Луганск, Украина
УДК 378 Высшее профессиональное образование. Высшая школа. Подготовка научных кадров
Решение сложных задач обеспечения техносферной безопасности напрямую зависит от уровня профессиональной компетентности специалистов в этой сфере. Предмет исследования – проблемное обучение в свете инновационных педагогических технологий, используемых для повышения активности обучения будущих бакалавров техносферной безопасности. Цель – изучить возможности использования метода проблемного обучения при формировании профессиональной компетентности студентов направления «Техносферная безопасность». Для достижения поставленной цели проведен детальный анализ профессионально ориентированной подготовки будущих бакалавров техносферной безопасности, рассмотрено применение компетентностного подхода в обучении и внедрение активных методов обучения, одним из которых является проблемный метод. Выявлены проблемы активизации познавательной деятельности студентов, причины низкой эффективности овладения учебным материалом. Предложен метод проблемного обучения как средство повышения эффективности обучения и формирования профессиональной компетентности обучающихся. Раскрыто содержание метода проблемного обучения при подготовке бакалавров техносферной безопасности и определены условия для его успешного применения с целью формирования профессиональной компетентности будущего специалиста. Охарактеризованы приемы проблемного обучения, формирующие умения будущих бакалавров обеспечивать безопасность жизнедеятельности человека в условиях техносферы. Экспериментальная проверка эффективности применения проблемного метода обучения при овладении студентами учебного материала дисциплины «Надежность технических систем и техногенный риск» показала, что использованные при проведении лекций и практических занятий приемы обучения способствуют улучшению динамики сформированности мотивационного компонента профессиональной компетентности бакалавров техносферной безопасности.
проблемное обучение, компетентностный подход, познавательная активность, высшая школа, профессионализм, программа бакалавриата, безопасность жизнедеятельности
1. Ремишевский И. Е., Велегурин В. А. Подготовка специалистов в области безопасности жизнедеятельности. Проблемы и перспективы развития. Проблемы безопасности жизнедеятельности (в сфере образования): мат-лы I науч.-практ. конф. (Москва, 20 октября 2016 г.) М.: ВНИИ ГОЧС, 2016. С. 330-340.
2. Сазонова З. С., Федюкина Т. В. Концепция подготовки по техносферной безопасности бакалавров техники и технологий. Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2014. № 3. С. 37-46.
3. Панасенкова Е. Ю., Тимофеев С. С. Применение компетентностного подхода при подготовке студентов направления «Техносферная безопасность» на примере дисциплины «Региональная экология». XXI век. Техносферная безопасность. 2017. Т. 2. № 3. С. 102-110.
4. Карамушкина С. В. Применение проблемного метода обучения в подготовке бакалавров по направлению «Техносферная безопасность». Теоретические и практические аспекты инженерного образования: мат-лы Всерос. науч.-метод. конф. (Благовещенск, 17 декабря 2018 г.) Благовещенск: Дальневосточный ГАУ, 2018. С. 106-108.
5. Грудзинская Е. Ю., Марико В. В. Активные методы обучения в высшей школе. Нижний Новгород: ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2007. 182 с.
6. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
7. Лустгартен Т. Ю. Формирование специалиста по техносферной безопасности. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23. № 4. С. 120-124.
8. Ахмадиева Р. Ш. Теоретико-методические основания формирования безопасности жизнедеятельности на дорогах как компетенции будущего специалиста. Вестник Чувашского университета. 2011. № 2. С. 243-250.
9. Босая И. И. Технология проблемного обучения как условие подготовки конкурентоспособного специалиста. Развитие личности в теории и практике психологии и педагогике: сб. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. (Челябинск, 8 апреля 2019 г.) Стерлитамак: АМИ, 2019. С. 13-14.
10. Селевко Г. К. Проблемное обучение. Школьные технологии. 2006. № 2. С. 61-65.
11. Гореликова О. Н. Проблемное обучение как образовательная технология. Методика преподавания психологических дисциплин в современном университете: мат-лы Междунар. науч.-метод. конф. профессорско-преподавательского состава и аспирантов. (Белгород, 5 апреля 2017 г.) Белгород: БУКЭП, 2017. С. 81-88.
12. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М.: Знание, 1991. 80 с.
13. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. 208 с.
14. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1977. 240 с.
15. Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. 368 с.
16. Лернер И. Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. 64 с.
17. Коротков С. Г., Крылов Д. А. Использование методов проблемного обучения при подготовке бакалавров профессионального обучения. Вестник Марийского государственного университета. 2017. Т. 11. № 1. С. 13-17.
18. Горбунова Н. Н. Технология проблемного обучения как фактор развития познавательной активности обучающихся в условиях реализации ФГОС. В мире научных открытий: мат-лы XV Междунар. науч.-практ. конф. (Таганрог, 30 марта 2015 г.) М.: Спутник+, 2015. С. 26-28.
19. Манакова О. С., Бутримова Н. В., Сидоров А. В. Преимущества проблемного обучения при подготовке бакалавров технического направления. Глобальный научный потенциал. 2019. № 6. С. 106-108.
20. Скалкин В. Л. Основы обучения устной иноязычной речи. М.: Рус. яз., 1981. 248 с.
21. Карпов В. В., Коваленко А. В. Надежность технических систем и техногенный риск. Луганск: Книта, 2020. 148 с.
22. Ветлугина Н. О., Фоминых М. В. Мультимедийные технологии в контексте проблемного моделирования как нового подхода к обучению. Современные проблемы науки и образования. 2021. № 4. https://doi.org/10.17513/spno.31031
23. Ткаченко Ю. Л., Морозов С. Д., Горбенко М. Ю., Литвинов Н. Н. Опыт внедрения проектного метода обучения для формирования профессиональных компетенций бакалавров по направлению 20.03.01 «Техносферная безопасность». Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 5. С. 77-87. https://doi.org/10.24158/spp.2019.5.16
24. Калашникова А. В., Чижакова Г. И. Организация проблемного обучения как условие формирования ценностных мотивов познавательной деятельности будущих бакалавров профессионального обучения. Фундаментальные исследования. 2012. № 3-2. С. 277-280.
25. Карпов В. В. Педагогические особенности формирования культуры безопасности в процессе подготовки бакалавров техносферной безопасности. Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2021. Т. 16. № 1. С. 68-75. https://doi.org/10.21209/2658-7114-2021-16-1-68-75