В статье представлена классификация личностных профессионально важных качеств (ПВК) военного летчика. Авторами изложено содержание основных этапов их формирования у курсантов в процессе обучения. На основе обобщения теоретического материала и практического опыта даны методические рекомендации по развитию личностных ПВК у будущих офицеров Воздушно-космических сил в образовательном пространстве авиационного вуза.
профессионально важные качества, личностные качества, морально-волевые качества, курсант, летчик, педагогические условия, формирование, развитие, мотивация
В современных условиях развития Вооруженных сил Российской Федерации, а также нестабильности геополитической обстановки, проблема повышения качества военного образования приобретает важное значение. В особенности это относится к авиации, – несомненно, одной из самых сложных сфер военной профессиональной деятельности. Военное образование должно в полной мере соответствовать не только государственной политике в области национальной безопасности и обороны, но и современному уровню военной науки, идти в ногу с развитием техники.
В то же время, увеличение маневренных характеристик самолетов 4-го и 5‑го поколений, качественное изменение систем отображения информации и управления вооружением, рост величин пилотажных перегрузок предъявляют к личности летчика, его морально-психологическому статусу, физическому развитию, познавательным устремлениям, знаниям, умениям и навыкам все более жесткие требования, несоответствие которым во многом снижает эффективность профессиональной деятельности [6].
Приведенные выше требования детерминируют потребность определенной перестройки в методике обучения курсантов в военных авиационных вузах для обеспечения высокого уровня профессиональной подготовки будущих выпускников, что является по-настоящему стратегической задачей. В связи с этим, одной из приоритетных целей обучения в летном вузе является формирование особого набора профессионально важных качеств у курсантов, необходимых для успешного овладения выбранной профессией.
Данная проблема не нова для педагогической науки, ей посвящен ряд исследований таких авторов, как В.Н. Ромашин, А.С. Павлов, И.Е. Мищенко, которые сходятся во мнении относительно того, что для успешного формирования ПВК у будущих военных летчиков необходим комплексный подход, о чем свидетельствует обширный вариативный перечень качеств [11; 12; 13]. В военных вузах есть большое поле возможностей для применения различных педагогических методик в данном аспекте.
Такие ученые, как Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, А.А. Бодалев, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Е.И. Степанова и другие в своих трудах выделяют приоритет развития личности курсантов в системе военного образования. Их работы посвящены исследованию проблем направленности личности, ее самоопределения, мотивации и военно-профессиональной готовности.
Сотрудниками Государственного научно-исследовательского испытательного института военной медицины Министерства обороны РФ была разработана классификация ПВК, необходимых военному летчику: личностные, интеллектуальные, психофизиологические, физиологические, физические [4]. Важно отметить, что человек, как организм и как личность, есть целостный объект. Поэтому вышеперечисленные ПВК составляют единую систему. В ней каждый элемент может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на эффективность других элементов и всей системы в целом. Благодаря системным связям в определенных границах возможен эффект компенсации ПВК, т.е. относительно низкое развитие одного ПВК может уравновешиваться высоким развитием другого.
В настоящее время уже доказано, что далеко не каждый человек по своим качествам может стать военным летчиком. Статистика свидетельствует, что из мужского населения только 15% способны овладеть этой профессией. Однако было бы большой ошибкой полагать, что проблема наличия у будущего летчика необходимых ПВК полностью решается профессиональным психологическим отбором (ППО) при поступлении в авиационные вузы. Во‑первых, процедура ППО кандидатов в летные вузы не совершенна. Во-вторых, демографические, экономические и социальные условия в стране препятствуют должному притоку достойных кандидатов. А, в-третьих, самое главное, даже при идеальных условиях профессиональный психологический отбор определяет только исходный уровень, т.е. задатки личностных качеств, необходимых летчику [2].
В связи с этим такие авторы, как В.А. Пономаренко, А.А. Ворона, Д.В. Гандер, С.В. Алешин, Б.Л. Покровский, В.Л. Марищук обращают внимание на необходимость формирования и развития именно личностных качеств как во время обучения в военном вузе, так и в течение дальнейшей профессиональной деятельности авиационного специалиста [1].
К основным личностным профессионально важным качествам относятся: особенности психики (высокий уровень мотивации, здоровая самооценка, способность к адаптации), высокие нравственные (чувство долга, честность, порядочность, товарищество), морально-волевые (организованность, самообладание, смелость, решительность, ответственность) и социальные (склонность к лидерству, коммуникабельность, правильные ценностные ориентации, стремление к профессиональному совершенству) качества [14, с. 6].
Такие личностные качества, как целеустремленность, воля, честность закладываются в характер человека с юного возраста, их можно лишь развить и натренировать. Другие же формируются и закаляются у курсантов на протяжении всего летного обучения. Поэтому программа обучения играет первостепенную роль в успешном формировании ПВК будущих летчиков. Для развития каждой из перечисленных групп качеств необходимо применять различные методы, направленные на обеспечение в образовательном пространстве авиационного вуза таких педагогических условий, при реализации которых системообразующим фактором выступает личность обучающегося.
Будущему специалисту авиационного профиля необходимо обладать устойчивой мотивацией на овладение выбранной профессией. Долговременная профессиональная мотивация летчиков – в целом одна из важнейших задач психологии летной деятельности. Решение этой задачи подразумевает развитие ценностей и установок личности, определяющих жизненную ориентацию на длительную летную работу, профессиональное самосовершенствование и стремление к мастерству [9]. Для формирования долговременной мотивации у курсантов-летчиков необходимо: во-первых, проведение более масштабной агитационной кампании среди потенциальных абитуриентов, поскольку такая мера позволит повысить средний балл ЕГЭ среди поступающих, соответственно обеспечит более успешное усвоение образовательных программ; во-вторых, увеличить количество занятий и факультативов военно-патриотической направленности, особенно у курсантов младших курсов, что позволит поддерживать у них интерес и желание исполнять обязанности военной службы; в-третьих, вести разъяснительную деятельность в области правового статуса военнослужащего, положенных ему и членам его семьи льгот и возможностей [10].
После успешного прохождения курсантом начальной военной подготовки, он уже располагает базовыми представлениями о будущей службе, имеет правильный психологический настрой на предстоящие годы обучения. В таком правильном расположении духа он приступает к учебной работе, направленной на дальнейшее развитие мотивации в процессе непосредственной летной подготовки, которая создает возможности для поддержания долговременного интереса к служебной деятельности, освоению новых элементов пилотирования, а также повышения сложности тактических приемов. Важным этапом при этом выступает правильно организованная предполетная подготовка. Для того чтобы она несла не только сугубо профессиональное содержание, но и выполняла задачи поддержания мотивации, она должна создавать у обучающихся особый настрой, формировать уверенность в своих способностях, вызывать положительные эмоции, связанные с выполнением предстоящего полета, иными словами, предполетная подготовка должна вдохновлять.
Опыт преодоления сложных ситуаций также положительно влияет на мотивацию летного состава. Трудности и опасность летной деятельности представляют собой не только негатив, но и приносят удовлетворение и радость от достижения цели, что положительно сказывается на настрое будущих военных летчиков. Однотипные и монотонные полетные задания снижают уровень мотивации и интерес к профессиональной деятельности, поэтому целесообразно вносить в деятельность обучающихся задания, связанные с элементами риска и изменением характера действий. Кроме того, рекомендовано проведение психологических практикумов с курсантами с целью поддержания у них готовности к действиям в особых случаях в полете, тренировки выполнения полетов разной сложности.
Другой способ поддержания долговременной мотивации у будущих летчиков – воспитательная работа. Встречи и беседы с выдающимися летчиками, факультативные занятия по истории авиации, посещение музеев и выставок авиационной техники положительно влияют на мотивацию молодых летчиков, прививая любовь к авиации. Кроме того, сложно переоценить значение художественной и мемуарной литературы, кинофильмов в воспитательном процессе курсантов летных вузов [10]. Грамотно подобранная литература и кинофильмы формируют у будущих офицеров нравственные идеалы и образы, дает образцы для подражания в течение жизненного пути. Благодаря воспитательным мероприятиям молодые летчики утверждаются в выборе жизненных установок и ориентиров, приобретают правильные личностные и нравственные качества, что, в конечном счете, благоприятно влияет на формирование их личностного потенциала.
Помимо мотивации, ключевыми личностными качествами летчика являются способность к адаптации и устойчивость к неблагоприятным воздействиям. В условиях военного авиационного вуза данная проблема решается подготовкой курсантов к действиям в особых случаях в полете, занятиями на тренажерах и развитием интеллектуальных способностей, в частности оперативного мышления.
При формировании и дальнейшем развитии эмоционально-волевой устойчивости обучающихся одной из основных задач профессорско-преподавательского, инструкторского и командного состава вузов является развитие умений курсантов в поддержании и восстановлении своих положительных психических состояний в экстремальных ситуациях, а также формирование способностей курсантов переводить непроизвольные эмоциональные реакции в сознательные и контролируемые, используя приемы самоуправления [8].
Что касается морально-волевых качеств, являющихся одними из ключевых среди личностных ПВК, то их формирование в образовательном пространстве военного авиационного вуза осуществляется путем применения нескольких методов. Один из них – это изучение требований воинского устава и приобщение к распорядку дня, которое тренирует волю курсанта и способствует координации своих действий с определенными предписаниями. Высокая исполнительность требований общевоинских уставов воспитывает в будущих летчиках выдержку, дисциплинированность и выносливость [3].
По мнению авторов, одним из основных морально-волевых качеств личности является ответственность. Ответственность курсанта представляет профессионально важное качество, связанное с осознанным выполнением совокупности объективно необходимых требований, предъявляемых к нему выбранной профессией как к субъекту образовательного процесса военного вуза и будущему офицеру, и выражающееся в потребности отчитываться за свои действия перед самим собой, коллективом, командирами, педагогами, обществом [5, с. 10].
Также на развитие морально-волевых качеств личности направлены занятия физической подготовкой, которые занимают значительное место в профессиональной подготовке курсантов военных вузов. Спорт и физические упражнения помогают в развитии такого психического параметра, как сила воли. Регулярное сознательное преодоление трудностей во время занятий физической подготовкой (например, преодоление нарастающего утомления, ощущение боли и страха) формируют дисциплинированность и организованность, настойчивость и целеустремленность, самообладание и выдержку, терпеливость, смелость и решительность, ответственность, уверенность в собственных силах, тем самым способствуя становлению личности будущего офицера [7].
Некоторые физические упражнения направлены на выработку спокойного дыхания, снятие эмоционального напряжения и расслабления мышц, что благотворно сказывается на психологическом состоянии обучающихся.
Для развития таких профессионально важных качеств будущих летчиков, как внимание, координация, выносливость, собранность, вестибулярная устойчивость разработаны специальные комплексы физических упражнений, которые основаны на применении специальных технических средств. Методическое построение тренировок и занятий основано на личностно-психологических особенностях курсантов, а для лучшего восприятия теоретических аспектов применяются эффективные технические средства. Данные методы позволяют сформировать положительное отношение будущих летчиков к их дальнейшей профессиональной подготовке, а также помогают процессу визуализации образа полета, при котором одновременно формируются знания об аспектах переключения и распределения внимания.
Не менее важным методом формирования у курсантов морально-волевых и других личностных профессионально важных качеств является самостоятельная подготовка. Во время этого вида деятельности обучающиеся реализуют методы самовоспитания, самоконтроля и личностного роста. Самостоятельная подготовка курсантов нуждается в правильной организации со стороны преподавателей и командиров курсантских подразделений с целью всестороннего развития будущих специалистов авиационного профиля и выработки у них таких качеств, как целеустремленность, самостоятельность, организованность.
Сформировать социальные качества у будущих летчиков помогает строевая подготовка, так как во время нее курсанты приобщаются к коллективным действиям, вырабатывают навыки высокой слаженности действий со своими товарищами, что в дальнейшем поможет в полете, когда необходимо синхронизировать свои действия с действиями экипажа.
Развитию таких личностных социальных ПВК, как: чувство взаимной ответственности, взаимопонимание, умение коммуницировать с товарищем способствует несение службы в суточных нарядах. Чаще всего бывает, что исполняют специальные обязанности в наряде несколько человек, которые имеют различные задания или поочередно сменяют друг друга. При таком взаимодействии у курсантов и формируются вышеуказанные личностные ПВК.
Не менее важная роль отводится парашютным прыжкам, которые знакомят летчиков с порядком действий при аварийных ситуациях в воздухе и, как следствие, способствуют выработке умения четко оценивать свое эмоциональное состояние и закаляют характер.
Важным этапом в формировании и развитии личностных профессионально важных качеств у курсантов является период летной практики, педагогическое обеспечение которой основывается на следующих принципах: направленность психолого-педагогического воздействия; развитие ПВК в условиях летной деятельности; системность и комплексность психолого-педагогического воздействия [15].
Принцип направленности предполагает целенаправленную совместную работу летчика-инструктора и курсанта по формированию и развитию ПВК в процессе летного обучения. Профессиональная направленность обучающегося определяется его воспитанием и устойчивостью овладения знаниями, умениями и навыками. Направленность, т.е. мотивация на летную работу – это ключ к профессиональному становлению и росту курсанта как личности и профессионала. Она обуславливает развитие профессионального мышления летчика, пространственно-временных представлений, волевых качеств, устойчивости к факторам полета и экстремальным условиям деятельности и т.д. В процессе летного обучения, проводя психологическую подготовку к различным видам полетов, важно применять те методы, которые в наибольшей степени обеспечивают активность, творчество, инициативу наряду с летной дисциплиной, превращая эти профессионально-летные качества в ведущий мотив деятельности молодых летчиков.
Принцип развития ПВК в условиях летной деятельности предполагает учет основных тенденций и особенностей летной деятельности в современных условиях, оказывающих непосредственное влияние на ее успешность. Значительный эффект в обучении достигается, когда в учебных целях курсанты ставятся в условия, схожие с боевой обстановкой (например, выполнение полетов на тактическом фоне), что требует от них выработки и принятия решения на выполнение полетного задания, отличающегося от типового по данному виду подготовки.
В летном обучении курсантов следует исходить из основных характеристик профессиональной деятельности летчика: интенсивности, нервно-психической напряженности и интеллектуальной насыщенности летного труда. Необходимо наряду с летными знаниями, умениями и навыками развивать у курсантов профессионально важные летные качества, формировать его личность как летчика. Ведь именно задатки личностных качеств у курсантов становятся базисными при формировании профессиональных компетенций, что, в свою очередь, оказывает влияние на развитие такого специфического качества, как профессиональное летное мышление и самообладание. Самообладание и выдержка являются специфическими формами самоконтроля и регуляторами поведения в сложной обстановке при дефиците времени, которые предостерегают от поспешных и неверных действий под воздействием эмоциональных впечатлений.
Принцип системности и комплексности психолого-педагогического воздействия означает иерархическую конструкцию процесса формирования компетенций и ПВК. Каждое ПВК формируется в процессе проведения теоретических и практических занятий, особенно, при проведении тренажерной, летной, физической и психофизиологической подготовки. Причем, в процессе обучения курсанта от семестра к семестру комплексирование форм и методов психолого-педагогического воздействия, развивающего ПВК, увеличивается, а сами эти качества получают большую выраженность и глубину. В процессе обучения необходимо обогащать способы формирования и развития ПВК, стремиться, чтобы у курсанта возрастала степень их выраженности, чтобы выполнение учебно-летной программы соответствовало уровню профессиональной компетентности и подготовленности.
Комплексность психолого-педагогического воздействия означает, что, ставя перед собой цель сформировать и развить у обучающегося то или иное качество, обучающий должен помнить, что это достигается не одним каким-то способом, а с помощью всего многообразия методов и приемов учебно-воспитательной работы. Чем богаче используемый арсенал средств, тем результативнее усилия по формированию ПВК у курсантов.
Таким образом, формированию личностных ПВК у будущих летчиков в авиационном вузе способствуют множество факторов. Каждый педагогический метод благотворно влияет не только на формирование ПВК, но и на целостное развитие личности курсанта. При этом было бы ошибочно полагать, что реализация лишь одного пути, пусть и весьма качественная, позволит достичь цели – воспитания будущего офицера, обладающего всеми необходимыми личностными профессионально важными качествами. Все перечисленные в статье методы следует применять в комплексе, ведь именно такой системный подход к обучению и воспитанию курсантов позволяет объединить методологические направления, возникшие в конкретных науках, в единое целое. Предлагаемая целенаправленная система психолого-педагогических мероприятий позволяет преподавательскому и летно-инструкторскому составу летных вузов использовать современные методы формирования у курсантов в процессе обучения профессионально важных качеств, необходимых летчикам современных самолетов, применять для этих целей различные технические средства обучения, обеспечивающие не только формирование у курсантов профессиональных знаний и умений, но и активное развитие лежащих в их основе психических и физических функций.
1. Алексеенко М.С. Развитие личностного потенциала летчика в процессе профессионального становления // Инновации в образовании. - 2011. - № 10. - С. 109 116.
2. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: учебное пособие для вузов. - Москва: ПЕР СЭ, 2001. - 511 с.
3. Васильев Б.Ю. Методы формирования морально-волевых качеств у курсантов военных вузов // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2017. - № 1 (25). - С. 77-82.
4. Гандер Д.В., Алексеенко М.С. Особенности личностного потенциала летчика в цикле профессионального становления // Психология и психотехника. - 2015. - № 7 (82). - С. 684-696.- DOI:https://doi.org/10.7256/2070-8955.2015.7.15692.
5. Дмитренко А.Ю., Березовский П.С. Формирование ответственности у курсантов военных вузов как профессионально важного качества // Современное образование: традиции и инновации. - 2020. - № 2. - С. 7-12.
6. Дмитренко А.Ю. Формирование профессиональной ответственности у будущих офицеров ВКС России: дис. … канд. пед. наук. - Саратов, 2021. - 205 с.
7. Запечникова И.В. Формирование профессионально важных качеств у курсантов военного авиационного вуза средствами специальной физической и психофизиологической подготовки: автореф. дис. … канд. пед. наук. - Махачкала, 2016. - 24 с.
8. Кислов В.Р. Особенности эмоционально-волевой устойчивости курсантов высших военных учебных заведений // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. − 2018. − № 4. − С. 182-184.
9. Кислякова О.П., Пелевин А.П. Формирование профессионально важных качеств летчика на основе сбалансированной системы // Вестник Димитровградского инженерно-технологического института. - 2017. - № 1 (12). - С. 156-160.
10. Микрюков Ю.В. Формирование мотивации у курсантов военных вузов в условиях профессиональной подготовки // Вестник ЮУрГГПУ. - 2018. - № 8. - С. 61-75.
11. Мищенко И.Е. Формирование профессионально важных качеств курсантов военных вузов средствами культурно-досуговой деятельности // Педагогический журнал. - 2019. - Т. 9. − № 1А. - С. 321-330.
12. Павлов А.С., Субботин А.В. Личностные качества курсантов, важные для успешности обучения // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. - 2012. - № 3 (21). - С. 138-142.
13. Ромашин В.Н. Требования, предъявляемые к офицерским кадрам, и пути повышения качества военно-профессиональной подготовки курсантов // ОНВ. - 2009. - №1 (75). - С. 133-137.
14. Формирование и развитие профессионально важных качеств у курсантов в процессе обучения в ВВАУЛ: метод. пособие / под ред. В.А. Пономаренко, А.А. Вороны. - Москва: Воениздат, 1992. - 184 с.
15. Щербакова Е.А. Личностные особенности военного летчика высокого класса // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2011. - №2. - С. 214-218.