В статье раскрывается сущность понятия «учебная самостоятельность». Определены основные структурные компоненты учебной самостоятельности. Обоснована идея формирования учебной самостоятельности на уроках русского языка средствами группового взаимодействия.
учебная деятельность, учебная самостоятельность, групповая форма работы
Статья представлена научным руководителем канд. пед. наук, доцентом С.А. Аксючиц
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования третьего поколения представлены обновленные требования к выпускнику начальной школы. Ключевым из этих требований является формирование умения учиться. Данное умение представляет собой способность младших школьников без руководства учителя определять границы своего знания / незнания, находить необходимую информацию для организации учебной деятельности, открывать самостоятельно способы действия в незнакомой ситуации. Следовательно, основным новообразованием младшего школьного возраста становится учебная самостоятельность.
Актуальность проблемы формирования учебной самостоятельности обусловлена возросшим интересом к данной теме психолого-педагогической науки и практики за последнее десятилетие. Проблемой учебной самостоятельности занимались Е.А. Демидович, С.В. Зайцев, А.А. Михайлова, М.С. Новикова, А.Р. Нуриева, Л.Р. Сапачева и др.
Рис. 1. Количество научных работ по годам
Согласно графику, представленному на рис. 1, в последние годы резко увеличилось количество научных работ по учебной самостоятельности младших школьников.
Возросший интерес у исследователей к данной теме в последние годы связан не только с обновлением Федерального государственного образовательного стандарта начально общего образования, но и с дистанционным обучением, которое оказалось вынужденной мерой в период пандемии COVID-19. В условиях дистанционного обучения учебная самостоятельность является ведущим качеством обучающегося.
В первую очередь, необходимо рассмотреть сущность и структуру учебной деятельности. Так, Г.А. Цукерман определяет учебную самостоятельность, как инициативное прохождение всех этапов освоения нового знания и способа действия. Совместно с К.Н. Поливановой, В.И. Слободчиковым ею было определено, что учебная самостоятельность в младшем школьном возрасте начинает формироваться только в совместной деятельности. Учебная самостоятельность как индивидуальное новообразование формируется только к началу подросткового возраста [7].
В психолого-педагогических исследованиях представлено несколько подходов определения структурных компонентов учебной самостоятельности. Наиболее полной и детальной представляется структура, описанная в исследовании Д.В. Поповой и Б.В. Сергеевой (рис. 2).
Рис. 2. Структура учебной самостоятельности
Согласно представленной схеме, структура учебной самостоятельности включает в себя шесть компонентов: мотивацию, целеполагание, планирование, выполнение учебных действий, контроль и рефлексию. Для полноценного становления учебной самостоятельности у младшего школьника необходимо формирование каждого из этих компонентов [3].
Очевидно, что развитие учебной самостоятельности невозможно вне учебного процесса. Одной из дисциплин, на которую выделено больше всего часов в программе начального образования, является учебный предмет «Русский язык». В связи с этим необходимо проанализировать средства, используемые при формировании учебной самостоятельности на уроках русского языка. Несмотря на важность и актуальность данной темы, в научной среде представлено незначительное количество исследований по данной проблеме. Вопросами формирования учебной самостоятельности на уроках русского языка занимались Т.А. Дергунова, Н.Г. Санникова, И.А. Удальцова, Л.А. Федорук и др.
Рассмотрим более подробно средства, исследуемые данными авторами на уроках русского языка. Н.Г. Санниковой была разработана модель формирования учебной самостоятельности младших школьников в процессе речевой деятельности. В основу этой модели легла гипотеза о том, что учебная самостоятельность развивается автоматически, при формировании у младших школьников речевых умений. Модель строится на теории А.Н. Леонтьева о деятельности с учетом всех компонентов структуры учебной деятельности (мотив, цель, действия, контроль, рефлексия). Процесс становления учебной самостоятельности был разделен автором на три этапа: совместный с учителем, совместно-разделительный, полностью самостоятельный [4]. Следовательно, можно сделать вывод, что основными формами работы являются индивидуальная и фронтальная работа, обучающиеся работают совместно с учителем или самостоятельно.
Л.А. Федорук были выделены следующие условия формирования учебной самостоятельности на уроках русского языка: благоприятный психологический климат, использование дидактических игр и метода проектов [6]. Наиболее продуктивным из данных условий представляется метод проектов, так как этапы работы над проектом совпадают со структурой учебной самостоятельности. Также основной формой работы над проектом является групповая.
В исследовании И.А. Удальцовой учебная самостоятельность определяется как компетенция младшего школьника. Условиями ее формирования выделяются рефлексия и формирование навыков сознательной самоорганизации. Под навыками сознательной самоорганизации автор понимает компоненты структуры учебной самостоятельности (целеполагание, планирование, учебные операции, контроль, оценка). Особое внимание в работе уделяется разработке индивидуальной программы саморазвития в курсе русского языка [5]. Таким образом, можно сделать вывод, что основной формой работы является индивидуальная.
Наиболее распространенным средством формирования учебной самостоятельности является самостоятельная работа обучающихся. Методика ее организации на уроках русского языка представлена в исследовании Т.А. Дергуновой. Автор выделяет четыре этапа становления самостоятельности: от совместной работы с учителем над материалом до самостоятельной творческой работы. Важнейшим условием формирования самостоятельности является систематичность [1].
По мнению Н.А. Песняевой, эффективным средством развития учебной самостоятельности является учебный диалог. При правильном проектировании урока, в который включена организация учебного диалога, обучающиеся становятся в позицию активного ученика (способны сформулировать, каких знаний недостаточно, обратиться за помощью к учителю или одноклассникам). Обучающиеся учатся правильно формулировать вопросы, работать в паре и группе. Автор отмечает, что в учебном диалоге формируются следующие компоненты учебной самостоятельности: целеполагание, планирование, самооценка, рефлексия [2].
Проанализировав представленные исследования (табл. 1), можно сделать вывод, что преобладающей формой работы при формировании учебной самостоятельности является индивидуальная, несмотря на то, что учебная самостоятельность формируется в групповой работе. Не во всех исследованиях авторы ориентируются на структуру учебной самостоятельности при ее формировании.
Таблица 1
Средства формирования учебной самостоятельности
Автор исследования |
Средство формирования УС |
Форма работы |
Санникова Н.Г. |
Развитие речевых умений |
Фронтальная / индивидуальная |
Удальцова И.А. |
Индивидуальная программа развития |
Индивидуальная |
Федорук Л.А. |
Игры / проектная деятельность |
Индивидуальная / групповая |
Дергунова Т.А. |
Самостоятельная работа |
Индивидуальная |
Песняева Н.А. |
Учебный диалог |
Индивидуальная / групповая |
Таким образом, можно сделать следующий вывод: несмотря на актуальность проблемы формирования учебной самостоятельности младших школьников, в научной среде представлено мало работ, исследующих способы ее формирования на уроках русского языка. В связи с этим появляется необходимость теоретического выделения условий формирования учебной самостоятельности на уроках русского языка, разработки системы заданий и их апробации. Особое внимание следует уделить исследованию применения групповых методов обучения в процессе формирования учебной самостоятельности.
1. Дергунова Т.А. Методика организации самостоятельной работы на уроках русского языка в начальной школе / Т.А. Дергунова // Педагогическое призвание: Сборник статей III Международного профессионально-методического конкурса. - Петрозаводск, 2021. - С. 31-36.
2. Песняева Н.А. Становление учебной самостоятельности младших школьников в учебном диалоге / Н.А. Песняева // Начальная школа. - 2014. - № 5. - С. 13-18.
3. Попова Д.В. Особенности формирования учебной самостоятельности младших школьников / Д.В. Попова, Б.В. Сергеева // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2017. - № 6-1. - С. 114-122. URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1705 (дата обращения: 13.02.2022).
4. Санникова Н.Г. Формирование учебной самостоятельности младших школьников в процессе речевой деятельности : специальность 13.00.01 "Общая педагогика, история педагогики и образования" : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Санникова Наталья Геннадьевна. - Йошкар-Ола, 2016. - 22 с.
5. Удальцова И.А. Развитие компетенции учебной самостоятельности младших школьников в курсе русского языка : специальность 13.00.02 "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)" : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Удальцова Ирина Анатольевна. - Челябинск, 2008. - 176 с.
6. Федорук Л.А. Формирование у младших школьников учебной самостоятельности на уроках русского языка / Л.А. Федорук // Аллея науки. 2020. - № 6(45). - С. 932-940.
7. Цукерман Г.А. Развитие учебной самостоятельности / Г.А. Цукерман, А.Л. Венгер. - Москва : Без издательства, 2010. - 430 с.