РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается проект «Осмысленное чтение» − новый проект московского образования, который стартовал в 2021 г. Его главная задача − научить школьников работать с самыми разными видами текста, быстро анализировать и понимать суть информации, критически и логично мыслить.

Ключевые слова:
осмысленное чтение, функциональная грамотность, читательская грамотность, начальное образование
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Статья представлена научным руководителем канд. пед. наук, доцентом Е.А. Стародубовой

 «Чтение – окошко, через которое дети

видят и познают мир и самих себя»

В.А. Сухомлинский

 

        Современный человек живет в условиях изобилия информации. Поэтому умение находить и извлекать нужные данные из иллюстрации или текста, преобразовывать их является важнейшим в наши дни. Без этого умения невозможно жить в обществе и достичь в нем успехов. Чтение лежит в основе всего обучения: нельзя решить задачу, если не сформирован навык чтения. Умение быстро и внимательно читать и вникать в суть − незаменимый навык в школе, в вузе, на экзаменах, в обычной жизни. Современные дети окружены терабайтами информации, в которой бывает трудно разобраться, не обладая навыками анализа различных текстов. Однако этому можно и нужно научиться!

В соответствии с требованиями нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования младшие школьники должны овладеть способами общего понимания содержания прочитанного, уметь находить необходимую информацию, устанавливать причинно-следственные связи, отвечать на вопросы, формулировать выводы, выражать собственные впечатления по прочитанному. Главная задача читательской грамотности − научить младших школьников работать с самыми разными видами текста, быстро анализировать и понимать суть информации, критически и логично мыслить. Мы знаем, дети, которые любят читать, имеют больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью, точнее формулируют и свободнее пишут, они самостоятельны в суждениях и поведении. Термин «функциональная грамотность» был предложен ЮНЕСКО в 1957 г. Тогда функциональная грамотность включала в себя умение читать и писать, используемые в повседневной жизни. С тех пор понятие изменялось и дополнялось новыми компонентами.

     Член-корреспондент РАО, профессор, д-р пед. наук РАО Н.Ф. Виноградова в своей книге о функциональной грамотности младших школьников пишет: «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Ребенку важно обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром; возможностью решать различные учебные и жизненные задачи; способностью строить социальные отношения; совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию» [2].

      Сегодня выделяют следующие компоненты функциональной грамотности:

  • читательская;
  • цифровая;       
  • языковая информационная;                     
  • математическая; 
  • социальная;  
  • естественно-научная.

   

  Какие есть сложности с функциональной грамотностью?

  Регулярно в мире проходит оценивание функциональной грамотности школьников с помощью таких тестов, как Международное исследование качества чтения и понимания текста (далее-PIRLS), Международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественно-научного образования (далее) TIMSS, Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (далее) PISA. Исследование «Pisa для школ» измеряет компетенции, знания, умения и навыки 15-летних учащихся по всему миру в области читательской, математической и естественно-научной грамотности, TIMSS измеряет математическую грамотность, а PIRLS  −  понимание текста школьниками. Традиционно Россия находится в середине рейтинга PISA: 30-37 место из 74. Причины невысоких показателей − оторванность школьных заданий от реальности и недостаточное количество материалов для подготовки.  Разработать материалы для международного тестирования непросто − они должны соответствовать ряду критериев. Например, информация должна быть новой для школьников, но не привязанной к содержанию других предметов. Задания должны проектировать жизненную ситуацию и быть доступными для детского восприятия.

Читательская грамотность – способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, требуемых обществом и (или) ценных для индивида. В рамках читательской грамотности необходимо развивать компетенцию анализа, осознанного чтения и понимания прочитанного.

Развивать функциональную грамотность в школе нужно на протяжении всего обучения. Важно не «натаскивать» учеников на новый тип заданий, а учить работать с информацией в непривычной ситуации и применять знания для достижения цели. Под читательской грамотностью понимается способность человека воспринимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. По результатам международных исследований уровня читательской грамотности PISA, cредний балл российских учащихся в 2009 г. составил 459 баллов по 1000-балльной шкале, что статистически ниже, чем средний балл по странам организации экономического сотрудничества (далее – ОЭСР) (493 балла). Российские учащиеся по данной области занимают 41-43 место среди 65 стран с учетом ошибки измерения.

В соответствии с уровнями читательской грамотности, установленными в исследовании PISA, число 15-летних учащихся России, готовых относительно адекватно использовать более или менее сложные тексты для ориентации в повседневных ситуациях, составляет 72,6% (в среднем по ОЭСР – 81,4%); из них готовых к самостоятельному обучению с помощью текстов в России 14,3% (28,6% в среднем в странах ОЭСР). Не готовых ориентироваться с помощью текстов даже в знакомых житейских ситуациях в России 27%, что на 8% больше, чем в странах ОЭСР. Эти учащиеся не достигли порогового уровня читательской грамотности (2-го уровня по международной шкале). В России ведущим является 2-ой уровень читательской грамотности, обслуживающий самые элементарные житейские ситуации (общественные, деловые и учебные), требующие минимальной опоры на письменное сообщение. В странах ОЭСР ведущим является 3-й уровень читательской грамотности, что дает основание предсказывать более высокую успешность 15-летних учащихся развитых стран в различных ситуациях реальной жизни, где ориентация происходит с опорой на текст. Результаты исследования убедительно показывают, что России, как и большинству стран мира, предстоит преодолеть ряд препятствий на пути к всеобщей читательской грамоте в ее сегодняшнем понимании. Среди первостепенных:

•  сбалансировать развитие трех основных читательских умений, составляющих читательскую грамотность;

•  оказать адекватную помощь «слабым» и «сильным» читателям – обеспечить достижение порогового уровня читательской грамотности большинством учащихся и создать условия для более полного раскрытия способностей талантливой молодежи.

 Исходя из вышесказанного, современный учитель должен поставить цель научить школьников вдумчивому чтению, а отработка заданий, проверяющих уровень читательской грамотности, помогут учителю диагностировать результаты и отследить динамику. Читательская грамотность (по PIRLS и PISA) определяется по уровню сформированности трех групп читательских умений:

  • Ориентация в содержании текста и понимании его целостного смысла, нахождение информации. (Первая группа связана с общими умениями работать с текстом: понимание содержания текста и ориентация в нем.)
  • Интерпретация текста. (Вторая группа умений направлена на глубокое и детальное понимание содержания и формы текста.)
  • Рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка. (Третья группа умений включает в себя использование информации, выделенной из текста, для достижения разнообразных целей, решения поставленных задач с использованием или без использования дополнительных знаний.)

          Для того, чтобы каждый ребенок владел всеми этими умениями, учитель должен знать приемы и способы их формирования. Чтобы освоить все техники осмысленного чтения и выработать нужные навыки, ребятам важно регулярно заниматься: читать, осваивать новые техники анализа текста, обсуждать тексты с учителями. Таким образом, одна из главных задач современной школы заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению, создать условия для воспитания компетентного читателя, способного отбирать, понимать, организовывать информацию и успешно ее использовать в личных и общественных целях. Это бесспорно актуальная проблема, которая требует пристального внимания и действенного решения и побуждает к поиску стратегий работы с разными видами текстов, изучению техник активно-продуктивного чтения и алгоритмов работы с не сплошными текстами.

   Какие задачи ставит перед собой проект «Осмысленное чтение»? Этими задачами являются:

● формирование у учащихся читательских компетенций;

● развитие умения работать с различными видами текстов, необходимого для успешного освоения всех учебных предметов;

● формирование способности удерживать внимание на содержании текста при возникновении отвлекающих факторов.

В школе №1078 и всех столичных школ г. Москвы проходят ежедневные занятия в рамках проекта «Осмысленное чтение», позволяющие обучающимся освоить эффективные техники анализа текстов с использованием публикаций на различные актуальные темы в СМИ. Эта работа направлена на расширение активного словаря современных терминов из сферы IT, экономики, финансов, формирование навыков, полезных для изучения научных текстов, быстрого и правильного понимания условий сложных математических, физических, химических задач. Участие в проекте «Осмысленное чтение» формирует критическое отношение к быстро меняющейся информационной повестке, учит самостоятельно формулировать выводы, основанные на фактах. Кроме того, в письменных работах, сочинениях ученики могут использовать для аргументации своей позиции не только примеры из художественной литературы, но и опираться на современные источники информации уже в начальной школе. Занятия в проекте «Осмысленное чтение» рекомендовано проводить в рамках внеурочной деятельности, классных часов и школьных мероприятий, чтобы не сокращать содержание школьной программы.

В рамках проекта обучающиеся работают и анализируют с различными текстами, направленными на развитие критического мышления.

   Таким образом, одна из главных задач современной школы заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению, создать условия для воспитания компетентного читателя, способного отбирать, понимать, организовывать информацию и успешно ее использовать в личных и общественных целях. Это бесспорно актуальная проблема, которая требует пристального внимания и действенного решения и побуждает к поиску стратегий работы с разными видами текстов.

 

Список литературы

1. «Осмысленное чтение» в московских школах. Как научиться видеть суть в любом тексте. https://shkolamoskva.ru/reading/

2. Виноградова Н.Ф., Кузнецова М.И., Рыдзе О.А. Функциональная грамотность как планируемый результат обучения младших школьников. https://docplayer.com/120010816-Funkcionalnaya-gramotnost-kak-planiruemyy-rezultat-obucheniya-mladshih-shkolnikov-n-f-vinogradova-m-i-kuznecova-o-a-rydze.html

Войти или Создать
* Забыли пароль?