Настоящая работа посвящена разработке обобщенной модели формирования судоходных маршрутов в акватории арктических морей. Тема исследования связана с решением стратегической задачи обеспечения круглогодичной навигации в акватории Северного морского пути. Дана характеристика навигационно-гидрографических и ледовых условий функционирования морской арктической транспортной системы. Приводятся основные показатели, характеризующие объём грузоперевозок, выполненных по трассам Северного морского пути в 2021 году и количество судов, работающих в акватории. Определены основные факторы, влияющие на развитие сети круглогодичных судоходных маршрутов. Выполнен аналитический обзор известных моделей и методов оценки навигационных рисков. Установлен перечень основных факторов навигационных рисков. Предложена обобщенная модель совместного учета влияния малых глубин, ледовых условий и стесненности акватории на безопасность судоходства. Приведены основные формулы, соотношения и ограничения модели, а также обобщенные и частные критерии показателей навигационной безопасности. Представлены результаты проверки работоспособности модели. Рассмотрена возможность круглогодичного плавания крупнотоннажных судов двух типов в проливе Санникова. Использование модели позволило выполнить сравнительную оценку маршрутов плавания судов по обобщенному критерию навигационной безопасности и частным критериям. Разработана методика практического использования предложенной модели для решения задач обеспечения безопасного судоходства в условиях продленной и круглогодичной навигации в акватории Северного морского пути. Намечены пути дальнейшего исследования.
северный морской путь, судоходные маршруты, модель, круглогодичная навигация
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 года № 3120 р. «План развития инфраструктуры Северного морского пути на период до 2035 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/docs/38714/ (дата обращения: 18.03.2022).
2. Указ Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/74810556/ (дата обращения: 19.03.2022).
3. Решетняк С.В., Тезиков А.Л. Метод повышения эффективности гидрографического обследования высокоширотных трасс Северного морского пути // Геодезия и картография. 2011. № 6. С. 45-49. EDN: https://elibrary.ru/SMERLR
4. Решетняк С.В., Тезиков А.Л. Северный морской путь. Численная оценка гидрографической обеспеченности трасс для судов с большой осадкой // Геодезия и картография. 2008. № 6. С. 59-61. EDN: https://elibrary.ru/IXMLSV
5. Королев И.Ю. Оценка допустимого отклонения пути судна от обследованной полосы // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. 2016. №6 (40). C. 105-112. DOI:https://doi.org/10.21821/2309-5180-2016-8-6-105-112. EDN: https://elibrary.ru/XHLRLF
6. Снопков В.И. Управление судном. СПб: АНО НПО «Профессионал», 2004. 536 с. EDN: https://elibrary.ru/QNRMRJ
7. Сазонов К.Е. Теоретические основы плавания судов во льдах. СПб.: ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, 2010. 274 с. EDN: https://elibrary.ru/THEBMG
8. Клюев В.В. Количественная оценка показателя стесненности акватории Северного морского пути // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. 2016. №5 (39). С. 109-117. DOI:https://doi.org/10.21821/2309-5180-2016-8-5-109-117. EDN: https://elibrary.ru/WVOQLF
9. Клюев В.В. Формализация оценки безопасности акватории Северного морского пути // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. 2016. № 4 (38). С. 69-74. DOI:https://doi.org/10.21821/2309-5180-2016-8-4-69-74. EDN: https://elibrary.ru/WLUCQN
10. Tezikov A., Afonin A., Kljuev V. Research of quantitative indicators of tightness of the northern sea route (NSR) // Proceedings of the International Conference on Port and Ocean Engineering Under Arctic Conditions. - Port and Ocean Engineering under Arctic Conditions (POAC), 2017. EDN: https://elibrary.ru/XYDKJN
11. Afonin A.B., Ol'khovik E.O., Tezikov A.L. Influence of the bottom relief on the formation of the navigable routes network in the water area of the Northern Sea Route // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2019. Vol. 378. № 1. С. 012003.
12. Правила классификации и постройки морских судов. - Ч. 1. Классификация - НД № 2 020101 104. - СПб: Российский морской регистр судоходства, 2018. 69 с.
13. Ершов А.А., Михневич А.В. Использование характеристик маневрирования для обеспечения безопасности движения судов в узкостях // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. 2018. Т. 10. № 5. С. 897-910. DOI:https://doi.org/10.21821/2309- 5180-2018-10-5-897-910. DOI: https://doi.org/10.21821/2309-5180-2018-10-5-897-910; EDN: https://elibrary.ru/SMRQLF
14. Афонин А.Б., Ольховик Е.О., Тезиков А.Л. Разработка методов оценки проходных глубин на трассах Северного морского пути в зависимости от подробности съёмки рельефа дна // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. 2016. №4 (38). C. 62-68. DOI:https://doi.org/10.21821/2309-5180-2016-8-4-62-68. EDN: https://elibrary.ru/WLUCQD
15. Андреева Е.В., Тезиков А.Л. Формализация показателя стесненности акватории Северного морского пути // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. - 2022. №1 (71). C. 55-62. DOI:https://doi.org/10.21821/2309-5180-2022-14-1-55-62. EDN: https://elibrary.ru/WZHJEX
16. Холопцев А.В., Подпорин С.А. Перспективы безледокольной навигации транзитных судов в районе Новосибирских островов // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. 2019. Т. 11. № 4. С. 683-695. DOI:https://doi.org/10.21821/2309-5180-2019-11-4-683-695. EDN: https://elibrary.ru/TVMYOE