ЗАДАЧИ ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ В ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Рубрики: ПРАКТИКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены цель и задачи геоэкологического образования в условиях модернизации школьного образования. Автор определяет значение геоэкологического направления в профильной школе и его учебное содержание, проводит анализ элективных курсов, способствующих реализации геоэкологического образования в современной школе.

Ключевые слова:
методика обучения географии; геоэкологическое образование; профильное обучение географии.
Текст

Геоэкология является важнейшей областью знаний, способной указать путь сохранения и развития человеческой цивилизации, поскольку в центре внимания геоэкологии — человек и его взаимосвязи со средой обитания. Изучение изменений природной среды под воздействием хозяйственной деятельности, оценка состояния и тенденции развития природно-антропогенных систем, разработка рекомендаций конструктивных решений геоэкологических проблем любых уровней (локальный, региональный и глобальный) входят в круг вопросов, которые рассматривает геоэкология. Используя методы смежных наук — естественных и гуманитарных, геоэкология изучает окружающую среду не только как среду жизнедеятельности живых организмов (подобно экологии), но и как среду социально-экономической, хозяйственно-преобразующей деятельности человека. Таким образом, геоэкология — это мировоззрение, научная основа рационального природопользования, устойчивого развития, стратегия решения глобальных проблем человечества [1—3].

Суть и формы геоэкологических представлений в значительной степени основываются на системных и антропоэкологических подходах в географии. По существу, геоэкология оформилась в новое научное направление в географии на базе геосистемной (И.П. Герасимов, В.С. Преображенский, А.Л. Минц и др.) и ландшафтной (И.П. Герасимов, Т.В. Звонкова, А.Г. Исаченко, В.М. Котляков, Б.И. Кочуров, В.С. Преображенский и др.) парадигм.

Исходя из изложенного, следует, что геоэкология — это научное направление в географии или географическая дисциплина. Таким образом, изучение вопросов геоэкологии, необходимых современному выпускнику школы, реализуется в курсе школьной географии.

В XXI веке угроза наступающей глобальной экологической катастрофы затронула практически все сферы деятельности человека: от геологии до идеологии. Очевидно, что без понимания действий законов природы и рациональной организации хозяйственной деятельности регулировать и реализовывать «Будущее, которое мы хотим» невозможно. Наверное, уже настало то время, когда понимание и следование природосообразной деятельности личности является не только показателем культурного человека, а стало жизненно важной стратегией выживания всего человечества. Таким образом, формирование геоэкологической культуры личности школьника становится одним из приоритетных направлений современного образования, следовательно, школьная география должна решить эту стратегическую задачу, так как современная география более других наук подготовлена к экологическим исследованиям на междисциплинарной основе [1—3].

 

Войти или Создать
* Забыли пароль?