РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье раскрывается сущность понятия «учебная самостоятельность». Определены основные структурные компоненты учебной самостоятельности. Обоснована идея формирования учебной самостоятельности на уроках русского языка средствами группового взаимодействия.

Ключевые слова:
учебная деятельность, учебная самостоятельность, групповая форма работы
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Статья представлена научным руководителем канд. пед. наук, доцентом С.А. Аксючиц

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования третьего поколения представлены обновленные требования к выпускнику начальной школы. Ключевым из этих требований является формирование умения учиться. Данное умение представляет собой способность младших школьников без руководства учителя определять границы своего знания / незнания, находить необходимую информацию для организации учебной деятельности, открывать самостоятельно способы действия в незнакомой ситуации. Следовательно, основным новообразованием младшего школьного возраста становится учебная самостоятельность.

Актуальность проблемы формирования учебной самостоятельности обусловлена возросшим интересом к данной теме психолого-педагогической науки и практики за последнее десятилетие. Проблемой учебной самостоятельности занимались Е.А. Демидович, С.В. Зайцев, А.А. Михайлова, М.С. Новикова, А.Р. Нуриева, Л.Р. Сапачева и др.

 

 

 

Рис. 1. Количество научных работ по годам

 

Согласно графику, представленному на рис. 1, в последние годы резко увеличилось количество научных работ по учебной самостоятельности младших школьников.

Возросший интерес у исследователей к данной теме в последние годы связан не только с обновлением Федерального государственного образовательного стандарта начально общего образования, но и с дистанционным обучением, которое оказалось вынужденной мерой в период пандемии COVID-19. В условиях дистанционного обучения учебная самостоятельность является ведущим качеством обучающегося.

В первую очередь, необходимо рассмотреть сущность и структуру учебной деятельности. Так, Г.А. Цукерман определяет учебную самостоятельность, как инициативное прохождение всех этапов освоения нового знания и способа действия. Совместно с К.Н. Поливановой, В.И. Слободчиковым ею было определено, что учебная самостоятельность в младшем школьном возрасте начинает формироваться только в совместной деятельности. Учебная самостоятельность как индивидуальное новообразование формируется только к началу подросткового возраста [7].

В психолого-педагогических исследованиях представлено несколько подходов определения структурных компонентов учебной самостоятельности. Наиболее полной и детальной представляется структура, описанная в исследовании Д.В. Поповой и Б.В. Сергеевой (рис. 2).

Рис. 2. Структура учебной самостоятельности

 

Согласно представленной схеме, структура учебной самостоятельности включает в себя шесть компонентов: мотивацию, целеполагание, планирование, выполнение учебных действий, контроль и рефлексию. Для полноценного становления учебной самостоятельности у младшего школьника необходимо формирование каждого из этих компонентов [3].

Очевидно, что развитие учебной самостоятельности невозможно вне учебного процесса. Одной из дисциплин, на которую выделено больше всего часов в программе начального образования, является учебный предмет «Русский язык». В связи с этим необходимо проанализировать средства, используемые при формировании учебной самостоятельности на уроках русского языка. Несмотря на важность и актуальность данной темы, в научной среде представлено незначительное количество исследований по данной проблеме. Вопросами формирования учебной самостоятельности на уроках русского языка занимались Т.А. Дергунова, Н.Г. Санникова, И.А. Удальцова, Л.А. Федорук и др.

Рассмотрим более подробно средства, исследуемые данными авторами на уроках русского языка. Н.Г. Санниковой была разработана модель формирования учебной самостоятельности младших школьников в процессе речевой деятельности. В основу этой модели легла гипотеза о том, что учебная самостоятельность развивается автоматически, при формировании у младших школьников речевых умений. Модель строится на теории А.Н. Леонтьева о деятельности с учетом всех компонентов структуры учебной деятельности (мотив, цель, действия, контроль, рефлексия). Процесс становления учебной самостоятельности был разделен автором на три этапа: совместный с учителем, совместно-разделительный, полностью самостоятельный [4]. Следовательно, можно сделать вывод, что основными формами работы являются индивидуальная и фронтальная работа, обучающиеся работают совместно с учителем или самостоятельно.

Л.А. Федорук были выделены следующие условия формирования учебной самостоятельности на уроках русского языка: благоприятный психологический климат, использование дидактических игр и метода проектов [6]. Наиболее продуктивным из данных условий представляется метод проектов, так как этапы работы над проектом совпадают со структурой учебной самостоятельности. Также основной формой работы над проектом является групповая.

В исследовании И.А. Удальцовой учебная самостоятельность определяется как компетенция младшего школьника. Условиями ее формирования выделяются рефлексия и формирование навыков сознательной самоорганизации. Под навыками сознательной самоорганизации автор понимает компоненты структуры учебной самостоятельности (целеполагание, планирование, учебные операции, контроль, оценка). Особое внимание в работе уделяется разработке индивидуальной программы саморазвития в курсе русского языка [5]. Таким образом, можно сделать вывод, что основной формой работы является индивидуальная.

Наиболее распространенным средством формирования учебной самостоятельности является самостоятельная работа обучающихся. Методика ее организации на уроках русского языка представлена в исследовании Т.А. Дергуновой. Автор выделяет четыре этапа становления самостоятельности: от совместной работы с учителем над материалом до самостоятельной творческой работы. Важнейшим условием формирования самостоятельности является систематичность [1].

По мнению Н.А. Песняевой, эффективным средством развития учебной самостоятельности является учебный диалог. При правильном проектировании урока, в который включена организация учебного диалога, обучающиеся становятся в позицию активного ученика (способны сформулировать, каких знаний недостаточно, обратиться за помощью к учителю или одноклассникам). Обучающиеся учатся правильно формулировать вопросы, работать в паре и группе. Автор отмечает, что в учебном диалоге формируются следующие компоненты учебной самостоятельности: целеполагание, планирование, самооценка, рефлексия [2].

Проанализировав представленные исследования (табл. 1), можно сделать вывод, что преобладающей формой работы при формировании учебной самостоятельности является индивидуальная, несмотря на то, что учебная самостоятельность формируется в групповой работе. Не во всех исследованиях авторы ориентируются на структуру учебной самостоятельности при ее формировании.

 

Таблица 1

Средства формирования учебной самостоятельности

Автор исследования

Средство формирования УС

Форма работы

Санникова Н.Г.

Развитие речевых умений

Фронтальная / индивидуальная

Удальцова И.А.

Индивидуальная программа развития

Индивидуальная

Федорук Л.А.

Игры / проектная деятельность

Индивидуальная / групповая

Дергунова Т.А.

Самостоятельная работа

Индивидуальная

Песняева Н.А.

Учебный диалог

Индивидуальная  / групповая

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, можно сделать следующий вывод: несмотря на актуальность проблемы формирования учебной самостоятельности младших школьников, в научной среде представлено мало работ, исследующих способы ее формирования на уроках русского языка. В связи с этим появляется необходимость теоретического выделения условий формирования учебной самостоятельности на уроках русского языка, разработки системы заданий и их апробации. Особое внимание следует уделить исследованию применения групповых методов обучения в процессе формирования учебной самостоятельности.

 

Список литературы

1. Дергунова Т.А. Методика организации самостоятельной работы на уроках русского языка в начальной школе / Т.А. Дергунова // Педагогическое призвание: Сборник статей III Международного профессионально-методического конкурса. - Петрозаводск, 2021. - С. 31-36.

2. Песняева Н.А. Становление учебной самостоятельности младших школьников в учебном диалоге / Н.А. Песняева // Начальная школа. - 2014. - № 5. - С. 13-18.

3. Попова Д.В. Особенности формирования учебной самостоятельности младших школьников / Д.В. Попова, Б.В. Сергеева // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2017. - № 6-1. - С. 114-122. URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1705 (дата обращения: 13.02.2022).

4. Санникова Н.Г. Формирование учебной самостоятельности младших школьников в процессе речевой деятельности : специальность 13.00.01 "Общая педагогика, история педагогики и образования" : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Санникова Наталья Геннадьевна. - Йошкар-Ола, 2016. - 22 с.

5. Удальцова И.А. Развитие компетенции учебной самостоятельности младших школьников в курсе русского языка : специальность 13.00.02 "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)" : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Удальцова Ирина Анатольевна. - Челябинск, 2008. - 176 с.

6. Федорук Л.А. Формирование у младших школьников учебной самостоятельности на уроках русского языка / Л.А. Федорук // Аллея науки. 2020. - № 6(45). - С. 932-940.

7. Цукерман Г.А. Развитие учебной самостоятельности / Г.А. Цукерман, А.Л. Венгер. - Москва : Без издательства, 2010. - 430 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?