УЧЕБНЫЕ КНИГИ В.И. ВОДОВОЗОВА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАРОДНЫХ ШКОЛ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается содержание известных учебных пособий «Книга для первоначального чтения в народных школах» и «Русская азбука для детей», созданных выдающимся отечественным педагогом В.И. Водовозовым (1825 – 1886) для учащихся народных школ.

Ключевые слова:
история отечественной педагогики, народная школа, учебная литература
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Статья представлена научным руководителем канд. пед. наук, доцентом Е.В. Борисовой

В данной статье мы рассмотрим две наиболее известные учебные книги, созданные выдающимся отечественным педагогом, методистом, писателем Василием Ивановичем Водовозовым (1825 – 1886): «Книга для первоначального чтения в народных школах» (1871) и «Русская азбука для детей» (1873). Эти пособия стали «золотым фондом» отечественной методики, на который впоследствии опирались многие поколения авторов учебников для младших школьников. И сегодня учебные книги В.И. Водовозова представляют интерес, как для педагогов, так и для родителей и самих детей.

На обложке первой части «Книги для первоначального чтения» (1871) описано ее примерное содержание: «рассказы для первоначального ознакомления с окружающим миром, элементарные рассказы из естественной истории, из географии и этнографии России, рассказы о важнейших промыслах, о некоторых лицах, событиях и обычаях древней русской жизни, также повести, сказки, стихотворения, собрание пословиц, загадок и пр.» [3]. В учебной книге представлены стихотворения А.С. Пушкина, А.Н. Майкова, А.В. Кольцова, А.Н. Плещеева, В.А. Жуковского, Н.А. Некрасова, басни И.А. Крылова, фольклорные произведения, отрывки из произведений Н.В. Гоголя и И.С. Тургенева. При этом ¾ текстов учебника написано самим В.И. Водовозовым [7]. Отметим, что в методическом пособии «Книга для учителей» (1871), которое было издано вслед за учебником, автор называет тексты, собранные в «Книге для первоначального чтения», статьями [4]. Этим термином, вслед за педагогом, будем пользоваться и мы.

Статьи «Книги для первоначального чтения» представлены в десяти разделах – «рядах упражнений», как назвал их сам В.И. Водовозов. Мы видим, что ряд представляет собой совокупность текстов разной тематики, а также заданий к ним, объединенных определенным уровнем сложности. Это своего рода «ступенька» в обучении, освоив которую, ученик, по мысли автора, мог переходить на более сложный этап. Так, первый ряд упражнений предназначен для ребенка, только что изучившего грамоту. Это первое знакомство с окружающим миром на самых близких детям примерах: «Ваня в классе», «Хата», «Огород и нива», «Звери и человек», «Огонь», «Вода», «Камень и железо» и др. Естественно-научные сведения подаются с опорой на личный чувственный опыт ученика. Цель первых рядов – дать детям понимание логических взаимосвязей в окружающем мире, упорядочить имеющиеся у них знания, привести их в систему, задуманную учителем, указывает Водовозов [4]. От ряда к ряду статьи не просто увеличиваются в размере, не только усложняется синтаксис, тексты изменяются качественно. На практике реализуется принцип последовательности: «Более легкое предшествует более трудному и знание дается постепенно, известными долями, а не разом» [4, с. 3]. Темы могут повторяться, но расширяются: так, рассказы о временах года встречаются в нескольких рядах, статья «Вода» – в первом ряду и в десятом. Постепенно сведения конкретизируются и детализируются: так, читатель встречается с описанием уже конкретных животных во втором ряду: «Жучок и ласточка», «Селезень и Утка». В дальнейшем сведения по биологии все более усложняются, при всей теоретической серьезности оставаясь практическими: мы знакомимся не только с «Частями растения», но и обязательно с «Пользой от деревьев, растущих в лесу» [3].

В каждом ряду автором предлагаются также статьи, которые должны зародить нравственные чувства и размышления. Среди добродетелей, наглядно представленных в «Книге», мы встречаем любовь к Родине и ее пейзажам («Великая река», «Главные полосы России»), товарищество и дружескую поддержку по отношению к более бедным и слабым («Бесталанный Вася», «Странничек»), честность («Антоша»), добрые семейные отношения («Маленькая Катя»), трудолюбие и старательность, умелость («Как искусен человек», «Вася и Миша»,  «Удачливый», «Находчивый»), уважение к науке и нетерпимость к предрассудкам («Тришка») [3]. В конце каждого ряда Водовозов предлагает пословицы и загадки, которые тематически соотносятся со статьями, а также раздел «Что мы читали», в котором детям предлагаются вопросы на поиск информации, обобщение материала, на развитие мышления: сравнение, обобщение, аналогию, классификацию, а также на самостоятельное размышление.

«Книга для первоначального чтения» построена на принципе наглядности, что очевидно, во-первых, по достаточно объёмному количеству иллюстративного материала: карты и схемы, подробные натуралистичные рисунки растений и животных, художественные иллюстрации к сказкам, историческим очеркам, статьям о промыслах и мн. др. Во-вторых, наглядность достигается и самим характером содержания, особенным языком автора: «Мы видим пар над самоваром, над котлом с водой, который поставлен на огонь, и мы с вами знаем, что в пар перешла вскипяченная вода. Всякий из нас видел мыльные пузырьки, пар состоит из подобных пузырьков воды, наполненных воздухом» [3, с. 272]. При этом большое количество текстов не только оказываются руководством к практическому действию (например, статья «Тележка» − это инструкция, как смастерить игрушечную тележку), но и подталкивают читателя к собственной исследовательской деятельности, к самостоятельной проверке гипотез: «А как же лед плавает по воде? Ведь он холоднее ее, значит, сжатее, а значит тяжелее?» [3, с. 248].

В.И. Водовозов создает также своеобразную альтернативную навигацию по статьям: дает первое оглавление по рядам, т.е. по возрастающей сложности материала, а также второе – по тематическому содержанию. По сути, автор предлагает учителю и ученику вариативные возможности использования книги по своим потребностям, делает ее живой, подвижной и интерактивной. Неудивительно, что учебник был высоко оценен современниками и переиздавался 20 раз общим тиражом 700 000 экземпляров [1].

Далее рассмотрим учебную книгу В.И. Водовозова «Русская азбука для детей» (1873). Как было указано на обложке, учебник содержал:  1) наставление для преподавателя со списком слов для звукового разбора; 2) упражнения в черчении и письме; 3) первые упражнения в чтении; 4) рассказы для последовательного чтения; 5) сказки, народные анекдоты, загадки и пр.; 6) характеристики окружающих предметов по русским пословицам; 7) песни и стихотворения; 8) беседы, ведущие к группировке окружающих явлений природы и человеческой жизни; 9) упражнения в правописании; 10) отрывки для изучения славянского языка [6]. Значительная часть материала в «Русской азбуке» также принадлежит авторству самого Водовозова.  Как мы видим, «Русская азбука» состоит из блоков: тексты различных жанров, включая статьи естественно-научного содержания, пословицы, басни, сказки, песни, сближенные по тематике, а также вопросы для бесед и упражнения. Отметим, что все вопросы нацелены на повышение сознательности чтения, систематизацию знаний и на самодеятельность ученика: «Какие ты знаешь части человеческого тела? Так ли нога сгибается, как рука? Из чего видно, что нога служит для ходьбы, а рука для того, чтобы брать?» [6, с. 64].  Таким образом, «Русская азбука», по задумке автора, должна работать комплексно, не просто решая задачи обучения грамоте, но развивая мышление ребенка, его кругозор и, конечно, тем самым, воспитывая. Соответственно, значение придается не только собственно чтению и письму, но и упражнениям для развития мышления: детям предлагается группировать слова по заданному признаку («назвать вещи железные и медные», «написать растения в порядке: цветы и травы, деревья, огородные овощи, хлебные растения»), тренировать пространственные представления («Здесь, там, вправо, влево, сзади, спереди… Показать все это… на какой-нибудь вещи»), количественные понятия («Сколько? Один, два, три… нисколько, мало, много»), временные представления («Когда? Давно, вчера, третьего дня…») [6]

При этом немаловажно, что «Русская азбука для детей» предполагала использование передового для своего времени звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте, разработанного К.Д. Ушинским. Подробные разъяснения для учителей были изданы В.И. Водовозовым отдельно в виде методического пособия «Руководство к Русской азбуке» (1875), где мы видим конкретные практические примеры применения учебника в процессе обучения. Главной отличительной особенностью учебной книги, по сравнению с существовавшими азбуками, было то, что буквы и слова были собраны не «наудачу», не из числа самых «лёгких», по мнению автора, а в определенной последовательности и системе [9, с. 108]. Как и «Книга для первоначального чтения», «Русская азбука» построена на принципе наглядности [8]. В пособии первые слова, на которых дети тренируются писать и читать, это ближайшие к ним предметы, они могут видеть их прямо в классе: «части комнаты и дома, учебные вещи, кое-что из платья, из посуды, земледельческие орудия» [5, с. 1]. Это слова, описывающие назначение предметов, их материал, форму, сравнение. Здесь мы не увидим ни одного отвлечённого понятия, чего-то далекого от детского понимания, лишь то, что применимо к реальной жизни: «Смотри: лопата, метла, рогатина, ведро, дрова, ремни, стремена, – все неладно сдвинули да свалили» [6, с. 19]. Кроме того, «Русская азбука для детей» насыщена иллюстративным материалом. Обязательную наглядность мы видим и в названиях статей: «Что у нас на дворе?», «Золото и железо», «Конь», «Весна, лето, осень и зима». Отметим, что этот учебник также получил высокую оценку среди современников: ученый комитет Министерства народного просвещения отнес «Русскую азбуку для детей» В.И. Водовозова «к числу лучших отечественных азбук, как по мысли, так и по выполнению» и советовал ее для использования в начальных школах [9, с. 109].

Таким образом, учебные книги В.И. Водовозова – это классические образцы отечественной учебной литературы, которые представляют большую ценность и для педагога XXI в. Они являются богатейшим материалом, имеющим серьезный и на данный момент мало использованный обучающий и воспитательный потенциал [2]. Мы видим, что созданные полтора века назад эти учебные книги оказываются во многом соответствующими современной парадигме развивающего начального образования, отраженной в Федеральном государственном образовательном стандарте НОО. К сожалению, сегодня не существует адаптированного современного издания рассмотренных нами учебных книг В.И. Водовозова, где были бы уточнены фактические данные, добавлены иллюстрации, дополнены методические комментарии, которые сделали бы учебники более доступными для детей и учителей. Безусловно, переиздание этих учебных книг требует большой подготовительной работы по приведению их в соответствие с требованиями нашего времени. На наш взгляд, это – перспективное направление деятельности для педагогов, методистов и издателей.

 

 

Список литературы

1. Богуславский М.В. «Благороднейший и образованнейший идеалист» Василий Водовозов (к 195-летию со дня рождения)// Учительская газета. 2020. №41. URL: https://ug.ru/27772-2/ (дата обращения: 22.02.2021).

2. Борисова Е.В., Олейникова М.А. Преподавание дисциплины «История педагогики» на факультете начального образования Института детства МПГУ: традиции и инновации // Источники исследования о педагогическом прошлом: интерпретация проблем и проблемы интерпретации: сборник научных трудов международной научно-практической конференции. − Москва, МПГУ, 2019. − С. 420-427.

3. Водовозов В.И. Книга для первоначального чтения в народных школах. - Санкт-Петербург, 1896. 288 с.

4. Водовозов В.И. Книга для учителей. - Санкт-Петербург, 1879. 191 с.

5. Водовозов В.И. Руководство к русской азбуке. - Санкт-Петербург, 1875. 162 с.

6. Водовозов В.И. Русская азбука для детей. - Санкт-Петеребург, 1875. 105 с.

7. Кореневский Е.И. Объяснительное чтение в русской начальной школе (1860 - 1917) // Известия АПН РСФСР. Вып. 27: Из истории методики русского языка в начальной школе, 1950. 201 с.

8. Никитина Е.Е. Методическая концепция обучения чтению в трактовке В.И. Водовозова: традиции и новации. // Отечественная и зарубежная педагогика. − 2015. − №5 (26). − С. 36-44.

9. Семевский В.И. Водовозов В.И. Педагогический очерк. - Санкт-Петербург, 1888.

Войти или Создать
* Забыли пароль?