разработаны математические модели, оптимизирующие затраты на хранение и транспортировку древесины, а также создан программный комплекс на базе разработанных алгоритмов.
УДК 622.23.05
НЕКОТОРЫЕ МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ ЗАТРАТ НА ПЕРЕВОЗКУ И ХРАНЕНИЕ ПРОДУКЦИИ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫХ И ГОРНОПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
SOME METHODS OF OPTIMIZATION OF COSTS OF TRANSPORTATION AND STORAGE PRODUCTS OF TIMBER AND MINING COMPANY
Крупко А. М., к. т. н., ст. преподаватель
Крупко Н. С., преподаватель
ФГБУ ВПО «Петрозаводский государственный университет»
г. Петрозаводск, Россия
DOI: 10.12737/10128
Аннотация: разработаны математические модели, оптимизирующие затраты на хранение и транспортировку древесины, а также создан программный комплекс на базе разработанных алгоритмов.
Summary: the mathematical model to optimize the costs of storage and transportation of wood is developed, as well as a program complex on the basis of the developed algorithms.
Лесной и горнопромышленный комплекс играет важнейшую роль в развитии многих регионов Российской Федерации. Для республик Карелия и Коми, Архангельской, Ленинградской, Вологодской и других областей лесные и минерально-сырьевые ресурсы являются основной базой для их дальнейшего экономического развития. К сожалению, этот потенциал используется не в полной мере (например, по Республике Карелия использование расчетной лесосеки не превышает 55%). Вышесказанные факторы не позволяют России при ее колоссальных лесных и минерально-сырьевых ресурсах стать мировой державой в сфере их заготовки и транспортировки потребителю, в том числе и на экспорт. Например, затраты на транспортировку лесных грузов составляют 48% от общих затрат на заготовку древесины [1].
1. Вывозка леса автопоездами. Техника. Технология. Организация / И. Р. Шегельман, Скрыпник В. И., Кузнецов А. В., Пладов. - СПб: ПРОФИКC, 2008. - 304 с.
2. Теория и практика принятия оптимальных решений для предприятий лесопромышленного комплекса : монография / А. В. Воронин, В. А. Кузнецов, И. Р. Шегельман, Л. В. Щеголева. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2008. - 180 с.
3. А. М. Крупко, Н. С. Крупко Экономико-математическое моделирование как фактор повышения эффективности функционирования лесотранспортных систем // Север и рынок: формирование экономического порядка. - 2014. - Т. 3. - № 40. - С. 149a.
4. Cordeau J-F., Laporte G., Mercier A. A. unified tabu search heuristic for vehicle routing problems with time windows: Journal of the Operational Research Society (2001) 52, р. 930.
5. Garcia O. FOLPI, a forestry-oriented linear programming interpreter / O. Garcia // IUFRO Symposium on Forest Management Planning and Managerial Economics : Proceedings, University of Tokyo, 1984. - p. 298.
6. Johnson K. N. and Scheurman H. L. Techniques for Prescribing Optimal Timber Harvest and Investment under Different Objectives Discussion and Synthesis: Forest Science Monograph, 1977. - p. 10.
7. Olsson L. Optimisation of Forest Road Investments and the Roundwood Supply Chain / L. Olsson; Doctoral thesis, Department of Forest Economics, Swedish University of Agricultural Sciences. -Umea. - p.19.
8. Крупко А. М. Совершенствование технологических процессов транс-портного освоения лесных участков лесовозными автопоездами: дис. на соиск. учен. степ. кандидата техн. наук. - Архангельск, 2013. - с. 36.