Новокузнецк, Кемеровская область, Россия
В статье проводится сравнительно-педагогический анализ подходов к профессиональному самоопределению детей-сирот в России и Германии; определяются формы и методы повышения эффективности подготовки детей к профессиональному самоопределению.
профессиональное самоопределение; особенности детей-сирот; сравнительно-педагогический анализ; формы и методы профессионального самоопределения.
Общемировая экономическая ситуация на протяжении последнего десятилетия динамично изменяется, как следствие, и в нашей стране происходит переход к постиндустриальному типу экономики, связанный с развитием новых технологий, изменением структуры занятости населения, глобализацией хозяйственных связей и ростом конкуренции.
Результаты теоретических и научно-практических исследований, проведенных учеными в различных регионах России, свидетельствуют о том, что многие выпускники детских домов недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного и профессионального пути. По данным Генпрокуратуры РФ, 40% выпускников детских домов и интернатов становятся алкоголиками и наркоманами, 40% пополняют преступный мир, 10% кончают жизнь самоубийством, 10% адаптируются к жизни [1].
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, как правило, поступают на обучение в профессионально-технические училища, где чаще всего случайно выбирают профессию. В дальнейшем это приводит к тому, что они либо бросают учебу, либо, получив не подходящую специальность, имеют низкую профессиональную подготовку, в результате чего не могут (либо не хотят) устроиться на работу.
По мнению многих современных ученых, именно опыт немецких коллег по организации профессионального самоопределения детей-сирот заслуживает пристального внимания. Германия принадлежит к числу наиболее развитых держав, занимает ведущие места по общему объему производства в Западной Европе и во всем мире. Кроме того, Германия имеет богатые исторические традиции в развитии системы образования, что позволило ей играть ведущую роль в области мировой науки и образования. Образовательная система Германии отличается основательностью и практичностью. Немаловажным является и то обстоятельство, что Германия имела одну из первых профориентационных служб в Европе, поэтому изучение накопленного ею опыта, анализ проблемы профессионального самоопределения представляет известный интерес для отечественной науки, при условии адекватного и критического его осмысления.