с 01.01.2018 по настоящее время
Балашиха, г. Москва и Московская область, Россия
Статья содержит анализ особенностей управления силами и средствами в условиях ограниченного времени, оценку состояния уровня автоматизации управления и предложения по его повышению. Повысить уровень автоматизации предлагается за счет разработки и внедрения систем поддержки принятия решений, выполненных в виде информационно-управляющей среды на базе событийного управления. Среда должна реализовывать механизмы управления информационными процессами на основе обработки событий, а также предоставлять развитый инструментарий, обеспечивающий требуемую информативность управления и гарантированный отклик системы.
система поддержки принятия решений, событийное управление, информационно-управляющая среда, информационный процесс, управляющее решение
В течение последних десятилетий наиболее остро потребности в автоматизации процессов управления проявляются в области управления силами и средствами в условиях дефицита времени на принятие решение. Одной из таких областей является противоборство организационно-технических систем. Существенное возрастание динамичности, пространственного размаха и скоротечности изменения условий противоборства систем, наряду с необходимостью интеллектуализации датчиков и расширения объемов передаваемых данных, выдвигают более «жесткие» требования к оперативности обработки информации, своевременности и обоснованности принимаемых управленческих решений, а также постоянному контролю за их выполнением.
В свою очередь, реализация функции управления силами и средствами осуществляется органами управления в соответствии с классическим алгоритмом управления, включающим:
− получение и уяснение задач с параметрами и ограничениями;
− непрерывный сбор, обработка и оценка данных обстановки с определением значений ключевых факторов, влияющих на выполнение задач;
− принятие управленческих решений, определяющих технологию (последовательность и способы) выполнения задач;
− постановку задач в соответствии с принимаемыми решениями с организацией контроля и оценки результатов их выполнения:
− доклады о принимаемых решениях и результатах их выполнения.
В условиях дефицита времени, как правило, осуществляется сокращение цикла управления за счет сокращения времени на выполнение и / или совмещения отдельных функций. Кроме того, сокращенный цикл характеризуется необходимостью принятия множества частных решений непосредственно в ходе выполнения задач объектами управления. Принятие таких решений зачастую осуществляется по изменению отдельных ключевых факторов условий противоборства. Такие решения требуют оперативности, обоснованности, согласованности, контроля и оценки выполнения.
В свою очередь, реализация управляющих функций технологически регламентируется: планами, графиками, таблицами управления, алгоритмами работы функциональных групп и отдельных должностных лиц. Для управления в сокращенном цикле большинство таких документов создается заблаговременно и / или носит типовой (шаблонный) характер. Анализ показывает, что «природа» области управления, отражаемая в содержании регламентных документов, а также в документах обмена с объектами управления, имеет свойство «событийности». При этом, множество событий существует как в явном (контрольный срок, логическое условие выполнения задачи, факт изменения обстановки, факт принятия решения, факт выполнения решения или отдельной задачи), так и в неявном виде (маскируется представлением документа, поступлением запроса и др.).
Однако, обработка событий, в основном, «слабо» автоматизирована и осуществляется должностными лицами. Неявная событийная логика интерпретируется непосредственно этими лицами, оставаясь их субъективной прерогативой. Результаты обработки представляются в форме докладов руководителям, принимающим решения. Следует отметить, что объемы обрабатываемой информации носят разнородный и слабосвязанный характер, что затрудняет как саму обработку, так и восприятие информации, что, в конечном счете, существенно влияет на качество принимаемых решений и осуществление контроля их выполнения.
С учетом вышесказанного, повышение эффективности управления существенно зависит от уровня автоматизации процессов обработки в части выявления сути обрабатываемой информации и ее представления в виде событий, позволяющей реализовать логику, направленную, в том числе, на снижение зависимости оперативности и качества обработки данных от индивидуальных качеств руководителя и исполнителей. При этом, множество событий необходимо рассматривать в качестве информационной основы для реализации функции управления.
Возрастание динамичности изменения условий, пространственного размаха противоборства наряду с лимитом времени приводят к необходимости рассмотрения отдельных факторов обстановки в качестве отдельных проблемных ситуаций, требующих своевременного принятия по ним частных решений с организацией контроля исполнения. Это диктует необходимость создания системы механизмов отслеживания выполнения системы информационных процессов реализации таких проблемных ситуаций – «информационных цепочек» последовательных и / или параллельных событий. В качестве таких событий должны рассматриваться выявление изменения фактора, принятие решения, доведение задачи, результат выполнения и т.д. При таком подходе оперативность и качество управления становятся зависимыми от уровня инструментария обработки ситуаций, а также качества взаимодействия пользователя с автоматизированной системой.
С учетом необходимости реализации режима коллективной обработки информации, еще большую значимость приобретает учет требований:
− качества, оперативности обработки и идентичности представления информации на рабочих местах;
− интеллектуализации выработки и оценки рекомендаций;
− сопровождение внутренних информационных процессов системы в части контроля обработки информации и исполнения решений.
В контексте рассмотренных положений максимально комфортный уровень автоматизации для должностных лиц должен предоставлять некоторую информационно-управляющую среду, реализующую непрерывную обработку потока данных (событий), трансформируя этот поток в плоскость событийного управления с синтезированием информационных процессов по обработке этих событий. Помимо этого, среда должна предоставлять необходимый инструментарий для обеспечения требуемой информативности и интерактивности работы с гарантированным временем отклика системы. Реализацию такой среды может обеспечить система, построенная на основе логики событийного управления и обеспечивающая управление информационными процессами, находящимися в разных «ключевых» точках выполнения. При этом поток событий должен представлять собой «стержень-основу» реализации системы.
Однако, создаваемые системы, в основном, остаются ориентированными на реализацию концепции общесистемных информационно-расчетных задач («обмен», «обработка данных обстановки», «принятие решения» и т.д.) и слабо затрагивают непосредственно область принятия решений и контроля их исполнений, особенно в условиях дефицита времени. Наиболее существенными недостатками являются:
− необходимость интерпретации и связывания должностным лицом результатов решения информационно-расчетных задач;
− недостаточный учет событийности процессов;
− фрагментарная автоматизация элементов выработки, оценки решений;
− отсутствие средств управления информационных процессов;
− низкий уровень оповещения пользователя о состоянии процессов.
Следует особо подчеркнуть, что недостаточный учет событийности процессов и низкий уровень оповещения пользователя о состоянии их выполнения существенно затрудняют решение задачи мониторинга реализации принятых управляющих решений, а недостаточная формализация этой области приводит к существенным ограничениям в части возможности реализации «технологического прикрепления» процедур выработки вариантов решения, их оценки и проверки на согласованность с системой ранее принятых решений. Как следствие, весьма затруднительно одновременно обеспечить поддержку требуемой технологической непрерывности управления (как отдельным информационным процессом, так и их множеством) и требуемую дискретность (интерактивность) участия должностных лиц в управлении (в том числе, в коллективном режиме). Кроме того, изначально нивелируется перспектива развития систем в направлении выстраивания стратегии прогнозирования выполнения решений (в частности, высвобождения ресурсов системы – объектов управления). Таким образом, автоматизированные системы в существующем виде не могут обеспечить реализацию упомянутой выше информационно-управляющей среды.
Вместе с тем, наметившиеся тенденции в ряде работ смещают акцент автоматизации в направлении внедрения в состав автоматизированных систем профильных систем поддержки принятия решений (СППР), задачей которых должна являться непрерывная поддержка должностных лиц в цикле управления в условиях ограничения времени на принятие решений. Именно профильные СППР являются одним из эффективных инструментов в области автоматизации процессов выработки решений, связанных со спектром сильно и слабо структурированных задач [1, 2]. Однако формируемая система требований к таким системам «фактически» остается на уровне эскизных пожеланий. Требования лишь в общем виде характеризуют облик СППР, предопределяя их создание в виде интерактивных систем обработки информации с набором механизмов выработки и оценки вариантов решений, а также контролем их выполнения. При этом, целостная модель «интерактивности» СППР (системные алгоритмы применения и функционирования) с описанием взаимодействия с пользователем и методов выработки и оценки решений практически отсутствуют в силу различных причин организационного, научного и методического плана. Дополнительно создание систем осложняется разобщенностью постановок задач и слабой ориентированностью обязательных к применению ранее реализованных протоколов информационного взаимодействия с объектами управления, особенно в части полноты и оперативности представления информации.
Несмотря на существование проблемных вопросов, создание и внедрение в состав автоматизированных систем профильных СППР действительно может обеспечить требуемый уровень автоматизации управления, в том числе с учетом особенностей, рассмотренных в [3]. Комплексное решение рассмотренных проблемных вопросов видится в разработке научно-методического аппарата построения отдельного класса СППР на основе событийной логики, который позволит определить и обосновать функциональный облик СППР − комплексное представление о назначении, роли и месте СППР, реализуемых функциях и основных системных требованиях, а также разработать основы инфологической модели предметной области, алгоритмы функционирования и типовую архитектуру СППР. Кроме того, наличие подобного аппарата позволит унифицировать базовые основы построения систем данного класса и снять многие вопросы, определяющие порядок их разработки и внедрения в различные сферы деятельности с получением прогнозируемого эффекта от применения.
1. Тиханычев О.В. Системный подход к организации автоматизированной поддержки принятия решений // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/08/69947 (дата обращения: 24.10.2021).
2. Веселов Д.А. Задачи систем поддержки принятия решений и преимущества их использования // Современные научные исследования и инновации. − 2015. −№ 4. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/04/51717 (дата обращения: 24.10.2021).
3. Тиханычев О.В. О некоторых проблемах предметной области принятия решений. − Москва: Программные продукты и системы. - 2016. − № 3. − С. 24-28.