с 01.10.2008 по настоящее время
Россия
Введение дистанционного обучения в российских вузах началось в девяностых годах прошлого века, причина – быстрое развитие науки с огромным потоком информации, нехватка преподавателей, уменьшение присутственных учебных часов и бурное развитие компьютерных технологий, приведшее к неизбежному их применению, особенно после появления графических систем. Это создало противоречие между лавинообразно увеличивающейся информацией, количеством преподавателей, куцым объемом часов и качеством бакалавров на выходе. Приводятся результаты экспериментов проведения занятий «на расстоянии». Вывод: лекции не дали того эффекта, который ожидался. Например, отсутствовала обратная визуальная связь. Студенту невозможно сделать замечание, невозможно понять, следит ли тот за ходом рассуждений или просто фиксирует свое присутствие и т.д. Профессор А.В. Павлов особое внимание обращал на связь лектора с аудиторией: «Следует глядеть в глаза каждому студенту, чтобы тот понимал, что все это вы рассказываете именно для него!» Тестирование, проводимое Росаккредагентством, из добровольного превратилось в обязательное. Проанализировав в 2007 г. с сайта fepo.ru тесты по дисциплине «Начертательная геометрия» для строителей, сделали вывод: тесты нельзя использовать из-за некачественного составления. К составлению тестов необходимо подходить очень ответственно, разрабатывать коллективом специалистов, давать тесты на рецензирование нескольким профессионалам в этой области. Дистанционное обучение и тестирование как экзамен могут применяться: 1) для обучения инвалидов; 2) для военнослужащих; 3) для граждан, живущих в отдаленных уголках нашей страны; 4) для иностранцев; 5) в качестве дополнительного обучения и самопроверки, для подготовки к экзаменам и зачетам (элементы дистанционного обучения и тестирования). Для остальных категорий студентов обучение должно оставаться в большей степени традиционным. А компьютеры не могут заменить преподавателя: ни одной научно-исследовательской работой не доказано, что отстранение преподавателя от учебного процесса способно повысить качество образования.
педагогика, дистанционное обучение, тестирование, начертательная геометрия, инженерная графика, качество обучения.
При переходе на новые методы обучения
нельзя умалять решающей роли преподавателя
и его влияния на студента на всех этапах
учебно-воспитательной работы.
Академик Н.Ф. Четверухин
1. Дистанционное образование
О дистанционном обучении писалось много статей [1; 3; 4; 6; 9], защищались диссертации [2]. Введение дистанционного обучения в российских вузах имело начало в 90-х гг. прошлого века. Из причин возникновения дистанционного образования в России можно упомянуть:
- быстрое развитие науки с огромным потоком новой информации;
- нехватку преподавателей (скажем, просто бегство молодых кадров из вузов) при увеличении в то же время количества студентов;
- уменьшение присутственных учебных часов;
- необыкновенно бурное развитие компьютерных технологий, приведшее к неизбежному их применению, особенно после появления графических систем.
Все это создало противоречие между лавинообразно увеличивающейся информацией, количеством преподавателей, куцым объемом часов и качеством бакалавров на выходе.
1. Бойков А.А. Компьютерные средства поддержки учебных курсов графических дисциплин // Геометрия и графика. 2013. Т. 1. № 2. С. 29-30. DOI:https://doi.org/10.12737/784.
2. Ботя М.В. Методические основы использования интранет сети при изучении начертательной геометрии на художественно-графических факультетах педагогических вузов: Автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2005.
3. Долотцева Е.Д., Сальков Н.Н. Дистанционное обучение градостроителей // Город и экологическая реконструкция жилищно-коммунального комплекса ХХI века. IV Международная научно-практическая конференция 5-6 апреля 2006 г. М.: МИКХиС, 2006. С. 230-232.
4. Жилкина Т.А., Матусевич В.Я. Опыт использования дистанционного обучения при преподавании графических дисциплин для студентов инженерных строительных и экономических специальностей // Геометрия и графика. 2013. Т. 1. № 3-4. С. 29-32. DOI:https://doi.org/10.12737/2129.
5. Костомаров Н.И. Исторические монографии и исследования. М.: Книга, 1989. 239 с.
6. Матусевич В.Я., Сальков Н.А. Система дистанционного образования и геометрографические дисциплины // Геометрия и графика. 2013. Т. 1. № 1. С. 54-55.
7. Сальков А.В., Сальков Н.А. О необходимости создания центров самоподготовки студентов / Криворожский горнорудный институт. Кривой Рог, 1984.
8. Сальков Н.А. Создание обучающих центров на основе компьютерных лабораторий // Проблемы модернизации застройки и обновления жилой среды городов. Материалы научно-практической конференции студентов и преподавателей института. М.: МИКХиС, 2002. С. 134-135.
9. Сальков Н.А. Плюсы и минусы дистанционного обучения и тестирования как экзамена // Сборник трудов Всероссийской научно-методической конференции по инженерной геометрии и компьютерной графике. Ч. 1. М.: МИТХТ, 2008. С. 16-21.
10. Сальков Н.А., Вышнепольский В.И., Кадыкова Н.С., Беглов И.А. и др. Больше тестирования - меньше образования // Сборник трудов Всероссийской научно-методической конференции по инженерной геометрии и компьютерной графике. Ч. 2. М.: МИТХТ, 2008. С. 27-29.
11. Четверухин Н.Ф. О программном обучении и его применении в курсе начертательной геометрии // Материалы II научно-методической конференции по начертательной геометрии и инженерной графике кафедр вузов УзССР. Вып. 60. Ташкент: ФАН, 1968. С. 13-16.