ЗНАЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье определяется необходимость формирования правовых знаний у младших школьников. Анализируются причины низкого уровня правовой грамотности школьников. Определяется значение системы дополнительного образования в процессе формирования правовой грамотности у младших школьников в условиях цифровой среды. Рассматривается влияние цифровизации в обществе на систему дополнительного образования.

Ключевые слова:
правовая грамотность, правовая культура, система дополнительного образования, младшие школьники, цифровизация общества
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Статья представлена научным руководителем д-ом пед. наук, профессором Л.К. Веретенниковой

Дети и подростки − это будущее нашей страны. Актуальность правового обучения, воспитания, а также формирования правовой культуры в наши дни однозначна. Наличие правовых знаний у каждого индивида – это основное условие безопасного и комфортного существования человека в социуме. Важным моментом в психологическом развитии ребенка становится усвоение норм и правил поведения в обществе и понимания их ценности и необходимости. Правовая культура человека, хорошее знание своих прав и обязанностей, а также нормативно-правовых актов, регулирующих отношения между людьми, социальными общностями, организациями, умение применять правовые знания при анализе конфликтных ситуаций, давать правовую оценку действиям социальных субъектов необходимое условие сосуществования в гражданском обществе.

Правовая грамотность обеспечивает предоставление свободы и безопасности личности, гарантирует правовую защиту человека и формирует правовую культуру поведения, гражданскую активность, основывает моральную атмосферу, где все люди защищены от произвола и могут беспрепятственно осуществлять свое творчество. С раннего школьного возраста важно формировать правовую грамотность, обучать и развивать юридическое сознание, а также развивать гражданские качества и правовую культуру, потому что в будущем школьники столкнутся со многими ситуациями, когда личное сознание будет являться показателем их гражданской позиции и моральной зрелости.

Школьники должны быть психологически и практически подготовлены к проходящим в обществе переменам, к увеличивающейся социальной ответственности и самостоятельности поведения в рамках нравственных и правовых норм. На это также обращают внимание Е.А. Стародубова, Е.В. Березнева, И.А. Макарова, Т.Л. Чекалина и др. [14], [15], [16]. И чем раньше начнется процесс формирования правовых знаний и принципов в сознании детей, тем более прочно они будут усвоены. Такая политика является гарантией того, что поступки детей в различных сферах жизни и деятельности будут строиться с учетом накопленных правовых знаний и сформированных навыков поведения, соответствующих установленным в обществе нормам.

Правовые знания у младших школьников помогают им соотносить свои поступки и поведение своих товарищей не только с общеизвестными моральными нормами, но и с требованиями законов, корректировать, изменять поведение в правильном направлении.

Основополагающие подходы к формированию правовых знаний, а также вопросы правового воспитания освещены в работах педагогов и ученых: В.Н. Баранова, Л.С. Выготский [7], Г.П. Давыдова, Б.М. Емельянова, С.А. Жинкина, А.В. Малько.

Значимость этих исследований не отменяет необходимости проведения новых исследований процесса формирования правовой грамотности у младших школьников в условиях стремительно изменяющегося общества в целом и правовой базы, в частности. Формы и методы формирования правовой грамотности у младших школьников в системах общего и дополнительного образования должны соответствовать тем реалиям, в условиях которых они применяются.

На современном этапе государство придает большое значение различным аспектам работы с детьми, в том числе и работе по формированию у детей правовой грамотности. Об этом свидетельствует то, что за последние годы принято большое количество нормативно-правовых актов в защиту детей.  Среди них важнейшие нормативные документы, отражающие государственную политику РФ: Федеральный закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [1], Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» [2],  Федеральный закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [3], Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» со сроком реализации с 2018 по 2025 г.[5] и др. Кроме того, на региональном уровне аспекты обозначенной проблемы находят отражение в областных и краевых программах.

На базе принимаемых нормативных актов создаются различные проекты и программы дополнительного образования, направленные на формирование компетенций, в том числе и в области правовой грамотности.

Специфика системы дополнительного образования заключается в возможности добровольного выбора ребенком, его семьей направления и вида деятельности, педагога, организационных форм реализации дополнительных программ, времени и темпа их освоения; в многообразии видов деятельности.  Осуществляется это с учётом интересов и желаний, способностей и потребностей ребёнка; с применением личностно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, активно способствующего творческому развитию личности, мотивации познания, самореализации, самоопределению ребёнка. Таким образом, система дополнительного образования детей представляет сложную педагогическую систему [8].

Обучение детей правовой грамотности в учреждениях дополнительного образования осуществляется в детских группах. Детская группа является не только средой, но и средством воспитания ребенка. В современной педагогике все больше речь идет о детских сообществах. Термин «детское общество» предложен А.П. Усовой. А.П. Усова подчеркивает, что наибольшие возможности формирования «детского общества» обеспечиваются именно игровой деятельностью детей.

Понятие детское сообщество отлично от понятия «детская группа». Группа – это формальная структура (класс, отряд и т.п.), функционирующая по правилам, по предписаниям, по нормам. Сообщество понимается как человеческое объединение по ценностям и смыслам, оно пронизано и основано не только на деловых, но и на «личностных» отношениях [9]. Это следует учитывать при разработке и реализации программ дополнительного образования.

Также при разработке программ дополнительного образования следует учитывать тот факт, что современный мир непрерывно изменяется. Активная конкурентная среда отечественной системы образования диктует современным образовательным организациям новые требования: мобильность, оперативность реакции на новшества, готовность к инновационной деятельности, расширение спектра и повышение качества образовательных услуг, расширение экономической самостоятельности, обновление управленческого аспекта деятельности, повышение статуса [4].

В условиях усиливающегося темпа социальных и технологических изменений в современном мире образование не может оставаться замкнутой системой, не учитывать происходящие вокруг изменения. Напротив, именно способность своевременно учитывать изменения и реагировать на вызовы внешней среды является важнейшим фактором конкурентоспособности современной системы образования.

В различные сферы деятельности человека внедряются инновации, что ориентирует людей на постоянное развитие, совершенствование знаний, умений, компетенций, овладение новыми видами деятельности.

С возникновением и развитием информационных технологий появились новые возможности для повышения качества информационного обмена между образовательной организацией и социумом. Информатизация образования создала базу для перехода на новый уровень. Система образования должна обеспечивать обществу уверенный переход в цифровую эпоху [10].

Цифровизация в образовании направлена на подготовку специалистов, которые гарантированно востребованы на рынке труда, легко и свободно владеют мобильными и интернет-технологиями.

Цифровые технологии в современном мире – это не только инструмент, но и среда существования, которая открывает новые возможности: обучение в любое удобное время, непрерывное образование, возможность проектировать индивидуальные образовательные маршруты, из потребителей электронных ресурсов стать их создателями [11].

Цифровая среда сегодня требует от педагогов другой ментальности, восприятия картины мира, совершенно иных подходов и форм работы по сбору и обработке информации.

Педагог становится не только носителем знаний, которыми он делится с обучаемыми, но и проводником в цифровом мире. Он должен обладать цифровой грамотностью, способностью создавать и применять контент посредством цифровых технологий, включая навыки компьютерного программирования, поиска, обмена информацией, коммуникацию.

Повышение качества информационного обеспечения деятельности организаций дополнительного образования требует внедрения и использования в работе организаций новых форм [12].

Однако, несмотря на происходящие в обществе изменения и предпринимаемые в государстве меры, правовая грамотность школьников находится на низком уровне. Причины такого положения, по мнению автора, заключаются в следующем:

− недостаточный уровень правовых знаний у взрослого населения, в том числе и у родителей несовершеннолетних детей. Такой вывод можно сделать, проанализировав данные проводимых исследований уровня правовой грамотности населения России. В качестве примера можно привести результаты исследования, которое проводилось НАФИ (Национальным агентством финансовых исследований) в 2020 г. на территории 50 регионов Российской Федерации. Согласно данным исследования, индекс правовой грамотности россиян (т.е. интегральный показатель уровня правовой грамотности населения, основанный на трех компонентах: знания, навыки и установки в сфере защиты прав) в 2020 г.  составил 47 п.п. из 100 возможных 13];

− формирование правовой грамотности посредством основного образования ограничивается только несколькими темами в курсе обществознания, а также несколькими внеклассными мероприятиями, приуроченными ко Дню Конституции или ко Дню защиты детей. В результате, школьники только тезисно знают провозглашенные законодательно основные права и свободы человека, а также название ведущих международных и внутригосударственных нормативных актов. При этом не умеют искать нужную информацию в нормативных источниках. Не умеют применять полученные знания на практике. Кроме того, по мнению автора, существует недостаточный уровень подготовки педагогического состава, для проведения занятий по праву. Ни для кого не секрет, что дисциплину обществознание в большинстве школ ведут преподаватели истории, получившие соответствующее свидетельство о повышении квалификации. Следовательно, можно предположить, что знания преподавателей в правовой сфере могут быть достаточно поверхностными. Таких знаний вполне достаточно для преподавания курса обществознания в школе, но, по мнению автора, недостаточно для того, чтобы сформировать у школьников глубокое понимание правовых процессов;

− недостаточный уровень использования потенциала системы дополнительного образования в области формирования правовой грамотности. В современном российском обществе, вопросы гражданского образования и воспитания выходят на первый план. Необходимо создавать условия для освоения учащимися роли гражданина в демократическом государстве, гражданском обществе. Большая роль в процессе реализации указанных требований ложится на педагогов дополнительного образования, реализующих программы, связанные с формированием правовой грамотности.  Современное общество требует сегодня не просто специалистов, хорошо владеющих педагогикой и методикой обучения, профессионально владеющих предметной областью знаний, но и способных к творчеству, состоявшихся учителей, готовых оперативно адаптироваться к постоянным технологическим и социальным изменениям, владеющих методами коммуникационного взаимодействия, направленными на решение постоянно усложняющихся педагогических задач [6]. Система дополнительного образования должна стать источником формирования у детей качественных и глубоких правовых знаний, а также навыков применения этих знаний в повседневной жизни. Однако, ряд причин препятствует этому. Так, например, одной из причин выступает недостаточный запрос от родителей несовершеннолетних детей на правовые программы дополнительного образования. По мнению автора, взрослые не до конца осознают важность таких программ. Они более охотно отдают своих детей на программы по финансовой грамотности, а также на программы по изучению иностранных языков. Автор нисколько на хочет умалить значение этих сторон образования детей. Напротив, считает их очень важными и нужными. Но не менее важным автор считает необходимость формирования правовой грамотности школьников, причем по принципу: чем раньше, тем лучше.  Однако, у многих родителей иное мнение на этот счет. От них, порой, можно услышать фразы: «Рано еще правовой грамотностью заниматься» и другие подобные высказывания;

− недостаточная методическая база. На практике существует противоречие между необходимостью воспитания правовой культуры у младших школьников в системе дополнительного образования и недостаточностью методических пособий для педагогов по данному вопросу. Имеющиеся же материалы не систематизированы. Чтобы оставаться эффективными, используемые материалы должны систематически обновляться и соответствовать новой, в том числе и цифровой реальности.

Несмотря на существующие трудности, роль системы дополнительного образования в процессе формирования правовой грамотности растет. Правовые программы дополнительного образования способствуют повышению общего уровня правовых знаний. Речь идет о том, чтобы сформировать гармонично развитую личность с правовой точки зрения, умеющую, при необходимости, обратиться к нормативным источникам, найти в них нужную информацию и уметь ее применить, в том числе для защиты собственных прав и интересов. Кроме того, формирование правовых знаний у школьников является действенным способом профилактики противоправного поведения среди подрастающего поколения. У школьников, обладающих высоким уровнем правовых знаний, меньше шансов попасть в неприятную ситуацию в любых ее проявлениях, т.е. не стать ни правонарушителем, ни жертвой правонарушения.

И еще раз хотелось бы подчеркнуть, что формирование правовых знаний должно начинаться с раннего возраста. Являясь неотъемлемой частью общества, дети младшего школьного возраста должны быть знакомы с правилами поведения, нравственными ценностями, правами и обязанностями, законами и нормами государства, чтобы уметь себя правильно реализовать.

Высокая правовая культура и грамотность является одним из аспектов всестороннего развития личности. Способность человека понимать правила общежития и требования законов формируется под воздействием специальных воспитательных мероприятий, является следствием общения с другими людьми, участия в различных видах деятельности. Важная роль в этом процессе отводится системе дополнительного образования, которая должна стать эффективной системой формирования правовой грамотности населения в условиях цифровой реальности.

 

Список литературы

1. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (в ред. от 11.06.2021 г.). URL: http://Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) | ГАРАНТ (garant.ru) (дата обращения 09.03.2022 г.)

2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (в ред. от 30.12.2021 г.). URL: http:// Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) / КонсультантПлюс (consultant.ru) (дата обращения 09.03.2022 г.)

3. Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 N 120-ФЗ (с изм. и доп. от 20.04.2020 г.). URL: http://Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 N 120-ФЗ (последняя редакция) / КонсультантПлюс (consultant.ru) (дата обращения 09.03.2022 г.)

4. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919. (дата обращения 09.03.2022 г.)

5. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" (с изменениями и дополнениями от: 22 февраля, 30 марта, 26 апреля, 11 сентября, 4 октября 2018 г., 22 января, 29 марта 2019 г.) со сроком реализации с 2018 г. по 2025 г. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/3a928e13b4d292f8f71513a2c02086a3/download/1337/ (дата обращения 09.03.2022 г.)

6. Веретенникова Л.К. Формирование коммуникативно-творческих компетенций младших школьников на основе индивидуальных образовательных стратегий//Школа будущего. - 2015. - №2. - с. 50-54.

7. Педагогическая психология / Лев Выготский; под ред. В. В. Давыдова. - Москва: АСТ : Астрель, 2008. - 670 с.

8. Грачева, Н.В. Центр дополнительного образования как структурное подразделение современной образовательной организации / Н. В. Грачева. - Текст: непосредственный // Образование и воспитание. - 2021. - № 1 (32). - С. 26-30. - URL: https://moluch.ru/th/4/archive/187/5969/ (дата обращения: 02.06.2021)

9. Землянская, Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников : учебник и практикум для вузов / Е. Н. Землянская. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 406 с. - (Высшее образование). - Текст : непосредственный

10. Никулина, Т.В. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление / Т. В. Никулина, Е. Б. Стариченко // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 8. - С. 107 - 113.

11. Погодин В. Образование «в цифре» - взгляд изнутри / В. Погодин // Вести образования. - 2017. - 20 сентября. URL: https://vogazeta.ru/articles/2017/9/20/analitycs/248-orazovanie_v_tsifre__vzglyad_iznutri.

12. Цифровая образовательная среда»: векторы развития : обсуждение в Общественной палате РФ реализации федерального нацпроекта. URL: https://www.oprf.ru/press/news/2019/newsitem/51221.2020

13. Правовая грамотность россиян. На пути к гражданскому обществу. URL: http://Правовая грамотность россиян. На пути к гражданскому обществу 2020 - НАФИ (nafi.ru)

14. Стародубова Е.А. Эмоционально-нравственное развитие личности младшего школьника в современных условиях // Интеграция образования. - 2007. - № 2 (47). - С. 75-81.

15. Стародубова Е.А., Макарова И.А. О развитии морального самосознания младших школьников средствами искусства // Начальное образование. - 2008. - № 4. - С. 46-49.

16. Стародубова Е.А., Березнева Е.В., Чекалина Т.Л. Апробация методической системы эмоционально-нравственного развития личности младшего школьника как условие создания в прогимназии психологически безопасной образовательной среды (Проект деятельности школы в рамках гэп "Экспертиза психологической безопасности образовательной среды") // В сборнике: Экспертиза психологической безопасности образовательной среды. Информационно-методический бюллетень. Городская экспериментальная площадка II уровень. - Москва, 2009. С. 52-61.

Войти или Создать
* Забыли пароль?