О НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ НОВОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
С позиций достижения национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», рассмотрены перспективы использования для этих целей в современных геополитэкономических условиях методологии устойчивого развития ESG. Показано, что в условиях перманентного ужесточения антироссийских западных санкций возникает необходимость в создании новой национальной модели устойчивого развития хозяйствующих субъектов отличной от модели ESG, направленной на определенное развитие социальной надстройки за счет истощения экономического базиса. Установлено, что национальная модель устойчивого развития хозяйствующих субъектов в соответствии с поставленными национальными целями развития, в первую очередь, должна отразить вопросы укрепления экономического базиса путем «обеспечения темпов роста ВВП страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности», что невозможно сделать без отвоёвывания внутреннего рынка путем решения проблемы импортозамещения, в первую очередь в высокотехнологических сферах, в связи с чем новая национальная модель устойчивого развития хозяйствующих субъектов в отличие от навязанной западом модели ESG должна отличаться с учетом блоков экономического и рыночного развития, трансформируясь в модель EMESG.

Ключевые слова:
необходимость создания, новая национальная модель, устойчивое развитие, хозяйствующие субъекты
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение

Проблема длительной стагнации национальной экономики [26], сделавшая проблему устойчивого развития ее хозяйствующих субъектов практически перманентной [12], на современном этапе может быть успешно решена благодаря тому, что Россия оказалась в эпицентре событий глобальной смены мирового порядка [10].

Усиление режима западных санкций [2] многократно увеличивает для России потребность формирования сильного и самодостаточного государства, в котором зависимость социально-экономического развития страны от внешних угроз технико-технологического и финансово-экономического характера будет сведена к минимуму.

В сложившихся геополитэкономических условиях для России достижение национальных целей, определенных Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [38] (рис. 1), с одной стороны, существенно усложняется. С другой стороны, настоятельность достижения поставленных Президентом РФ целей (рис. 1) многократно возрастает.

В первую очередь это касается целей развития экономического базиса национальной экономики (рис. 2), поскольку именно он определяет социальную надстройку.

 

Рис. 2. Национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 г. (в соответствии с Указом Президента России от 21 июля 2020 г. № 474 [38]), отражающие экономический базис и социальную надстройку процессов социально-экономического развития страны

 

Цель исследований

Таким образом, целью представленных исследований является определение составляющих новой национальной модели устойчивого развития хозяйствующих субъектов, отвечающих достижению национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474, с учетом усложнившейся геополитэкономической обстановки.

Методическая база исследований

В качестве отправной точки для формирования модели устойчивого развития хозяйствующих субъектов национальной экономики может быть использована методология ESG − Environmental, Social, and Corporate Governance, определяемая совокупностью характеристик управления компанией, отражающих уровень ее вовлечения в решение экологических (E), социальных (S) и управленческих (G) проблем.

При рассмотрении методология ESG в качестве отправной точки формирования модели устойчивого развития хозяйствующих субъектов национальной экономики были учтены известные научно-практические работы по использованию методологии ESG таких авторов, как Кондратенко М. [18], Вострикова Е.О., Мешкова А.П. [7], Юлкин М., Ран Т., Кухнин И., Беляева Н., Попова А. [23], Катасонова Ю., Митрофанов П., Титова Ю., Буцаев Д. [17], Снесарь Д. [31], Большаков Н. [6], Сидорова Д. [30], Городилов М. [11], Черникова Ю. [41], Галактионов И. [9] и др.

При рассмотрении методология ESG в качестве отправной точки формирования модели устойчивого развития хозяйствующих субъектов национальной экономики были также учтены материалы Проекта Национального стандарта ESG [28], материалы по финансированию устойчивого развития Банка России [40], материалы Проекта руководства по ESG-трансформации предприятий: «Климатически нейтральная хозяйственная деятельность: внедрение наилучших доступных технологий (НДТ) в РФ» [29], материалы исследований НП АКР «Да–Стратегия» и университета Перуджи: «Корпоративное управление в контексте ESG: новое понимание устойчивости» [1], руководство компании PWC для директоров по надзору за ESG вопросами [24], Методология присвоения ESG рейтингов Национального Рейтингового Агентства [22], Правила корпоративного управления для предприятий с государственным участием [27], материалы Доклада о человеческом развитии в Российской Федерации «Цели устойчивого развития ООН и Россия» Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации [13], материалы XXII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества [20] и другие документы.

Основное содержание исследований

Рассмотрение ESG как методологии устойчивого развития компаний, число упоминаний о которой в СМИ ежегодно удваивается [23], показывает ее несомненную значимость для достижения целей устойчивого развития человеческого общества, разработанных в 2015 г. Генеральной ассамблеей ООН в качестве «плана достижения лучшего и более устойчивого будущего для всех» [4] (рис. 3).

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c4/Sustainable_Development_Goals_ru.png

Рис. 3. 17 целей в области устойчивого развития, определенные ОНН в 2015 г. в итоговом документе, определяющем новую повестку дня до 2030 г.: «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г.» [4]

 

При этом концептуально методология устойчивого развития ESG (рис. 4) предлагает три стандарта, суть которых представлена на рис. 5.

 

Что такое ESG и зачем это нужно компании

 

Рис. 4. Методология устойчивого развития ESG

 

Отдавая должное методологии устойчивого развития ESG, необходимо отметить, что она не в полной мере отражает потребности развития национального хозяйства в сложившихся геополитэкономических условиях [34], что подтверждается следующими аргументами.

Во-первых, стандарты ESG (рис. 5) обеспечивают управление преимущественно социальной надстройки хозяйствующих субъектов (рис. 2), в то время как в сложившихся геополитэкономических условиях, когда антироссийские санкции Запада, которые впрочем были всегда [16], еще более усиливаются [8], на первый план выходит укрепление экономического базиса национального хозяйства [36] (рис. 2), которое и без того (без санкций Запада 2022 г.) на протяжении последних десятилетий пребывает в состоянии стагнации [26, 33].

Во-вторых, выполнение требований стандартов ESG (например, таких как затраты компании на организацию инициативных добровольных экологических мероприятий, сумма затрат на медицинские услуги за счет компании на одного работника, благотворительность, поддержка компанией волонтерского движения и др. [28]) требуют экономических источников их покрытия. То есть выполнение ряда требований стандартов ESG может способствовать ухудшению и без того не блестящего экономического положения населения в России, которая по уровню валового национального дохода на душу населения в номинальном выражении (в $ США) по состоянию на 2021 г. находится на 63-м месте в мире ($ 11 273), что на 8,3% уступает среднемировому уровню ($ 12 293) [5]. 

Более того, наиболее затратные экологические требования стандартов ESG способны очень существенно нагрузить экономический базис национального хозяйства. Так, в феврале 2022 г. А. Чубайс «предсказал "совсем другую жизнь" из-за платы за углерод» [14]. В частности, он заявлял, что: плата за углерод является «самым мучительным вопросом в низкоуглеродной повестке России», поскольку «даже при очень консервативной цене за тонну парникового газа в $10 стоимость для экономики составит ₽1,5 трлн.» [14]. И это при том, что для сравнения весь федеральный бюджет РФ на 2022 г. по доходам был запланирован в ноябре 2021 г. в объеме ₽25,0 трлн [39], т.е. всего в 16,7 раз больше обозначенной минимальной платы за углерод. При этом А. Чубайс заявлял: «То, что мы не уплатим в наш бюджет, мы уплатим в бюджет Евросоюза» [14].

 

Рис. 5. Стандарты методологии устойчивого развития ESG

 

В-третьих, реализация стандартов ESG как составной части «Плана достижения лучшего и более устойчивого будущего для всех» [4] ООН предполагает соблюдение всеми участниками правил кооперативных игр [35]. Однако, если обратиться к карте зеленых таксономий мира (рис. 6) [3], то можно обратить внимание на тот факт, что достаточно много стран не реализуют зеленую таксономию. Так, среди 20-ти крупнейших экономик мира (по ВВП в номинальном выражении) не имеют зеленой таксономии США, Япония, Индия, Великобритания, Бразилия, Канада, Австралия, Мексика, Саудовская Аравия, Турция. А при таком «дырявом решете» в зеленой таксономии (рис. 6) [3] говорить о решении мировых экологических и социальных проблем не приходится.

 

https://raexpert.ru/researches/sus_dev/esg2022/graf_6.jpg

Рис. 6. Карта мира зеленые таксономии [3]

 

Кроме того, представленные доказательства о причастности США к созданию коронавируса в Китае [25] и к разработке биооружия на Украине [21] никак не вяжутся с требованиями лояльности ко всем представителям социума стандартов ESG (рис. 5). 

Также необходимо отметить, что многоцелевой гибридной войне против России [37] одной из целей, по словам Д. Медведева, является давнее стремление США «заместить российские энергоресурсы на европейском рынке и в данный момент "накачивают" Европу неэкологично добытыми нефтью и газом» [15]. При этом Д. Медведев отмечает, что «спецоперация на Украине заставила Европу забыть о своих "зеленых идеалах"» [15].

Можно привести и множество других аргументов, которые свидетельствуют о необходимости создания новой национальной модели устойчивого развития хозяйствующих субъектов, отличной от модели ESG.

Национальная модель устойчивого развития хозяйствующих субъектов в соответствии с поставленными национальными целями развития (рис. 1), в первую очередь, должна отразить вопросы укрепления экономического базиса (рис. 2) путем «обеспечения темпов роста ВВП страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности» [38], что невозможно сделать без отвоёвывания внутреннего рынка путем решения проблемы импортозамещения [32], в первую очередь, в высокотехнологических сферах [36] (неслучайно Президент РФ В. Путин создал при Совете безопасности комиссию по технологическому суверенитету [42], хотя можно упомянуть и возмущение В. Матвиенко импортом  в Россию такой далеко не высокотехнологичной продукции как гвозди, параллельно отмечая, что для Председателя Совета Федерации это стало открытием [19] (!)).

В этой связи представляется, что новая национальная модель устойчивого развития хозяйствующих субъектов в отличие от навязанной западом модели ESG (рис. 4) должна отличаться учетом блоков экономического и рыночного развития, трансформируясь в модель EMESG (рис. 7) – экономическое развитие, рыночное развитие, экологическое развитие, социальное развитие, управленческое развитие. 

Рис. 7. Состав блоков новой национальной модели устойчивого развития хозяйствующих субъектов

 

Обсуждение результатов и выводы

Таким образом, проведенные исследования показали, что проблема длительной стагнации национальной экономики, сделавшая проблему устойчивого развития ее хозяйствующих субъектов практически перманентной, на современном этапе может быть успешно решена благодаря тому, что Россия оказалась в эпицентре событий глобальной смены мирового порядка.

В сложившихся геополитэкономических условиях для России достижение национальных целей, определенных Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», с одной стороны, существенно усложняется. С другой стороны, настоятельность достижения поставленных Президентом РФ целей многократно возрастает.

            В первую очередь, это касается целей развития экономического базиса национальной экономики, поскольку именно он определяет социальную надстройку развития общества.

В этой связи целью представленных исследований были определены составляющие новой национальной модели устойчивого развития хозяйствующих субъектов, отвечающих достижению национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474, с учетом усложнившейся геополитэкономической обстановки.

Рассмотрение ESG как методологии устойчивого развития компаний, число упоминаний о которой в СМИ ежегодно удваивается, показало ее несомненную значимость для достижения целей устойчивого развития человеческого общества, разработанных в 2015 г. Генеральной Ассамблеей ООН в качестве «плана достижения лучшего и более устойчивого будущего для всех».

Показано, что методология устойчивого развития ESG не в полной мере отражает потребности развития национального хозяйства в сложившихся геополитэкономических условиях.

Во-первых, стандарты ESG обеспечивают управление преимущественно социальной надстройки хозяйствующих субъектов, в то время как в сложившихся геополитэкономических условиях, когда антироссийские санкции Запада, которые, впрочем, были всегда, еще более усиливаются, на первый план выходит укрепление экономического базиса национального хозяйства, которое и без того (без санкций Запада 2022 г.) на протяжении последних десятилетий пребывает в состоянии стагнации.

Во-вторых, выполнение требований стандартов ESG требует экономических источников их покрытия. То есть выполнение ряда требований стандартов ESG может способствовать ухудшению и без того не блестящего экономического положения населения в России, которая по уровню валового национального дохода на душу населения в номинальном выражении (в $ США) по состоянию на 2021 г. находится на 63-м месте в мире и уступает среднемировому уровню. 

В-третьих, реализация стандартов ESG как составной части «Плана достижения лучшего и более устойчивого будущего для всех» ООН предполагает соблюдение всеми участниками правил кооперативных игр. Однако, если обратиться к карте зеленых таксономий мира, то можно обратить внимание на тот факт, что достаточно много стран не реализуют зеленую таксономию. И в этих условиях говорить о решении мировых экологических и социальных проблем не приходится.

Показано, что национальная модель устойчивого развития хозяйствующих субъектов в соответствии с поставленными национальными целями развития в первую очередь должна отразить вопросы укрепления экономического базиса путем «обеспечения темпов роста ВВП страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности», что невозможно сделать без отвоёвывания внутреннего рынка путем решения проблемы импортозамещения, в первую очередь в высокотехнологических сферах.

В этой связи предлагается новая национальная модель устойчивого развития хозяйствующих субъектов в отличие от навязанной Западом модели ESG должна отличаться учетом блоков экономического и рыночного развития, трансформируясь в модель EMESG – экономическое развитие, рыночное развитие, экологическое развитие, социальное развитие, управленческое развитие. 

Вопросы наполнения содержанием предложенной новой национальной модели устойчивого развития хозяйствующих субъектов EMESG и порядка ее использования являются предметом дальнейших исследований.

 

Список литературы

1. «Корпоративное управление в контексте ESG: новое понимание устойчивости». НП АКР «Да-Стратегия», Университет Перуджи. Москва, 2021.

2. «Разрушительные, суровые, немедленные». Белый дом вводит новые санкции против РФ. https://www.gazeta.ru/business/2022/04/06/14707387.shtml (дата обращения 14.04.2022)

3. Climate Bonds Initiative. https://www.climatebonds.net/ (дата обращения 14.04.2022)

4. United Nations (2017) Resolution adopted by the General Assembly on 6 July 2017, Work of the Statistical Commission pertaining to the 2030 Agenda for Sustainable Development (A/RES/71/313) (дата обращения 14.04.2022)

5. World Economic Outlook Database-October 2021. International Monetary Fund. (дата обращения 14.04.2022)

6. Большаков Н. Что такое ESG, и почему это актуально для вашего бизнеса. https://blog.calltouch.ru/chto-takoe-esg-i-pochemu-eto-aktualno-dlya-vashego-biznesa/ (дата обращения 14.04.2022)

7. Вострикова Е.О., Мешкова А.П. ESG-критерии в инвестировании: зарубежный и отечественный опыт// Финансовый журнал. − 2020. − Т. 12. − № 4. − С. 117-129.

8. Все санкции Запада против России. https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1055587?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru (дата обращения 14.04.2022)

9. Галактионов И. Что может быть важнее прибыли. ESG-словарь для инвестора. https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/chto-mozhet-byt-vazhnee-pribyli-esg-slovar-dlia-investora? (дата обращения 14.04.2022)

10. Глобальная смена мирового порядка и как Россия оказалась внутри этого водоворота с самым большим количеством санкций. https://vc.ru/u/1125490-max/382899-globalnaya-smena-mirovogo-poryadka-i-kak-rossiya-okazalas-vnutri-etogo-vodovorota-s-samym-bolshim-kolichestvom-sankciy?ysclid=l1z2i4wj4b (дата обращения 14.04.2022)

11. Городилов М. Что такое ESG-инвестирование. https://journal.tinkoff.ru/esg/ (дата обращения 14.04.2022)

12. Движение без целей: почему провалилась «Стратегия-2020». https://newizv.ru/article/general/21-11-2019/dvizhenie-bez-tseley-pochemu-provalilas-strategiya-2020? (дата обращения 14.04.2022)

13. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации «Цели устойчивого развития ООН и Россия». Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. 2016. https://ac.gov.ru/files/publication/a/11068.pdf?ysclid=l1x27q9okc (дата обращения 14.04.2022)

14. Иван Ткачёв. Чубайс предсказал «совсем другую жизнь» из-за платы за углерод. https://www.rbc.ru/economics/14/02/2022/6206961d9a7947868650e9c7? (дата обращения 14.04.2022)

15. Илья Фурсеев. Медведев назвал выгоду США от военной операции на Украине. https://www.rbc.ru/politics/11/04/2022/6253e00a9a7947a8f7df9674? (дата обращения 14.04.2022)

16. История ограничений: почему санкции против России были всегда. https://www.gazeta.ru/social/2022/03/03/14596663.shtml?ysclid=l1zbs3jg4v (дата обращения 14.04.2022)

17. Катасонова Ю., Митрофанов П., Титова Ю., Буцаев Д. Будущее рынка устойчивого финансирования: сохранить и усилить национальную экспертизу. https://raexpert.ru/researches/sus_dev/esg2022/ (дата обращения 14.04.2022)

18. Кондратенко М. ESG-принципы: что это такое и зачем компаниям их соблюдать. https://trends.rbc.ru/trends/green/614b224f9a7947699655a435 (дата обращения 14.04.2022)

19. Матвиенко поручила привлечь малый и средний бизнес к производству гвоздей в России. https://kommersant-ru.turbopages.org/kommersant.ru/s/doc/5306339?utm_source=yxnews&utm_medium=mobile&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fstory%2FMatvienko_poruchila_privlech_malyj_i_srednij_biznes_kproizvodstvu_gvozdej_vRossii--fdddc96eec1c7455d555b0044dfd986a (дата обращения 14.04.2022)

20. Материалы XXII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. 13 - 30 апреля 2021. https://www.hse.ru/news/expertise/463394013.html (дата обращения 14.04.2022)

21. Медведев заявил о наличии доказательств разработки США биооружия на Украине. https://www.interfax.ru/russia/834577 (дата обращения 14.04.2022)

22. Методология присвоения не кредитных рейтингов, оценивающих подверженность компании экологическим и социальным рискам бизнеса, а также рискам корпоративного управления (ESG рейтингов). Утверждена Приказом Генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Национальное Рейтинговое Агентство» от 28 апреля 2020 г. № ПР/28-04/20-1

23. Михаил Юлкин, Тони Ран, Иван Кухнин, Наталья Беляева, Анастасия Попова. ESG - это надолго: что нужно знать о главных буквах уходящего года. https://sber.pro/publication/esg-eto-nadolgo-chto-nuzhno-znat-o-glavnykh-bukvakh-ukhodiashchego-goda?ysclid=l1vn9s2bv1 (дата обращения 14.04.2022)

24. Надзор за ESG вопросами: руководство для директоров. PWC. Февраль 2021.

25. Опубликованы доказательства причастности США к созданию коронавируса. Vanity Fair: власти США финансировали исследования по искусственному созданию нового коронавируса в Ухане. https://iz.ru/1314130/2022-04-01/opublikovany-dokazatelstva-prichastnosti-ssha-k-sozdaniiu-koronavirusa (дата обращения 14.04.2022)

26. Почему за 20 лет Россия так и не перешла от стагнации к развитию. Российская экономика 1999-2019. Спецпроект «Ведомостей» и «Эксперт РА». https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/10/08/813068-20-let-stagnatsii (дата обращения 14.04.2022)

27. Правила корпоративного управления для предприятий с государственным участием. Одобрены протоколом заседания Комиссии по повышению эффективности деятельности акционерных обществ и совершенствованию системы корпоративного управления от 20 апреля 2018 года № 15.

28. Проект Национального стандарта ESG. Экспертный центр по ESG-трансформации “Деловой России”. Москва, 2021.

29. Проект руководства по ESG-трансформации предприятий: «Климатически нейтральная хозяйственная деятельность: внедрение наилучших доступных технологий (НДТ) в РФ». 17.06.2021. АО «Ситиматик».

30. Сидорова Д. Подход ESG: что это такое и зачем компаниям его соблюдать. https://rb.ru/story/esg-criteria/?ysclid=l1vpr4wafa (дата обращения 14.04.2022)

31. Снесарь Д. ESG: всерьез, надолго, зелено. Компании, которые проигнорируют зеленый переход, могут отключить от рынков капитала и сбыта. https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2021/04/26/867742-esg-vserez (дата обращения 14.04.2022)

32. Тебекин А.В. Анализ вариантов стратегий развития национальной экономики. // Вестник Московского финансово-юридического университета. − 2017. − № 4. − С. 60-73.

33. Тебекин А.В. Взгляд "назад" как фундамент стратегического развития управляемых социально-экономических систем. // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. − 2021. − № 2 (54). − С. 123-137.

34. Тебекин А.В. Геополитэкономический аспект исследования продвижения к новому качеству технологий, экономики и общества // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. − 2021. − № 3 (55). − С. 38-54.

35. Тебекин А.В. Методы принятия управленческих решений на основе оптимизации показателей эффективности с использованием кооперативных игр. // Журнал исследований по управлению. − 2018. − Т. 4. − № 11. − С. 39-53.

36. Тебекин А.В. Перспективы развития национальной экономики в рамках шестого технологического уклада с учетом ужесточения западных санкций. // Журнал исследований по управлению. − 2022. − Т. 8. − № 1. − С. 1737.

37. Тебекин А.В., Анисимов Е.Г. О фронтах гибридной войны в экономическом и геополитическом пространстве. // Журнал исследований по управлению. − 2020. − Т. 6. − № 5. − С. 60-74.

38. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 “О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года”. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74304210/ (дата обращения 14.04.2022)

39. Федеральный бюджет на 2022-2024 годы в цифрах. Duma.gov.ru (дата обращения 14.04.2022)

40. Финансирование устойчивого развития. Банк России. 2021.

41. Черникова Ю. ESG: три буквы, которые меняют мир. https://sovcombank.ru/blog/esg/esg-tri-bukvi-kotorie-menyayut-mir (дата обращения 14.04.2022)

42. Путин создал комиссию Совбеза РФ по технологическому суверенитету. https://rg.ru/2022/04/14/putin-sozdal-komissiiu-sovbeza-rf-po-tehnologicheskomu-suverenitetu.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения 14.04.2022)

Войти или Создать
* Забыли пароль?