Авторами проведен сравнительный анализ последних изменений правового статуса иностранных агентов в системе российского законодательства и норм Акта США о регистрации иностранных агентов 1938 г. (FARA) и Акта Австралии № 63 об обеспечении прозрачности схем финансирования иностранного влияния 2018 г. (FITSA). Положения FARA и FITSA схожи с нормами российского законодательства, однако они ограничивают права граждан в гораздо большей степени, нежели российское законодательство. FARA и FITSA фактически создали открытый перечень иностранных агентов, что явно не соответствует принципу правовой определенности. Российское законодательство об иностранных агентах находится в стадии развития и, учитывая, что рассматриваемый аналогичный нормативный правовой акт США является одним из ориентиров при формировании правового режима иностранных агентов в России, определенных недостатков отечественного правового регулирования, отмеченных авторами, можно избежать. В статье рассмотрены пять ключевых элементов правового режима деятельности иностранных агентов: 1) юридическая фигура иностранного агента; 2) иностранный субъект, в пользу которого осуществляется деятельность иностранного агента (в терминологии FARA и FITSA — «иностранный принципал»); 3) виды деятельности, подпадающие под действие соответствующих положений; 4) объем обязанностей иностранного агента, возникающих в связи с его статусом; 5) основания и формы юридической ответственности лица, имеющего статус иностранного агента.
иностранные агенты, Россия, США, Австралия, некоммерческие организации, физические лица, юридическая ответственность, аффилированность, контроль иностранного агента, иностранное государство
No data
1. No data