет 58,5%, 57,7% и 52,7% соответственно. Наименее развит сетевой ритейл в республике Дагестан (1,5%). В Москве доля сетевого ритейла незначительно превышает средний по России показатель и составляет 39,1%.
«Стагнирующий характер российской экономической конъюнктуры сменился в первом квартале 2020 года тенденциями к коллапсу, обусловленными мощным воздействием негативных факторов, таких как стремительное распространение коронавирусной инфекции, волатильность мировых цен на нефть и вызванная этим нестабильность курса отечественной валюты. Общий неблагоприятный макроэкономический фон отразился на состоянии розничной торговли, в том числе, и в столичном регионе» [4, с.66].
На начало 2021 года в Российской Федерации осуществляло свою деятельность 817509 торговых объектов (табл.2), почти четверть из которых сосредоточена в Центральном федеральном округе [5].
Таблица 2
Структура розничной торговли по типам торговых объектов по состоянию на 31 декабря 2020 года; кол-во единиц
|
Магазины, всего |
Гипермаркеты и супермаркеты |
Минимаркеты |
Павильоны |
РФ |
817509 |
31768 |
260864 |
105496 |
Центральный ФО |
201621 |
10149 |
49217 |
20623 |
г. Москва |
35934 |
2366 |
4281 |
271 |
Северо-западный ФО |
65217 |
2696 |
18285 |
7573 |
Южный ФО |
118261 |
2720 |
42144 |
20964 |
Северо-Кавказский ФО |
57681 |
968 |
19649 |
4135 |
Приволжский ФО |
162762 |
7531 |
57967 |
17025 |
Уральский ФО |
64145 |
2505 |
19528 |
9192 |
Сибирский ФО |
93375 |
3803 |
34823 |
17023 |
Дальневосточный ФО |
54447 |
1396 |
19251 |
8961 |
Доля гипермаркетов и супермаркетов в общей структуре составляет 3,9%. Если говорить о насыщенности отдельных субъектов РФ гипермаркетами и супермаркетами, то здесь лидируют также Центральный и Приволжский федеральные округа, где сосредоточено 3,2% и 2,4% магазинов данных типов соответственно. Доля гипермаркетов и супермаркетов, осуществляющих свою деятельность на территории Москвы (7,4%), сопоставима с долями данных типов предприятий в Северо-Западном (8,5%), Южном (8,6%) и Уральском федеральных округах (7,9%), что подтверждает тезис о высокой степени проникновения сетевой торговли.
Таблица 3
Доля продаж через Интернет в общем объеме оборота розничной торговли, в фактически действовавших ценах; в процентах
|
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
РФ |
0,7 |
0,9 |
1,2 |
1,3 |
1,7 |
2,0 |
3,9 |
5,1 |
Центральный ФО |
0,8 |
1,2 |
2,0 |
2,1 |
2,7 |
3,2 |
6,1 |
7,0 |
г. Москва |
1,1 |
1,8 |
3,1 |
3,1 |
3,2 |
4,3 |
9,3 |
9,2 |
Северо-западный ФО |
1,0 |
0,9 |
1,0 |
1,2 |
2,5 |
2,7 |
4,4 |
6,0 |
Южный ФО |
0,5 |
0,5 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,9 |
2,8 |
4,9 |
Северо-Кавказский ФО |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,2 |
0,3 |
0,3 |
0,5 |
0,9
|
Приволжский ФО |
0,5 |
0,6 |
0,6 |
0,7 |
0,8 |
1,1 |
2,5 |
3,6 |
Уральский ФО |
1,1 |
1,0 |
1,1 |
1,1 |
1,3 |
1,3 |
2,8 |
4,8 |
Сибирский ФО |
0,8 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
1,7 |
1,9 |
3,2 |
4,0 |
Дальневосточный ФО |
0,2 |
0,5 |
0,6 |
0,6 |
0,4 |
0,4 |
1,5 |
1,6 |
Пандемия COVID-19 оказала существенное влияние на развитие дистанционных форматов торговли, особенно торговли через сеть Интернет. Российский рынок интернет-торговли активно развивается – если в среднем до 2019 года его рост составлял порядка 25-30% в год, то в «ковидные» 2020-2021 годы темпы роста составили 150-200%.
«Притязательность современных покупателей во многом связана с желанием экономии времени на выбор товаров и получении исчерпывающей информации. Интернет-торговля во многом решает эти задачи, но пока не может в полной мере передать атмосферу посещения торгового зала магазина» [1, с.152]. С началом пандемии и последовавшими ограничениями покупатели оценили преимущества покупки товаров через интернет, в первую очередь безопасность и возможность бесконтактной доставки. Доля интернет-торговли в Москве в 1,8 раз превышает средний показатель по России.
За первое полугодие 2022 года розничная торговля России претерпела значительные изменения под влиянием, в первую очередь, геополитической напряженности, введенными в отношении нашего государства экономическими и политическими санкциями, что привело, в частности, к сужению ассортимента вследствие сокращения импорта товаров, а также изменению структуры рынка труда. Торговые предприятия помимо разрыва логистических цепочек, столкнулись с проблемами финансового характера. Банки обращались с требованиями о досрочном погашении кредитов или сокращении лимитов, а поставщики – о сокращении периодов оплаты за отгруженный товар.
«Циклические тенденции особенно ярко проявляются в торговой отрасли, в первую очередь связанной с реализацией продовольственных и непродовольственных товаров … Проводимые исследования базируются на допущении и некоторой уверенности в том, что после указанных негативных тенденций, происходящих в сегодняшней экономике, наступит фаза оживления и возникнет потребность в восстановлении и наращивании результатов торговой отрасли» [2, с.59].
По данным исследования, проведенного компанией NielsenIQ [6], существенные изменения коснулись и моделей потребительского поведения. Многие потребители становятся более бережливыми и экономными, предпочитая сокращать потребление и откладывать дорогостоящие покупки на потом.
Первые три недели после начала геополитического кризиса характеризовались нарастающим ажиотажным спросом на фоне введения санкций, резким снижением стоимости национальной валюты, заявлений крупных иностранных игроков об уходе с российского рынка и опасений потребителей, которые хотели запастись впрок как товарами повседневного спроса, так и лекарствами, электроникой, бытовой техникой. Если сравнить текущую кризисную ситуацию и коронавирусный кризис, то общей является одна особенность – после непродолжительного ажиотажного спроса и «закупок впрок» наступает период резкого снижения спроса, что приводит фактически к стагнации в розничной торговле. Изменение спроса не особо отразилось только на тех категориях товаров, которые имеют ограниченный срок хранения (яйца, молоко).
Еще одна особенность нынешнего кризиса – покупатели стали более чувствительны к изменениям цен, чем в «ковидный» период.
По данным опроса [6], особенно изменилось покупательское поведение в таких категориях, как «фрукты и овощи», «свежее мясо и птица», «свежая рыба и морепродукты» - 42%, 35% и 31% процент соответственно заявили о том, что стали покупать товары из данных категорий в меньшем количестве.
Также в отношении этих групп отмечается тенденция комбинирования различных стратегий экономии: определяющим при выборе конкретного продавца становится наличие скидок и специальных предложений и предпочтение товаров, произведенных под собственными торговыми марками.
Наиболее острый вопрос, который стоит сейчас перед отечественным ритейлом, - как быстро удастся нормализовать ситуацию. С одной стороны, кризисы 2020 и 2022 годов похожи, и с «коронавирусными» последствиями ритейл тогда справился почти за 18 недель [6]. С другой стороны, сейчас ритейл столкнулся с беспрецедентной геополитической обстановкой, которая привела в том числе, к нарушению логистических цепочек поставок товаров. Принятый в конце июня 2022 года закон, разрешающий параллельный импорт и освобождающий от ответственности за него, должен оказать положительное влияние на наполнение рынка потребительскими товарами.
Но в целом уже становится очевидным, что для выхода из сложившейся беспрецедентной ситуации российскому ритейлу придется адаптировать форматы торговли, ассортимент, стратегии ценообразования и программы лояльности к новым моделям покупательского поведения.
1. Депутатова Е.Ю. Трансформация приоритетов в потребительском поведении // Социальные и экономические системы. Экономика. 2021. №6. С. 152-163.
2. Иванов Г.Г., Галайда А.М., Матосян В.А. Инновационные стратегии торгового бизнеса в условиях сингулярности // Экономические системы. 2021. № 1. С.58-66.
3. Леонова Ю.Г. Современные тенденции развития розничной торговли с учетом текущей рыночной ситуации // Экономика и предпринимательство. 2021. № 12 (137). С. 875-880.
4. Леонова Ю.Г. Развитие конъюнктуры розничной торговли в Москве. В сборнике: Социальные и гуманитарные науки в XXI веке. Итоги, вызовы, перспективы 2021. Сборник научных трудов II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной Году науки и технологий. Санкт-Петербург, 2021. С. 66-75.
5. Данные Федеральной службы государственной статистики. URL: https:// https://rosstat.gov.ru/folder/23457 (дата обращения 25.06.2022).
6. Покупатель в кризис: как меняются стратегии FMCG-шопинга? URL: https://nielseniq.com/wp-content/uploads/sites/4/2022/04/RU-Consumer-vs.-Crisis-Webinar-2.pdf (дата обращения 20.06.2022).