РАЗВИТИЕ МЕДИАКОММУНИКАЦИИ У СТУДЕНТОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье автор рассматривает различные стороны развития способности к медиакоммуникации студентов внешнеэкономических специальностей в условиях организованного медиаобразования. Автор предлагает использовать медийные языковые материалы при обучении иностранному языку. В статье делается акцент на важность фактора медиаобразования в ходе обучения иностранному языку, которое подкрепляется актуальными педагогическими подходами Д. А. Мезенцевой, Е. С. Кильпеляйнен, Н. А. Михайловой, А. Дорр. С учетом формирования медиакоммуникации, как медиакомпетенции, в статье представлен методический аспект организации учебного процесса, представлена структура иноязычной коммуникативной компетенции, схема векторов развития медиакомпетенции и модель ее развития. Автор указывает на важность включения курсов в программу подготовки студентов внешнеэкономических специальностей, которые нацелены на анализ СМИ, приводятся прикладные векторы обучения иностранным языкам при развитии медиакоммуникации как основной медиакомпетенции студента, ориентированных на работу во внешнеэкономических структурах (например, таможенное управление). Особое внимание уделяется авторским типовым заданиям, анализу преимущества использования преподавателем вуза медиаресурсов при обучении иностранным языкам в рамках профессиональной коммуникации («Blending learning). В заключении автор подчёркивает необходимость развернутого и организованного медиаобразования как фактора синергии масс-медиа и профессиональных компетенций будущих специалистов и важность использования интегрированного подхода к развитию медиакоммуникации как профессионального общения выпускников.

Ключевые слова:
медиакоммуикация, медиакомпетенция, медиареальность, медиаграмотность, медиаиммунитет, массмедиа, иностранные языки, внешнеэкономическая деятельность
Список литературы

1. Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология : пер. с фр / Р.-Ж. Шварценберг. - М. : [б. и.]. Ч. 1. - 180 с.

2. Быков И.А. Сетевая политическая коммуникация: Теория, практика и методы исследования: монография / И. А. Быков. - СПб.: ФГБОУ ВПО «СПГУТД», 2013. - 200 с.

3. Сайко Е.Л. Культурфилософский анализ СМИ: механизмы конструирования медиареальности / Е. Л. Сайко: дисс. … канд. философск. наук 24.00.01. - Томск: ТГУ, 2012. - 159 с

4. Котляр П.С. Социальные предикаты новомедийного субъекта в дискурсе медиаграмотности / П. С. Котляр: дисс. … канд. философск. наук 09.00.11. - Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2018. - 200 с.

5. Мезенцева Д.А. Формирование медиакомпетенции у студентов из КНР в процессе самостоятельной учебной работы с текстами англоязычных СМИ / Д. А. Мезенцева: дисс. … канд. пед. наук 13.00.02. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет, 2015. - 223 с.

6. Dorr A. Media Literacy // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences. - Elsevier, 2001. - Pp. 9494-9497.

7. Presidential Committee on Information Literacy: Final Report // American Library Association. - 2021 [Электронный ресурс] - URL: https://www.ala.org/acrl/publications/whitepapers/presidential - (дата обращения: 28.09.2021).

8. Михайлова Н.А. Формирование медиакомпетентности у курсантов ГУО «Институт пограничной службы Республики Беларусь» / Н. А. Михайлова // Актуальные проблемы обеспечения пограничной безопасности: материалы III Междунар. заоч. науч.-практ. конф., Минск, 20 февр. 2019 г. : в 2 ч. / ГУО «Институт пограничной службы Республики Беларусь»; редкол.: П. И. Миронюк [и др.]. - Мн. : ГУО «ИПС РБ», 2019. - Ч. 1. - 305 с.

9. Кильпеляйнен Е.С. Трансформация профессиональных компетенций журналиста в период цифровизации медиапространства / Е. С. Кильпеляйнен: дисс. … канд. филол. наук 10.01.10. - М. : ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», 2019. - 194 с.

10. Вдовичев А.В., Ковальчук С.И. Английский язык: чтение, перевод, реферирование и аннотирование специальных текстов : учебное пособие / А. В. Вдовичев, С. И. Ковальчук. - Москва: Флинта, 2019. - 290 с.

11. Качалов Д.В. Формирование аналитической компетенции студентов вуза - будущих менеджеров [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №1, URL: https://mir-nauki.com/PDF/08PDMN118.pdf (дата обращения: 01.10.21).

12. Роганина Е.А. Развитие информационной компетенции студентов в профессиональной подготовке будущего лингвиста-преподавателя / Е. А. Роганина: дисс. … канд. пед. наук 13.00.08. - Тольятти: Тольяттинский государственный университет, 2012. - 213 с.

13. Кошкин С.А. Политический дискурс и его влияние на политическое сознание военнослужащих / С. А. Кошкин: дисс. … канд. полит. наук 23.00.02. - М. : Воен. ун-т, 2009. - 205 с.

14. Образовательный стандарт высшего образования. Высшее образование - первая ступень. Специальность 1-96 01 01 «Таможенное дело». Квалификация «Специалист таможенного дела». Министерство образования Республики Беларусь, Минск // Электронная библиотека БГУ. - 2021 [Электронный ресурс]. - URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/106937/1/%D0%9E%D0%A1%D0%92%D0%9E_1-96_01_01-2013.pdf (дата обращения: 01.10.2021).

15. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 25.11.2020 г. № 1453 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования-специалитет по специальности 38.05.02 Таможенное дело» // Официальный портал правовой информации. - 2021 [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012220106?index=10&rangeSize=10 (дата обращения: 28.09.2021).

16. Серпикова М. Б. Язык и стиль СМИ: курс лекций / М. Б. Серпикова. - М.: РУТ (МИИТ), 2017. - 333 с.

17. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ / Т. Г. Добросклонская. - М.: Флинта, 2008. - 203 с.

18. Пиванова Ю.Е. Важность применения материалов СМИ при обучении иностранному языку / Ю. Е. Пиванова // Молодой ученый. - 2018. - № 20 (206). - С. 407-409.

Войти или Создать
* Забыли пароль?