О ПРОБЛЕМАХ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ДИСЦИПЛИН ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Приводится анализ учебно-методического обеспечения направления подготовки «Техносферная безопасность», и примерной основной образовательной программы направления, новых дисциплин базовой части образовательного стандарта «Ноксология», «Надзор и контроль в сфере безопасности» и «Управление техносферной безопасностью». Рассмотрены существующие учебные пособия и примерные программы.

Ключевые слова:
техносферная безопасность, новые дисциплины, программы, учебные пособия.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

1. Введение

Всесторонний анализ аспектов учебного процесса бакалавриата, надеемся, ещё впереди, хотя некоторые результаты и проблемные вопросы начального этапа можно привести уже сейчас. Прежде всего, отметим, что новое учебное направление, на наш взгляд, в целом, отвечающее современным требованиям к безопасности в сфере деятельности и запросам рынка труда, — состоялось (это главный вывод) и необходима дальнейшая работа над устранением недочетов и совершенствованием профессионального образования [1, 2, 3].

Ниже речь пойдет о дисциплинах федерального компонента образовательного стандарта: «Ноксология», «Надзор и контроль в сфере безопасности» и «Управление техносферной безопасностью», об их содержании, примерных программах и обеспечении учебной литературой. Важным в данном случае является общий для этих дисциплин фактор новизны — все они изучаются впервые, а, значит, неизбежны разночтения среди коллег-преподавателей в трактовках положений образовательных программ и естественны различия в их мнениях по множеству других учебных вопросов, в том числе из-за неодинакового профессионального опыта. Профессия — тоже новая. В понимании её основ — это безопасность как таковая, общее учение, без уточняющих «жизнедеятельности» или «труда». И по своей значимости это, очевидно, учение будущего [4, 5].

Кроме того, реализация указанных дисциплин решает конкретные задачи — закладывает у студента ряд основных профессиональных компетенций, необходимых в практической деятельности [6]. Развитие этого тезиса ведёт также к достаточно важному (и новому) положению. В настоящее время ставится задача разработки нормативно-методических документов — профессиональных образовательных стандартов [7]. В них уже не специалисты Минобрнауки, а работодатели и их представители формируют требования к выпускникам, учитывая сложившийся рынок труда и отраслевые виды деятельности.

Список литературы

1. Девисилов В.А. Ноксологическая культура как фактор устойчивого развития в обществе риска // Alma mater (Вестник высшей школы). 2010; 11: 25-29.

2. Девисилов В.А. Содержание и технология проектирования вузовских основных образовательных программ (на примере направления «Техносферная безопасность») // Безопасность в техносфере 2010; 5: 44-57.

3. Александров А.А., Девисилов В.А., Симакова Е.Н. Проекты Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлению «Техносферная безопасность» // Безопасность в техносфере. 2013; 4 (43): 49-70. DOI:https://doi.org/10.12737/721.

4. Кубрушко П.Ф., Девисилов В.А. Концептуально-дидактические основания национальной системы ноксологического образования // Вестник МГАУ им. В.П. Горячкина. Теория и методика профессионального образования. 2010; 3 (42): 11-15.

5. Девисилов В.А. Павлихин Г.П. Компетенции по безопасности жизнедеятельности в стандартах высшего образования // Высшее образование в России. 2009; 7: 178-180.

6. Девисилов В.А. Обучение безопасности жизнедеятельности в российских вузах: состояние, проблемы, задачи // Безопасность в техносфере. 2014; 2: 3-6. DOI:https://doi.org/10.12737/3664.

7. Проект Приказа Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта специалиста по промышленной безопасности» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс: Законодательство: Версия Проф. - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PNPA;n=4756;dst=0;ts= 12A3CF6E2161ACC AE8E8AB91D721056D;rnd=0.8404679604264791;SRDSMODE=QSP_GENERAL;SEARCHPLUS=Проект%20Приказа%20Минтруда%20России%20%22Об%20утверждении%20профессионального%20 стандарта %20специалиста%20по%20промышленной%20безопасности%22; EXCL=PBUN% 2CQS BO %2CKRBO %2CPKBO; SRD=true;(01.01.2015).

8. Чура Н.Н. Безопасность: отдельные аспекты основ понимания и характеристик // Безопасность в техносфере. 2008: 52-55.

9. Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в ред. Федерального закона от 04.03.2013 № 22-ФЗ).

10. Положение о надзорной и контрольной деятельности в системе Госгортехнадзора России (РД 04-354-00). Утв. пр. Госгортехнадзора РФ от 26.04.2000 № 50 (ред. от 17.07.2001).

11. Федеральный закон от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ).

Войти или Создать
* Забыли пароль?