К ВОПРОСУ О ПРОГНОЗИРОВАНИИ ПРОИЗВОДСТВА ОРГАНИЧЕСКОЙ ОВОЩНОЙ ПРОДУКЦИИ НА ОСНОВЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Исследования проводили с целью изучения потребительских предпочтений россиян в отношении органической продукции путем анкетирования жителей Пермского края. Результаты могут быть использованы для прогнозирования вероятного производства экологически безопасной продукции овощеводства в регионе. Из числа респондентов, проживающих в Прикамье, 31,8 % ответили, что готовы покупать органические овощи стоимостью на 20…30 % дороже традиционных. Большое влияние на спрос оказывают доходы покупателей (коэффициент корреляции r = 0,301). Наиболее часто положительные ответы давали женщины, независимо от возраста и места их проживания, и мужчины, живущие в городе, трудоспособного возраста с доходом от 30,0 тыс. руб./мес., рассчитанным на одного члена семьи. Учитывая, что спрос на этот вид продукции в большей степени зависит от ее цены и дохода потребителей, необходима поддержка аграриев со стороны государства в переходный период, а также покрытие части дополнительных расходов на сертификацию и покупку биопрепаратов, предоставление различного рода субсидий. Фактическая емкость рынка Пермского края в период проводимого исследования составила 172,9 тыс. т картофеля и 219,3 тыс. т овощей, из которых 55,0 тыс. т и 69,7 тыс.т соответственно могут принадлежать к объектам купли-продажи на рынке органической продукции. Потенциальная емкость рынка 234,0 тыс. т картофеля и 361,2 тыс. т овощей, из которых 74,3 тыс. т и 115,6 тыс. т соответственно может занять органическая продукция. На сегодняшний день только 12 хозяйств занимаются органическим овощеводством в России, и они не способны удовлетворить потребности населения, что открывает возможности для сертификации других предприятий.

Ключевые слова:
органическое сельское хозяйство, овощеводство, планирование производства, коэффициент корреляции, спрос, емкость рынка
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение. Для прогнозирования производства нового товара необходимо всестороннее изучение рынка, в том числе выявление потенциального уровня спроса и, соответственно, объема производимой продукции, необходимого для его удовлетворения. Однако, тема спроса россиян на органическую продукцию изучена недостаточно. В связи с этим возникла необходимость в проведении маркетингового исследования с целью выяснения готовности жителей Пермского края к переходу на потребление экологически чистых продуктов с учетом того, что их цена в среднем на 20…30 % выше аналогичных товаров традиционного способа производства. Кроме того, цель исследования заключалась в описании портрета потребителя и расчета емкости рынка для планирования производства и обеспечения каналов сбыта органической овощной продукции в Пермском крае.

Условия, материалы и методы. Осенью 2021 г. было проведено анкетирование жителей Пермского края. Состав и объем выборки для участия в опросе формировались с применением вероятностного метода, описанного в статье Кошевого О.С. и Карповой М.К., с сохранением пропорций среди населения по полу, возрасту и местности проживания [1]. Согласно официальной статистике, население региона на начало 2021 г. насчитывало 2,58 млн чел. [2]. При таком размере генеральной совокупности выборка составляет 400 чел., учитывая, что доверительная вероятность равна 95 %, а доверительный интервал – ±5 %. Список вопросов анкеты был составлен с использованием работ как зарубежных авторов, в частности, Lambotte M., Michels P., так и отечественных – Тамбиев А.Х. [3, 4, 5], изучающих спрос на органическую продукцию. Респондентам были заданы вопросы социально-демографического характера (пол, возраст, место жительства, семейное положение, размер дохода на одного члена семьи, наличие детей, проживающих совместно с респондентом), а также вопросы относительно частоты употребления овощей, знаний об особенностях органической продукции и готовности ее приобретать при условии, что стоимость будет выше на 20…30 %. В рамках анализа результатов применяли методы синтеза, сравнения и математического расчета, в том числе вычисление линейного коэффициента корреляции Пирсона. Для прогноза объема производства органической овощной продукции были определены фактическая и потенциальная емкости рынка. Основанием для этого расчета служат статистические данные потребления картофеля и овощей за последние 5 лет и рациональные нормы потребления, рекомендуемые Минздравом РФ, методика расчета которых описана в статье Ярушиной А.А., Галеева М.М. [6].

Результаты и обсуждение. Органическая овощная продукция – это, как отмечается в работе Донник И.М., Воронина Б.А., экологически безопасные сертифицированные овощи, выращенные с соблюдением строгих правил ведения органического сельского хозяйства [7]. В России такая продукция выделена как отдельный вид после вступления в силу 01.01.2020 г. Федерального закона №280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

На ключевой вопрос предлагаемой анкеты «Готовы ли Вы приобретать безопасные и качественные органические овощные продукты питания стоимостью на 20…30 % выше обычных?» чаще положительно отвечали представительницы женского пола – 37,4 %, среди мужчин доля таких респондентов составила 24,7 %. Следует отметить, что большую лояльность к такой продукции проявляло трудоспособное население – 35,3 % против 23,8 % людей пенсионного возраста. Жители города чаще давали положительный ответ (34,4 %), тогда как среди жителей сельской местности высказали готовность приобретать ее только 23,2 % (рис. 1). Это связано с экологическими проблемами в городской местности, а также с возможностью сельчан выращивать овощи самостоятельно. Респонденты из села высказывали мнение о том, что овощи, выращенные в ЛПХ, по характеристикам не уступают органическим.

Положительный интерес к вопросу о покупке органической продукции чаще высказывали женщины трудоспособного возраста, проживающие в городской (46,7 %) и сельской местности (32,1 %). Наименее одобрительно к этому относились мужчины пенсионного возраста: в городе – 16,0 %, в селе – 10,0 %. Тем не менее, как свидетельствуют результаты исследования, наиболее значимым фактором выбора органической продукции служит материальное благополучие потребителя, так как цена на такую продукцию выше традиционных аналогов (рис. 2). Это связано с высокой стоимостью сертификации, семян, увеличением доли трудовых затрат при производстве и снижением урожайности культур, сокращением общего объема урожая, что не позволяет повысить эффективность производства. Возникает необходимость разделения органических и традиционных товаров при реализации и транспортировании, происходит увеличение затрат на маркетинг и сбыт [8].

Органическую овощную продукцию чаще готовы приобретать люди со средним и высоким заработком (от 30 тыс. руб./мес. на одного члена семьи), так как такой товар призван удовлетворять не только физиологическую потребность человека в питании, но и более высокие запросы (согласно пирамиде Маслоу) – на безопасность здоровья и защиту окружающей среды. По статистике жители Прикамья с низким уровнем дохода тратят на питание 47,0 % собственного бюджета, отчего 20…30 %-ное увеличение затрат на приобретение овощей негативно повлияет на их финансовое положение, тогда как люди с высоким уровнем заработка тратят на продовольствие лишь 21,8 % своего бюджета.

Для подтверждения взаимосвязи ответов респондентов и различных факторов, а также для выражения этой зависимости в численный показатель был проведен расчет линейного коэффициента корреляции Пирсона (далее – коэффициент корреляции) с помощью MS Excel. Величина этого показателя (r) отражает степень взаимосвязи между двумя переменными и равна числу от 0 (отсутствие корреляции) до 1 (тесная взаимосвязь).

Наибольшую взаимосвязь с желанием приобретать экологически безопасные овощи определяет фактор – «доход на одного члена семьи» (r = 0,301), что характерно для всего продовольствия в целом [9]. Согласно шкале Чертога, значения коэффициента в промежутке от 0 до 0,1 указывают на практически полное отсутствие корреляции, а показатель от 0,1 до 0,3 соответствует слабой связи. Поэтому возраст (r = 0,123), пол (r = 0,113) и местность проживания респондентов (r = 0,103) не влияют на выбор опрошенных при покупке органической овощной продукции. Исходя из того, что спрос на органическую продукцию зависит от дохода потребителей и цены на товар, необходима прямая финансовая поддержка аграриев со стороны государства с целью покрытия ряда издержек (сертификация, биопрепараты, разрешенные удобрения, реклама), что позволит удерживать цены на органическую продукцию выше традиционных не более чем на 20...30 %.  Также поддержка государства может заключаться в организации сбыта с помощью ярмарок или отдельных интернет-площадок.  Это позволит поддерживать спрос потребителей на этот вид товара.

Однако, финансовое благополучие не всегда служит определяющим фактором при покупке органической продукции. Так, значительная часть молодых мужчин с доходом от 50 тыс. руб./мес. не доверяют ее конкурентным преимуществам и не планируют покупать
(58 %), тогда как 80 % женщин с таким же доходом ответили положительно.

Взаимосвязь готовности приобретать экопродукцию с фактором «Частота потребления свежих овощей» (r = 0,074), как и с наличием детей, которые проживают совместно с респондентом (r = 0,037), отсутствует. Отметим, что в семьях с детьми, как правило, доход на одного члена ниже, чем у холостых респондентов и пар без детей, поэтому они не всегда могут позволить себе более дорогую органическую продукцию.

«Семейное положение» (r = –0,016), «Знание о свойствах органической продукции» (r = –0,067) также не влияют на выбор потребителей.

Из 54,5 % респондентов, ответивших, что знают про свойства органической продукции, 71,6 % осознанно отдают предпочтение традиционным овощам, не доверяя системе сертификации, либо не считая необходимым переплачивать за органическую продукцию. Большинство опрошенных выразили мнение о том, что не видят большой разницы между понятиями: «натуральный», «био-», «эко-», «фермерский», «живой», «органический» и др., а также считают овощную продукцию, выращенную на приусадебном участке органической. В отношении товаров, которые ассоциируются у покупателей с безопасной, экологически чистой продукцией, но не имеющей соответствующего сертификата соответствия, употребляется термин «гринвошинг», что означает информацию на товаре и рекламе, вводящую потребителей в заблуждение относительно экологических свойств продукции. В развитых странах применяются жёсткие меры для искоренения этого явления, так как наличие таких товаров тормозит развитие рынка органической продукции.

Таким образом, потенциальный покупатель органической продукции –женщина любого возраста и места проживания либо мужчина трудоспособного возраста, живущий в городе.

Эксперты центра изучения потребительского поведения Роскачества (ЦИПП) в начале 2021 г. провели анкетирование граждан, проживающих в городах с населением от 100 тыс. человек. Выяснилось, что 82 % горожан убеждены, что приобретают органическую продукцию, 17 % отметили, что ищут на упаковке надпись «органический».

Также работа Kini J., Pouw N., Gupta J. и опрос ЦИПП подтверждают результаты анкетирования, проведенного нами, что женщины приобретают такой товар чаще мужчин. По данным российских экспертов такое разделение составляет 28 % против 22 % [10, 11].

Расчет фактической и потенциальной емкости рынка позволяет предположить уровень спроса и оценить необходимый объем продукции для ее дальнейшего производства. По данным Федеральной службы государственной статистики, жители Пермского края потребляют недостаточное количество картофеля и овощей. За период 2016–2020 гг. в среднем в рацион пермяков включалось 67 кг картофеля в год и 85 кг овощей, что соответственно на 25,6 % и 39,6 % меньше рекомендаций по здоровому питанию (табл. 2). Исходя из этого, фактическая емкость рынков составляет 172,9 тыс. т картофеля и 219,3 тыс. т овощей. Учитывая, что 31,8 % респондентов, проживающих в Пермском крае, готовы перейти на органическую овощную продукцию, при установленном среднем уровне потребления это может быть 55,0 тыс. т картофеля и 69,7 тыс. т овощей.

По рекомендациям Минздрава РФ, потенциальная емкость рынка картофеля в Прикамье составляет в 234,0 тыс. т, овощей – 361,2 тыс. т, из которых соответственно 74,3 тыс. т и 115,6 тыс. т могут быть продукцией органического земледелия.

По данным «Органического атласа России-2021» в стране насчитывается 12 хозяйств, занимающихся органическим овощеводством. Они выращивают картофель, овощи «борщевого набора», а также нетрадиционные для страны культуры. Однако, на сегодня эти предприятия не в состоянии заполнить рынок страны собственной продукцией. В Пермском крае также есть два органических хозяйства, но их деятельность связана с производством льна масличного и водки. Следовательно, предложение органических овощей от региональных сельскохозяйственных организаций отсутствует и эта производственная ниша свободна, тогда как спрос на такую продукцию начинает активизироваться.

Вывод. Среди жителей Пермского края (осень 2021 г.) 31,8 % респондентов готовы приобретать органическую овощную продукцию. Основной фактор, коррелирующий с выбором в пользу органической овощной продукции, которая на треть дороже традиционного аналога – доход потребителя (r = 0,301). При этом, расчет коэффициента корреляции Пирсона показывает, что частота потребления свежих овощей, семейное положение, наличие  детей и знания о свойствах этой группы товаров не влияют на желание покупать органическую овощную продукцию.

Готовность приобретать органическую овощную продукцию чаще высказывают женщины независимо от возраста и места проживания и молодые горожане мужского пола с доходом 30…60,0 тыс. руб./мес. и выше на одного члена семьи.

Согласно нашим расчетам, фактическая емкость рынка в Прикамье составляет 172,9 тыс. т картофеля и 219,3 тыс. т овощей, из которых соответственно 55,0 тыс. т и 69,7 тыс. т могут быть отнесены к рынку органической продукции. Потенциальная емкость рынка картофеля может составлять 234,0 тыс. т, рынка овощей – 361,2 тыс. т, из которых 74,3 тыс. т и 115,6 тыс. т соответственно могут быть органическими.

Для поддержания и увеличения спроса на органическую овощную продукцию необходимо установление конкурентоспособной цены на эту группу товаров. Компенсировать часть высокой себестоимости можно за счёт финансовой помощи со стороны государства (различного рода субсидии, в том числе покрытие расходов на сертификацию и биопрепараты, погектарная поддержка) и создание условий для сокращения логистической цепочки до двух звеньев «производитель-потребитель».

Для развития отечественного органического рынка необходимо поднимать доверие к органическим сертифицированным товарам. Для этого требуется ограничить использование надписей на упаковке и рекламе: «био», «органик», «эко», «чистый», «живой», «фермерский» и другие.

Необходим целевой подход к организации просветительской работы среди потребителей. Информация о реальных свойствах органической продукции будет служить действенным инструментом повышения спроса и потребления людьми продуктов питания укрепляющих здоровье.

 

Список литературы

1. Кошевой О.С., Карпова М.К. Определение объема выборочной совокупности при проведении региональных социологических исследований // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2011. № 2 (18). С. 98-104.

2. Статистический ежегодник Пермского края. 2021: статистический сборник. Пермь: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю (Пермьстат), 2021. 339 с. URL: https://permstat.gks.ru/storage/mediabank2021%20%D0%B5%D0%B6%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA.pdf (дата обращения: 28.12.2021).

3. Lambotte M., De Cara S., Bellassen V. Once a quality-food consumer, always a quality-food consumer? Consumption patterns of organic, label rouge, and geographical indications in French scanner data // Review of Agricultural, Food and Environmental Studies. 2020. Vol. 101. P. 147-172.

4. Michels P. Panel Research on the Demand of Organic Food in Germany: Challenges and Practical Solutions // Empirical Economic and Financial Research. 2015. Vol. 48. P. 159-172.

5. Тамбиев, А. Х. Маркетинговое исследование по выявлению специфики и емкости российского рынка органических продуктов // Международный сельскохозяйственный журнал. 2019. №1 (367). С. 59-62.

6. Ярушина А.А., Галеев М.М. Производство и емкость рынка продуктов питания в РФ // Теория и практика современной аграрной науки: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Новосибирск: Золотой колос, 2020. Т. 3. С. 625-629.

7. Донник И.М., Воронин Б.А. Производство органической сельскохозяйственной продукции как одно из важнейших направлений развития АПК // Аграрный вестник Урала. 2016. № 1 (143). С. 77-81.

8. Чупина И.П., Воронина Я.В. Возрождение российского рынка органической продукции // Аграрный вестник Урала. 2019. №4 (183). С. 96-100.

9. Гайсин Р.С., Ротенко Е.С. Динамика спроса и потребления продовольствия в зависимости от уровня и изменения доходов населения // Вестник Казанского ГАУ. 2013. Т. 8. № 2 (28). С. 20-23.

10. Под видом органических россияне покупают обычные продукты // Роскачество: портал для умного покупателя. URL: https://rskrf.ru/news/opros-roskachestva-pokazal-rossiyane-khotyat-pokupat-organicheskie-produkty-no-ne-ponimayut-chto-eto-takoe/ (дата обращения: 28.12.2021).

11. Kini J., Pouw N., Gupta J. Organic vegetables demand in urban area using a count outcome model: case study of Burkina Faso // Agricultural and Food Economics. 2020. Vol. 8 (22). P.1-16.

Войти или Создать
* Забыли пароль?