В такое сложное время, как век цифровизации, на школе лежит колоссальная ответственность. Учителя-филологи должны не только правильно преподать свой предмет, но и заинтересовать учеников, чтобы по окончании школы у них сформировалась устойчивая мотивация к чтению классических произведений. Формирование нравственно-устойчивой и духовно-самобытной личности – главная цель школьного предмета «Литература».
духовность, нравственность, литература
В XXI в. российская реальность претерпела сильные изменения, которые повлияли на культуру, самобытность и духовные ориентиры русского народа. Не стоит забывать, что XXI в. – время новых технологий, характеризующихся как информационный прогресс [1]. Но всегда ли технические успехи общества положительно влияют на его духовность?
На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Новые технологии дают нам большие возможности для информационной просвещенности. Но часто за данным прогрессом стоит нравственная деградация общества и размывание «древа» ценностей российского сознания. В таких условиях крайне обостряется проблема сохранения нравственности и духовности русского народа [2].
Чаще всего дети подвержены дурному, «модному» влиянию. Именно школьники часто подвергаются давлению и совершают поступки, о которых потом сильно жалеют (например, группы в социальных сетях «Беги или умри», «Синий кит» и т.д.).
Именно поэтому одной из важнейших задач русского образования является – сохранение культурного и духовного наследия. В филологии эти цели, прежде всего, преследуются на уроках литературы. Это можно объяснить некоторыми причинами и, прежде всего, ролью литературы в культурной традиции России.
Русская литература – это уникальное явление в мировой культуре. Во-первых, все литературоведческие направления и течения, существовавшие на протяжении нескольких веков в зарубежной литературе, получили свое экспресс-развитие в России (ср. в XIX в. в русской литературе «живут» такие направления, как классицизм, романтизм, сентиментализм, реализм, модернизм). Во-вторых, русскую литературу можно считать по определению «духовной литературой», ведь в центре изображаемых событий – всегда душа человеческая. И, наконец, русская литература очень самобытна, порою даже достоверно не переводима на иностранные языки и поэтому настолько близка русскому человеку [2].
Неслучайно еще с XIX в. в культурный капитал вошли устойчивые оценочные выражения о крупнейших писателях и литературных произведениях: «Евгений Онегин – энциклопедия русской жизни», «Поэт в России – больше, чем поэт» [4].
Стоит также отметить, что обеднение словарного запаса школьников ведет к тому, что они не способны совсем (или частично) понять смысл классических произведений, а уж тем более сделать комплексный анализ текста.
Современные школьники все больше тяготеют к рассказам малых форм, которые в обширном объеме представлены в социальных сетях. По результатам нашего исследования, только 30% опрошенных нажимают кнопку «далее», когда видят рассказ в соцсетях, чтобы прочитать его до конца. Остальные ссылаются на такую человеческую слабость, как леность.
Современные писатели стремятся поддерживать конкурентоспособность, поэтому, по большей части, создают «массовые» и легкие для восприятия произведения. Многие писатели XXI в. следуют современной моде, используя в своих рассказах, повестях, романах или стихотворениях приёмы СМИ, тем самым создавая «технологизированную» литературу, у которой функция сохранения нравственности и духовности имеет ослабленный статус, к сожалению. Современная литература, в большей своей части, имеет лишь развлекательную (досуговую) функцию.
Именно поэтому на школе лежит колоссальная ответственность. Учителя-филологи должны не только правильно преподать свой предмет, но и заинтересовать учеников, чтобы по окончании школы у них сформировалась устойчивая мотивация к чтению классических произведений.
Прагматизм ситуации добавляет то, что в 9 классе школьники пишут ОГЭ, где в задании 8.3 им будет представлена возможность написать сочинение, раскрыв какое-либо нравственное понятие (подвиг, ответственность, смелость, предательство и т.д.). Данные условия положительно способствуют тому, что школьники начинают внимательнее изучать литературные произведения и концентрироваться именно на нравственных аспектах, чтобы потом материал из литературных произведений можно было использовать для успешной аргументации. В 11 классе выпускникам также предстоит написать итоговое сочинение по литературе (в качестве допуска к ЕГЭ), а также сочинение на ЕГЭ, где также для успешного выполнения данного задания школьники должны опираться на примеры русской или зарубежной классической литературы.
Своё внимание и основной упор учителя-предметники делают именно на изучении русской классической литературы, а не зарубежной. Это объясняется количеством часов, отведенных на изучение обеих. Поэтому, как правило, школьники больше помнят и активно используют произведения русских авторов.
Начиная с пятого класса, дети знакомятся с таким новым предметом для них, как «Литература» (в начальной школе они изучают «Литературное чтение»). Принципиальное различие данных дисциплин заключается в том, что именно в среднем звене дети впервые знакомятся с литературоведческими терминами и начинают выполнять литературоведческий анализ текста. Нравственному же аспекту литература учит и младших школьников (начиная с 1 класса).
Особое внимание на уроках литературы уделяется таким произведениям, как «Кавказский пленник», «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Конь с розовой гривой» В.П. Астафьева, «Уроки французского» В.Г. Распутина, «Капитанская дочка» и «Дубровский» А.С. Пушкина, «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Ревизор», « Мертвые души» Н.В. Гоголя, рассказы А.П. Чехова, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Тихий Дон», «Судьба человека» М.А. Шолохова и т.д. Перечень литературных произведений ограничивается выбором линии УМК, но то, как преподать каждое из представленных, ограничивается лишь мастерством конкретного учителя.
В завершение хотелось бы сказать, что на школьном предмете «Литература» лежит колоссальная ответственность. Главной целью данного изучаемого предмета является цель воспитательная, которая как раз и способствует формированию нравственно-устойчивой и духовно-самобытной личности.
1. Российская цивилизация. Этнокультурные и духовные аспекты: Энциклопедический словарь. - Москва: Республика, 2001. - 544 с.
2. Игумен Нестор (Кумыш) Духовные аспекты творчества А.С. Пушкина. - Москва: Академия исследования культуры, 2018.- 207 с.
3. Положенкова Е.Ю., Руденко А.М. Основы духовной культуры. - Москва: Феникс, 1998. - 195 с.
4. Мазаев А.И., Громов Е.С. Русская художественная культура. Контуры духовного опыта. - Москва: Просвещение, 2017.- 308 с.