УЧЕБНАЯ УСПЕШНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается учебная успешность школьников, которая всегда ассоциировалась с процедурой оценивания результатов их учебной деятельности, упуская при этом трудности в обучении, возникающие у детей еще в начальной школе, и преодоление которых основано на индивидуальной помощи каждому ребенку и использовании богатого арсенала методов и приемов педагогического стимулирования.

Ключевые слова:
учебная успешность, оценивание, трудности в обучении, младшие школьники, индивидуально-личностный подход, пути преодоления, педагогическое стимулирование
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Статья представлена научным руководителем канд. пед. наук, профессором М.Я. Ситниченко

Одной из актуальных проблем современной школы остается проблема успешности обучения младших школьников. Оценка результатов учебной деятельности школьников всегда была и будет важной как для учеников, учителей, родителей, так и для общества в целом. Трудности в обучении, которые появляются у детей в начальных классах, влияют на дальнейшее успешное освоение ими основной школьной программы. Именно в начальных классах закладывается фундамент системы знаний, а без этой основы младший школьник испытывает трудности в усвоении учебного материала, и в средней школе может «выпасть» из учебного процесса. Именно учебной деятельности, как ведущей, определяющий темп индивидуального развития каждого ребенка принадлежит главная роль в дифференциации познавательных процессов, формировании личности младшего школьника в целом.  

Впервые понятие «учебная успешность» было введено Б.Г. Ананьевым, труды которого посвящены исследованию психолого-педагогического содержания педагогической оценки и школьной отметки.  Учебную успешность он определял на основе темпа деятельности ребенка и сопутствующего ему состояния внутренней напряженности, овладения учеником навыками учебной работы, степени прилежания и усилий, которые прилагает обучаемый при ее выполнении. Уже в работах Б.Г. Ананьева прослеживалась связь учебной успешности с проблемами оценивания результатов учебной работы школьника. Это способствовало введению в широкий оборот двух терминов: «успевающий» − т.е. имеющий успех, и «неуспевающий» − не имеющий учебной успешности ученик. Принадлежность школьников к той или иной категории определялась исключительно процедурой оценивания, которую выполнял учитель. Ставшая очевидной субъективность оценивания, а значит, и успешности учебной деятельности детей, постоянно вызывала нарекания со стороны родителей, общественности, да и самих школьников. Научный отзвук ее ярко прозвучал в работах известных педагогов − Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинского, психологов – Л.Б. Ительсона, Н.А. Менчинской, Н.Ф. Талызиной, Е.И. Савонько, а позднее – в работах В.Д. Шадрикова и мн. др. [1].

В настоящее время установлено, что оценивание действительно является мерой успешности учебной деятельности обучающихся, оно влияет на эмоциональное отношение школьников к самому процессу обучения (высокая оценка всегда сопровождается состоянием радости, гордости собственного успеха, а низкая порождает неуверенность и чувство страха, снижает познавательную мотивацию учебной деятельности), и потому оценивание всегда сказывается на формирующейся у школьников самооценке и  его личностном самоопределении [5].

Итогом поиска путей совершенствования процедуры оценивания стало оформление в психолого-педагогической науке и школьной практике трех перспективных направлений:

 − выявление методов, способов оценивания, которые повышали бы ее объективность (тесты, диагностические задания и др.);

− привлечение обучающихся к оцениванию, т.е. формирование навыков самоконтроля и самооценивания на основе соответствующих возрасту школьника критериев и показателей (критериальное оценивание);

− использование в процессе обучения активных стимулирующих приемов оценивания, оказывающих положительное влияние на эмоциональное самочувствие школьников и способствующих преодолению имеющихся у них трудностей в обучении (формирующее оценивание) [5].

Трудности в обучении, возникающие у школьников, всегда порождены самыми различными причинами индивидуального характера.  Они приводят к низкой успеваемости и, став хроническими, − к школьной неуспешности. Закономерна цепочка последовательных факторов: трудность обучения − низкая успеваемость – учебная неуспешность, а значит, становится очевидна изначальная проблема учебной успешности – определение трудностей в обучении школьников и поиск путей их преодоления [4].

Основополагающим в системе педагогической работы учителя по преодолению трудностей в обучении школьников становится индивидуально-личностный подход, акцент на использование которого в практике повышения успешности обучения школьников представлен в работах многих педагогов и психологов, таких, как: Акимова М.К., Безруких М.М., Бударный А.А., Занков Л.В., Зотова Л.М., Кучмаева Е.Г., Мерлин В.С., Руденко А.И., Цукерман Г.А. и др. Истоки его – в фундаментальных трудах Л.С. Выготского, раскрывающих проблему соотношения обучения и развития, в работах Д.Б. Эльконина о значении и структуре учебной деятельности детей младшего школьного возраста, работах В.В. Давыдова о развивающем обучении. Благодаря становлению гуманистических и демократических основ современного образования и внедрению в образовательную практику психолого-педагогических теорий    сопровождения, педагогической поддержки, безопасной, комфортной образовательной среды и др., закрепился и стал более привычным сегодня термин «образовательные результаты», который звучит гораздо лояльней, чем «успеваемость», так как предполагает, во-первых, наличие их у каждого обучающегося,  во-вторых, предполагает уровневое их  проявление и, в-третьих, – дает возможность обобщения и систематизации образовательных результатов каждому ученику в личном портфолио, демонстрирующим наглядно индивидуальный успех  (учебную успешность) каждого школьника [4].

  Современные педагоги в решении проблемы учебных трудностей отдают предпочтение обучению в индивидуально-личностном подходе. Основная идея такого процесса – создать условия для активного обучения каждого ребенка на основе личностных особенностей каждого ученика. Обучение в индивидуально-личностном подходе отводит ученику главную роль, при которой учитель является активным помощником, организует, направляет и стимулирует его учебную деятельность. Именно путем выявления индивидуальных причин трудностей в обучении   можно оказать школьнику поддержку и помощь в их преодолении и повысить результативность обучения, его учебную успешность [3].

 Очень часто в первом классе встречаются ученики, которые уже с первых дней школы начинают испытывать трудности в обучении. Несмотря на различие причин их возникновения у разных детей, учащиеся с трудностями в обучении имеют достаточно много одинаковых черт и особенностей, что позволяет дать им общую психологическую характеристику. Такие дети обычно не принимают активного участия в работе класса, не обнаруживают склонности к самостоятельному умственному труду, характеризуются более низким уровнем работоспособности, имеют низкий уровень развития всех познавательных процессов. По статистическим данным, ежегодно до 15−20% первоклассников сталкиваются с такими трудностями [3].

 Целью нашего исследования явилось изучение влияния методов стимулирования на преодоление трудностей в обучении младших школьников, поскольку методы, приемы стимулирования позволяют активизировать учебно-познавательную деятельность детей и подобрать для каждого ребенка, испытывающего трудности в усвоении учебного материала, соответствующие дифференцированные задания [2].

Практическое исследование по преодолению трудностей младших школьников в учебной деятельности проводилось на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения г. Москвы «Школа № 1454 "Тимирязевская"». Выборка испытуемых включала 40 младших школьников и была разделена на экспериментальную и контрольную группы методом выравнивания групп, основанном на выравнивании частотных распределений. Для исследования были выбраны следующие психодиагностические методики: методика «Обследование знаний учащихся по математике» А.В. Калиниченко, которая проводилась в 3 классе дважды – в начале учебного года и в конце первого полугодия; методика «Экспертная оценка успеваемости и неуспеваемости в процессе обучения» В.И. Чиркова, О.Л. Соколовой и О.В. Сорокиной; методика «Успеваемость или неуспеваемость в процессе обучения» Н.В. Елфимова [2].

 Проведенная диагностика позволила выявить группу младших школьников, испытывающих трудности в обучении математике. Работа с детьми этой группы началась с определения причин трудностей и выявлении пробелов в усвоении учебного материала. Были выделены школьники, имеющие наибольшие проблемы по следующим темам «Порядок действий в выражениях, содержащих 2 действия (со скобками и без них)»; «Решение уравнения»; «Решение задач в 1–2 действия на сложение и вычитание» и поэтому с ними проводился комплекс заданий в программе, которые помогут усвоить эти темы [2].

  В дальнейшем предполагается систематическая и кропотливая работа с учетом индивидуальных трудностей, имеющихся у каждого из учащихся этой группы. Следуя логике индивидуально-личностного обучения, для этого будут подобраны различные дифференцированные задания, соответствующие выявленным пробелам в усвоении учебного материала каждым школьником, а основным способом их преодоления станут разнообразные приемы педагогического стимулирования, учитывающие индивидуальные различия и особенности детей.

Список литературы

1. Бирина О.В. Понятие успешности обучения в современных педагогических и психологических теориях // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 8-2. - С. 438-443; URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34575.

2. Махмудова Э.К. Причины неуспеваемости младших школьников / XXIII Всероссийская студ. научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. - Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет. - 2021. - С. 343-347.

3. Махмудова Э.К., Алексеенко Т.В. Коррекция неуспеваемости младших школьников в индивидуально-личностном подходе. Материалы II нац. научно-практической конференции. - Москва: МВА имени К.И. Скрябина», 2021. - С. 67-72.

4. Ситниченко М.Я. Одаренному ребенку - одаренного педагога или как подготовить первоклассного учителя / М. Я. Ситниченко, Ю. В. Чечеткин, Е. П. Чечеткина // Одаренный ребенок. - 2016. - № 3. - С. 64-81.

5. Шадриков В.Д. Педагогическое оценивание: учебное пособие/В.Д. Шадриков, И.А. Шадрикова. - Москва: Университетская книга, РИД РосНОУ, 2018. - 156 с. ISBN 978-5-98699-294-5

Войти или Создать
* Забыли пароль?