МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ И АНАЛИЗУ ЕЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
К многочисленным инновациям российского образования с 2011 года добавляется еще одна — глобальная — Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования (далее — ФГОС). К тому блоку управленческих задач, которые уже решал учитель, добавятся «обеспечение развития универсальных учебных действий, т.е. «умения учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Это актуальная и новая задача отразится на всех элементах образовательной системы, ее подсистемах и процессах, в ней протекающих. Учителю придется искать новые методики, технологии, модели организации учебной деятельности. Об этом и пойдет речь в статье.

Ключевые слова:
«умение учиться»; универсальные учебные действия, регулятивные универсальные действия; диагностическая функция контроля; методика подготовки учащихся к написанию и анализу контрольной работы.
Текст

Общеобразовательная школа призвана обеспечить ученика системой знаний и умений, необходимых для дальнейшего самообразования, развить его познавательные интересы и способности, воспитать самостоятельно мыслящую творческую личность. Школа не может дать молодому человеку знания на всю жизнь, но она в состоянии помочь ему овладеть опорными знаниями, развить его мышление, научить оценивать факты, явления, идеи, с которыми он встретится в общественной жизни, в труде, сделать его способным к отбору и использованию вновь полученных знаний.

Универсализация содержания общего образования в форме выделения инварианта фундаментального ядра общего образования позволяет реализовать основные требования общества, семьи, государства, личности к образовательной системе.

Сегодня российская школа «осваивает» новое понятие универсальные учебные действия, обеспечивающие «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

«Осваивает» в том смысле, что стремится понять, чем современное содержание понятия «умение учиться» отличается от «старого», когда в каждом классе был стенд «Учись учиться» заполненный какими-то, порой весьма полезными, советами.

В связи с изменением содержания понятия «умение учиться», учителям предстоит большая аналитическая работа. Им придется пересмотреть весь свой педагогический инструментарий: методики, технологии, техники, приемы и т.д. Соответствуют ли они новой системе требований к результатам образования, формируют ли универсальные учебные действия? При этом знания, умения и навыки нужно рассматривать как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Среди блока регулятивных универсальных действий, которые формируют умение ученика строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами рассматривается такое действие, как контроль в форме сличения способа действия и его результата.

Будучи составной частью процесса обучения, контроль имеет образовательную, воспитательную и развивающую функции. Однако главная функция контроля, конечно, диагностическая. При этом диагностика результатов обучения важна не только для учителя. Она важна и для ученика, если мы хотим, чтобы он сознательно относился к своей учебной деятельности, понимал, что деятельность должна быть результативна.

Дидактика, как мы знаем, различает следующие виды контроля: текущий, периодический, итоговый.

Войти или Создать
* Забыли пароль?