В статье рассматриваются достоинства и недостатки нескольких популярных образовательных платформ для использования в качестве дополнительного образования учащихся школ.
дистанционное образование, образовательные платформы, дополнительное образование
Статья представлена научным руководителем канд. психол. наук, доцентом М.А. Безбородовой
Согласно международной конвенции ООН, каждый ребенок имеет право на образование. В наше время получать образование можно в разных формах: очно или дистанционно. С недавних времен активно развивается онлайн-обучение. В марте 2020 г. мир столкнулся с пандемией, в связи с чем педагоги школ были вынуждены перейти с очного образования, привычного нам всем формата обучения, на дистанционное. Именно тогда, когда пропала возможность заниматься вживую, появилось много вопросов по дистанционной реализации образовательной программы. И самое главное, как в таком формате качественно реализовать обучение. В связи с чем появилось множество различных дистанционных образовательных технологий.
Под дистанционными образовательными технологиями принято понимать те технологии, которые реализуются в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при взаимодействии педагога и обучающегося на расстоянии. И одной из форм таких технологий являются дистанционные образовательные платформы. Образовательная платформа – это Интернет-среда, которая посвящена вопросам образования и саморазвития и в которой создается определенная экосистема, направленная на индивидуальный результат учащегося.
Существует одобренный Министерством просвещения РФ список образовательных платформ, которые могут использовать в своей деятельности школы. Сегодня рассмотрим несколько самых популярных платформ для обучения среди учащихся и учителей:
- РЭШ
- МЭШ
- Яндекс.Учебник
- Я.Класс
- Фоксворд
- Учи.ру
Предлагаю рассмотреть каждую платформу немного поподробнее, ознакомиться с основными достоинствами и недостатками платформ.
Российская электронная школа (РЭШ) позиционирует себя как полностью бесплатную образовательную платформу с интерактивными уроками по всем школьным предметам с 1 по 11 класс. Сами интерактивные задания разделены по темам, которые включают в себя небольшие видеоуроки, которые включают ребенка в процесс решения. На платформе РЭШ есть возможность получать образование по индивидуальному графику. Поскольку восприятие информации зависит от возраста детей, и разработчики данной платформы учли этот факт, поэтому для учащихся младшего школьного возраста есть много наглядных материалов, которые помогут привлечь внимание детей.
К сожалению, хотя платформа и позиционирует себя как интерактивная, но не всегда эти задания красочные. Это очень важно для учащихся младшего школьного возраста. Также процедура регистрации ученика довольна сложная. Учитель отправляет ссылку и ребенку следует заполнить все поля вплоть до почты и региона проживания. Также нет связки «ученик-учитель», учитель не может посмотреть успехи ученика, выдать ему задание для улучшения той или иной темы.
Московская электронная школа (МЭШ) − это информационно-образовательная платформа, в которой есть множество образовательного материала, который создается учителями и авторами МЭШ. На платформе можно выдать домашнее задание ученикам: тесты, упражнения, обучающие игры. Также есть сценарии урока, видео- и аудиоматериалы и множество электронных учебников и пособий.
На платформе РЭШ не хватает качественного наглядного материала. Однако библиотека МЭШ настолько огромна, что может быть сложно найти именно то, что необходимо для работы. И один из самых больших недостатков данной платформы − большинство уроков и материалов доступны для московских учителей и учеников.
Яндекс.Учебник − образовательная платформа, на которой есть возможность выдавать домашнее задание ученикам с автоматической проверкой. На платформе есть тестовые задания, к сожалению, они не очень яркие, но включают ребенка в процесс решения задачи. Также есть возможность выбрать учебник, по которому могут выдаваться задания. У учителя есть возможность в своем личном кабинете видеть статистику по каждому ученику.
На платформе нет раздела с проверочными работами или возможность их создавать. Как вариант, можно выдать классу обычное домашнее задание, но с ограничением по времени выполнения.
Я.Класс является сборником интерактивных заданий и видеоуроков для учащихся с 1 по 11 классы. В каждой теме есть теоретический материал, задания на закрепление материала, тренировочное задание и список тестов по данной теме. Можно отправить незарегистрированным детям ссылку на задание, они смогут зайти через соцсети, другие образовательные платформы или зарегистрироваться на Я класс. Также у учителя есть статистика по ученикам. Есть общая статистика по освоению предметов, освоение темы и результат конкретного учащегося.
Я.Класс не является полностью бесплатной платформой и для расширенного использования нужно приобретать платную подписку.
Фоксворд − популярная онлайн-школа, которая может заменить школу на домашнее обучение или подтянуть знания по конкретным предметам. У учителя есть возможность давать детям задания через платформу. Учитель видит статистику в баллах и видит какое задание было выполнено верно / частично, верно / неверно / не выполнено, видит просмотрен ли видеоурок или нет.
Поскольку платформа очень насыщена различными разделами, то нужно время, чтобы разобраться во всем. Также есть платный контент для учителей и учеников.
Учи.ру − образовательная, интерактивная онлайн-платформа для учителей, родителей, детей и администрации школы. Платформа позволяет каждому ученику, вне зависимости от месторасположения, освоить базовую программу в комфортном темпе и по индивидуальной образовательной «траектории». Интерактивные задания на платформе очень красочные и современные. Сама платформа также организует множество различных олимпиад в несколько туров, и участие в таких олимпиадах является бесплатным. Учи.ру одна из немногих платформ, у которой есть личный кабинет не только для учителя, родителя и ученика, но и для администрации школ. В нем есть возможность у завучей посмотреть статистику по всем классам школы.
На платформе для детей доступно в день 20 бесплатных заданий, но, если учитель со своего личного кабинета нажмет кнопку «Начать урок», то у детей на час снимается ограничение, и они могут решать столько заданий, сколько успеют. Также есть платная подписка на предметы и курсы.
Таким образом, мы должны четко понимать, что существует множество различных образовательных платформ, которые помогают педагогам, ученикам повышать качество образования. Мы рассмотрели одни из самых популярных образовательных онлайн-платформ, которые помогут процесс обучения сделать лучше.
1. Зайченко Т.П. Дистанционное обучение как инновационная форма предоставления образовательных услуг [Текст] / Т. П. Зайченко // Статья об образовании. - Москва, 2005. - С. - 111-113.
2. Карлов И.А. Экспресс-анализ цифровых образовательных ресурсов и сервисов для организации учебного процесса школ в дистанционной форме; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. − Москва: НИУ ВШЭ, 2020. - 56 с. - 200 экз. - (Современная аналитика образования. № 4 (34).
3. Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ [Текст]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. №816// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2017
4. Сафонов А.А., Частова П.А. Цифровые навыки для дистанта. Материалы вебинаров, бесед и исследований Юрайт. Академии. Выпуск 1. 2020 [Текст] / А. А. Сафонов, П. А. Частова // − Москва: Издательсов Юрайт, 2021. - 277 с.
5. Чечеткин Ю.В. Дистанционное обучение как форма моделирования (модели) образовательного процесса //Гносеологические основы образования: материалы V Международной конференции, посвященной памяти профессора С. П. Баранова. - Липецк: ЛГПУ. 2020. - С. 370 - 374.
6. Борисова Е.В., Олейникова М.А. Взаимосвязь традиций и инноваций в преподавании дисциплин педагогического цикла (памяти профессоров МПГУ) //Школа будущего. - 2017. - №. 5. - С. 9-14.