ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Не смотря на широкий круг исследований, посвященных выбранной тематике, в настоящее время сотрудники ОВД сталкиваются с проблемами выстраивания диалогов как между собой, так и со спецконтингентом. Для их решения необходимо детально изучить особенности коммуникативных качеств сотрудников и их влияние на профессиональную деятельность. Предметом исследования выступают особенности коммуникативных качеств руководителей и сотрудников ОВД. Цель исследования состоит в выявлении особенностей коммуникативных качеств сотрудников ОВД и их влиянии на профессиональную деятельность Сбор эмпирического материала осуществлялся с помощью: 1) теста на оценку самоконтроля в общении (М. Снайдера); 2) тест оценки коммуникативных умений (А.А. Карелина). В исследовании приняли участие 145 респондентов. Участие руководителей и сотрудников ОВД в коммуникативных ситуациях профессионального плана помогает им обогатить субъективный опыт самоорганизации, самоконтроля, саморефлексии, самопрезентации, саморегуляции и самовыражения в служебной деятельности. Данная стратегия способствует развитию социального интеллекта сотрудников полиции, активности и креативности, самопознанию. При выполнении своих профессиональных задач и функций, выстраивая коммуникативные связи и взаимоотношения со своими коллегами и гражданами сотрудники полиции формируют свой собственный имидж как профессионала, а также общественное мнение о всей системе органов внутренних дел в целом.

Ключевые слова:
профессиональная деятельность, коммуникативные качества, руководители органов внутренних дел, сотрудники органов внутренних дел, имидж органов внутренних дел
Текст

Актуальность

Особенностью служебной деятельности сотрудников внутренних дел является то, что они ежедневно несут трудную, опасную службу, охраняя честь, достоинство, жизнь и здоровье людей. Призванные защищать интересы, общества и государства, конституционные права и свободы граждан от преступных или иных посягательств, они продолжают выполнять важные и ответственные задачи в Российской Федерации.

Современная действительность характеризуется частыми изменениями и нестабильностью в различных сферах жизнедеятельности. В связи с эти особенно актуальным становится глубокое осмысление оптимизации профессиональной подготовки руководителей и сотрудников полиции, и в большей части это касается коммуникативной компетенции.

Проблема

Под профессиональным общением сотрудников ОВД авторами понимается процесс формирования и развития прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта, детерминированный профессионально важными целями, предполагающими ответственность за их реализацию.

Не смотря на широкий круг исследований, посвященных выбранной тематике [1, 2, 8], в настоящее время сотрудники ОВД сталкиваются с проблемами выстраивания диалогов как между собой, так и со спецконтингентом. Для их решения необходимо детально изучить особенности коммуникативных качеств руководителей и сотрудников ОВД, а также их влияние на профессиональную деятельность.

Проблемы совершенствования коммуникативных качеств руководителей и сотрудников ОВД в настоящее время являются одними из наиболее актуальных направлений служебной деятельности [4, 9]. От конструктивных коммуникативных навыков зависит становление носителя профессии, способного выполнять служебные задачи в соответствии с требованиями современного времени и на высоком профессиональном уровне [5, 7] . Также это влияет на формирование позитивного имиджа ОВД и положительного общественного мнения [3, 6].

Отсутствие достаточных знаний построения коммуникации у руководителей ОВД может повлиять на ошибки при управлении и организации работы подчиненного личного состава, что может привести к ухудшению морально-психологического климата в коллективе, снижению эффективности в работе и появлению напряженных отношений в коллективе [5, 9].

Методика исследования

Для проверки гипотезы о том, что коммуникативные качества личности сотрудников ОВД оказывает влияние на успешность выполнения профессиональной деятельности мы изучили коммуникативные качества сотрудников ОВД, занимающих различные должности, для того чтобы сравнить их отличия у руководящего состава и подчиненных сотрудников.

Эмпирическую базу исследования составили:

- 45 сотрудников Линейного управления МВД России на водном транспорте, а также структурные подразделения (линейный отдел полиции в порту «Северный», линейный пункт полиции на пристани «Серебряный бор»);

- 40 руководителей органов внутренних различного уровня, проходившие обучение в магистратуре Академии управления МВД России;

- сотрудники Линейного управления МВД России в аэропорту Шереметьево в количестве 40 человек.

Определение уровня самоконтроля в общении было проведено на основе теста на оценку самоконтроля в общении, разработанного М. Снайдером. С его помощью определялось то, насколько сотрудники полиции могут управлять произвольным впечатлением или же их поведение зависит от внутренних установок. Исследовались сотрудники Линейного управления МВД России на водном транспорте, а также структурные подразделения (линейный отдел полиции в порту «Северный», линейный пункт полиции на пристани «Серебряный бор») в количестве 45 человек, а также 40 руководителей органов внутренних различного уровня, проходившие обучение в магистратуре Академии управления МВД России.

Далее оценки качества и сравнения владения навыками коммуникации у сотрудников руководящего состава и подчиненных сотрудников нами проводилось исследование с помощью теста на оценку коммуникативных умений. (А.А. Карелина). С его помощью определились слабые и сильные стороны коммуникативных навыков сотрудников ОВД, умение давать оценку собеседнику, а также устанавливать дружескую атмосферу в коллективе, способность понять проблемы собеседника.

В проведении данного исследования участвовали сотрудники Линейного управления МВД России в аэропорту Шереметьево в количестве 40 человек, а также 40 руководителей органов внутренних различного уровня, проходившие обучение в магистратуре Академии управления МВД России.

Результаты эксперимента и их обсуждение

В результате анализа данных по методике оценки самоконтроля в общении (М. Снайдера), установлено, что наибольшее количество сотрудников Линейного управления МВД России на водном транспорте, а также структурные подразделения (линейный отдел полиции в порту «Северный», линейный пункт полиции на пристани «Серебряный бор») имеет средний уровень коммуникативного контроля (48% респондентов). Они стараются следить за собой и своим поведением, зачастую знают, как себя вести, управляют выражением своих эмоций, бывают проблемы со спонтанностью самовыражения, в большинстве случаев они занимают позицию: «Принимайте меня таким, какой есть». В зависимости от ситуации и субъектов общения могут менять стратегию поведения. При необходимости проявляют дружелюбие даже с людьми, к которым относятся с антипатией. Они не всегда такие, какими кажутся. Для того, чтобы добиться успеха готовы быть такими, какими их ожидают видеть. Готовы сказать неправду и при этом не выдать себя своими эмоциями. Считают, что могли бы преуспеть в актерском мастерстве. Могут произносить речь экспромтом. без предварительной подготовки

Меньшая часть респондентов (37%) имеет высокий уровень коммуникативного контроля внимательно относятся к тому, что они говорят и кому, следят за своим поведением, знают, каким образом себя вести в разном обществе, выражение эмоций находится у них под контролем, совсем не любят непрогнозируемых ситуаций. Такие люди с легкостью входят в любую роль. Они могут проявлять гибкость в изменяющейся ситуации и в зависимости от поведения собеседника.

Они прекрасные собеседники, могут вовремя «погасить» конфликт, даже в том случае, когда к ним предъявляют необоснованные на их взгляд претензии, в таких случаях они способны признавать свои ошибки и извинятся за них.

Если желания и эмоции мешают им выполнять работу, то они могут оставить их на второй план. Они считают, что могут правильно оценить происходящие события. При принятии решений стараются продумать последствия, для них важна объективность.

Самый низкий процент респондентов обладает низким уровнем самоконтроля в общении (15%). Для данной категории сотрудников характерны такие качества как непосредственность, открытость, свободное выражение своего мнения. Также необходимо отметить, что у этих сотрудников более устойчивое Я, которое мало подвержено различным влияниям и изменениям в различных ситуациях. Иногда им не хватает выдержки и поступают в соответствии со своими эмоциями, а не рассудительностью. Могут быть обидчивыми.

В соответствии с полученными результатами можно сказать, что сотрудники указанного подразделения полиции проявляют достаточную искренность и доброжелательность в общении, но при этом сдержаны в проявлении эмоций. Кроме того, они достаточно сдержаны в общении и в поведении, следят за своими действиями и сказанными словами. Знают, как и с кем себя необходимо вести. Знают и могут управлять своими эмоциями. У них несколько затруднена способность самовыражения, с некоторой недоверчивостью относятся к сюрпризам и непрогнозируемым ситуациям.

Для сравнительного анализа коммуникативных качеств и готовности к общению мы также исследовали руководителей, проходящих обучение в Академии управления МВД России.

Наибольшее количество указанных респондентов в отличие от сотрудников Линейного управления МВД России на водном транспорте, а также структурных подразделений (линейный отдел полиции в порту «Северный», линейный пункт полиции на пристани «Серебряный бор») имеет высокий уровень коммуникативного контроля (47% респондентов). Руководители показали, что обладают высокими коммуникативными навыками, готовы к общению с различными категориями граждан, проявляют выдержку и самообладание. Они с большим вниманием относятся к сказанными им словам и своей манере общения. Проявляют гибкость в общении, способны обходить «острые углы», смягчать конфликтные ситуации. Могут проявить лояльность в общении даже в тех случаях, когда к ним предъявляют необоснованные претензии.

Однако стоит отразить, что в устных комментариях к исследованию множество респондентов отметили, что излишняя лояльность и сдержанность в общении в подчиненными может негативно отразиться на результатах работы. Руководителю необходимо проявлять жесткость и отстаивать свою позицию. Меньший процент респондентов-руководителей имеет средний уровень коммуникативного контроля в общении (41%).

Категория респондентов, занимающих руководящие должности также с вниманием относится к своему поведению и речи при построении диалога, но считают, что с подчиненными сотрудниками диалог должен строится с позиции «сверху» и не всегда принимать во внимание их мнение, так как это может подорвать авторитет руководителя и привести к слишком лояльному стилю руководства.

Р.уководители стараются поддерживать культуру общения, проявлять вежливость, следить за собой и своим поведением, зачастую знают, как себя вести, управляют выражением своих эмоций, бывают проблемы со спонтанностью самовыражения. Они могут изменить манеру поведения в зависимости от ситуации и субъектов общения. При необходимости проявляют дружелюбие даже с людьми, к которым относятся с антипатией. Они не всегда такие, какими кажутся. Для того, чтобы добиться успеха готовы быть такими, какими их ожидают видеть. Готовы сказать неправду и при этом не выдать себя своими эмоциями. Считают, что могли бы преуспеть в актерском мастерстве. Имеют способность произносить речь экспромтом без предварительной подготовки.

Наименьший процент рассматриваемых респондентов (12%) имеют низкий уровень коммуникативного контроля. Они придерживаются позиции «начальник всегда прав» и предпочитают авторитарный стиль управления. Их мнение достаточно устойчиво и их сложно переубедить. Могут проявлять излишнюю эмоциональность и несдержанность в общении.

Результаты сравнительного исследования представлены на диаграмме (рис.1).

Рис.1. Сравнительные результаты уровня самоконтроля в общения у сотрудников, занимающих руководящие должности и сотрудников, не занимающих руководящий должности, где:

  1. Средний уровень коммуникативного контроля;
  2. Высокий уровень коммуникативного контроля;
  3. Низкий уровень коммуникативного контроля.

 

Из результатов сравнительного анализа следует, что среди сотрудников, занимающих руководящие должности большее количество тех, кто обладает высоким уровнем коммуникативного самоконтроля

Далее в нашем исследовании мы провели оценку и сравнили навыки коммуникации у сотрудников руководящего состава и подчиненных сотрудников мы провели тест на оценку коммуникативных умений. (А.А. Карелина) сотрудники Линейного управления МВД России в аэропорту Шереметьево в количестве 40 человек, а также 40 руководителей органов внутренних различного уровня, проходившие обучение в магистратуре Академии управления МВД России.

В ходе исследования коммуникативных навыков руководителей органов внутренних различного уровня, проходившие обучение в магистратуре Академии управления МВД России было установлено, что 43% респондентов имеют хороший коммуникативные навыки, однако им присущ ряд недостатков. Так, они достаточно критично относятся к высказываниям других людей, склонны к поспешным выводам, что может быть связано с высоким темпом работы, быстро сменяющимися обстоятельствами и необходимостью быстрого принятия решения. Также они склонны искать скрытый смысл сказанного и монополизации разговора.

Хорошими собеседниками в соответствии с интерпретации являются 42% респондентов. Они более внимательны к собеседнику, вежливы и деликатны, однако иногда не уделяют собеседнику полного внимания, что так же может быть связано с высоким уровнем многозадачности.

Отличными собеседниками являются 15% респондентов. Их стиль общения наиболее комфортен для всех субъектов общения.

Для сравнения и установления как уровень коммуникативной компетенции влияет на успешность и результативность в деятельности ОВД нами также по данной методики были протестированы сотрудники Линейного управления МВД России в аэропорту Шереметьево, не занимающие руководящие должности.

По результатам исследования установлено, что 68% респондентов имеют хорошие коммуникативные навыки, но тем не менее им присущи некоторые недостатки, они критически относятся к высказываниям, иногда склонны делать поспешные выводы, могут не проявлять достаточной искренности при общении.

Всего 30% респондентов являются хорошими собеседниками, но иногда не проявляют к партнеру полного внимания. Тем они проявляют достаточно вежливости и деликатности в общении, достаточно общительны и дружелюбны.

Лишь 2% респондентов в соответствии с методикой интерпретации данного теста являются отличными собеседниками и проявляют высокие коммуникативные навыки.

Таким образом, результаты свидетельствуют, что руководители проявляют более высокий уровень коммуникативной компетенции и навыков общения (рис. 2).