АДАПТАЦИЯ К ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Современные оперативно-служебные задачи, стоящие перед сотрудниками различных подразделений МВД России, обуславливают необходимость модернизации огневой подготовки курсантов образовательных организаций МВД России. В связи с этим возникает необходимость использования эффективных средств и методов обучения в совершенствовании огневой подготовки курсантов образовательных организаций МВД России в период обучения для противодействия правонарушителям в различных условиях служебной деятельности, в том числе экстремальных. В контексте статьи рассмотрены психолого-педагогические технологии адаптации курсантов образовательных организаций МВД России к огневой подготовке. Показано, что адаптация курсантов образовательной организации МВД к огневой подготовке – это активный процесс взаимодействия с профессорско-преподавательским составом и учебно-служебной обстановкой (в тире) в целях освоения обучающимися эффективных моделей поведения и саморегуляции для успешного и правомерного применения огнестрельного оружия в будущей профессиональной деятельности. В статье представлена схема процесса адаптации курсантов образовательных организаций МВД России к огневой подготовке и его результат.

Ключевые слова:
адаптация, профессиональная подготовка, огневая подготовка, образование
Текст

На сегодняшний день целевая направленность высшего образования меняется с подготовки специалистов, являющихся узкими профессионалами, к всесторонней подготовке, выработке высокой культуры, развитию способности активно адаптироваться и действовать в условиях динамично меняющихся условий.

Вместе с тем в настоящее время по причине проводимых правовых и  социокультурных преобразований государства и общества возникает действительная потребность в качественном обучении высококвалифицированных, компетентных и профессионально подготовленных специалистов в различных отраслях экономики, социальной сфере, а также сферы обеспечения общественного порядка и безопасности, в том числе, и для органов внутренних дел. В этой связи научно-педагогическими работниками (профессорско-преподавательский состав, адъюнкты, научные сотрудники и др.) разрабатываются и апробируются научно-методологические технологии с целью совершенствования профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России к выполнению оперативно-служебных задач.

Важность оперативно-служебных задач, которые призваны решать сотрудники различных подразделений МВД России, обуславливает необходимость модернизации огневой подготовки курсантов образовательных организаций МВД России. Пресекая преступные посягательства на жизнь и здоровье граждан (в т.ч. на сотрудников ОВД), иные преступления против общества и государственной власти, сотрудник полиции обязан обладать профессиональными компетенциями по применению огнестрельного оружия. В связи с этим возникает необходимость использования эффективных средств и методов обучения в совершенствовании огневой подготовки курсантов образовательных организаций МВД России в период обучения для противодействия правонарушителям в различных условиях служебной деятельности, в том числе экстремальных.

Огневая подготовка является одним из важнейших компонентов профессионально-личностного развития курсантов образовательных организаций МВД России и профессионального обучения личного состава ОВД в целях приобретения ими профессионально важных качеств, необходимых для выполнения служебных обязанностей в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия.

Следует обратить внимание, что существующая парадигма огневой подготовки курсантов образовательных организаций МВД России как условие повышения уровня профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел окончательно не сформирована.

В целях формирования и повышения уровня профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия, был издан приказ МВД России от 23 ноября 2017 г. № 880 «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации». Основными задачами огневой подготовки данный приказ определяет изучение двух разделов: «теоретического (правовые основы применения оружия и боеприпасов, гарантии личной безопасности вооружённого сотрудника) и практического, предусматривающего: материальную часть и тактико-технические характеристики оружия и боеприпасов; меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами; задержки при стрельбе и способы их устранения; основы баллистики; правила выполнения упражнений стрельб из различных видов оружия; вопросы профилактики случаев гибели и ранений сотрудников, связанных с неумелым обращением с оружием и боеприпасами; правила хранения оружия и боеприпасов, а также ухода за ними; нормативы по огневой подготовке; решение тактических задач применения оружия и боеприпасов при осуществлении оперативно-служебной деятельности» [7].

В контексте настоящего исследования вопросы, связанные с содержанием образования, представляют собой объект тщательного анализа в педагогике высшей школы. Определен состав методологических принципов, согласно которым должна организовываться работа учебно-воспитательного характера. Соответствующие принципы распространяются и на подготовку специалистов для органов внутренних дел в сфере огневой подготовки.

Важным критерием эффективности адаптационного процесса является удовлетворение актуальных потребностей личности. Адаптация зависит от активности личности. Гарантом адаптированности является сам человек. Одна из задач современного образования – сформировать умение адаптироваться к изменениям [1].

Анализ адаптационного процесса курсантов образовательных организаций МВД России позволил Е.А. Жигаловой выявить следующие его особенности, обусловленные спецификой ведомственного образования:

- особые регламентация и ритм жизнедеятельности курсантов в образовательной организации МВД России, необходимость придерживаться установленных правил и распорядка дня;

- ограничения в способах и средствах реализации актуальных для обучающихся потребностей;

- иерархический, часто нормативно детерминированный принцип организации межличностных и внутригрупповых взаимоотношений, соблюдение субординации в общении;

- сочетание учебной и служебной деятельности в форме несения суточных нарядов, ответственность курсанта за устранение пробелов в обучении в результате отвлечения от учебной деятельности при выполнении обязанностей по службе;

- отрыв от привычного социального окружения;

- строгая регламентация учебной и внеучебной деятельности, подготовка к занятиям в строго определенное время;

- изменение привычных социально-бытовых условий: проживание в казарме, питание в столовой, жизнь в соответствии с распорядком [3].

В контексте настоящего исследования интерес представляют психолого-педагогические технологии адаптации курсантов образовательных организаций МВД России к огневой подготовке. Огневая подготовка курсантов образовательных организаций МВД России является одним из основных этапов профессиональной подготовки. Курсанты образовательных организаций МВД России осваивают дисциплину «Огневая подготовка» на протяжении всего периода обучения в вузе, занятия по ней проходят минимум 1 раз в неделю. Профессиональная подготовка сотрудников органов внутренних дел основывается на осмысленном глубоком понимании, знаниях и умениях пользоваться огнестрельным оружием и грамотно его применять в любых условиях оперативно-служебной обстановки в установленном законом порядке.

В соответствии с нормами федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования правомерное применение огнестрельного оружия входит в состав профессиональных компетенций выпускников образовательных организаций МВД России, находящихся на службе в полиции[9].

Указанные правовые основания позволяют рассматривать адаптацию к огневой подготовке как одно из средств повышения эффективности оперативно-служебной деятельности.

В начале освоения знаний по огневой подготовке (в первую очередь, в рамках начальной профессиональной подготовки при поступлении в вуз МВД России), многие курсанты впервые берут в руки оружие и испытывают  тревожность и стресс. Думается, это зависит от высокой напряжённости и интенсивности учебного процесса по огневой подготовке, от психофизических перегрузок, от конкретных фрустрирующих факторов.  В результате проведенного эксперимента при стрельбе из огнестрельного оружия было выявлено, что курсанты образовательных организаций МВД России в период адаптации к огневой подготовке испытывали следующие сложности: волнение при выполнении упражнений на огневом рубеже и поручений руководителя стрельб; страх при обращении с оружием, как на тренировочной площадке, так и на стрельбище; психологические защитные рефлексы при выстреле, сопровождающиеся звуком выстрела и отдачей оружия, выражающиеся в компенсации отдачи оружия и снижении точности стрельбы.

Учитывая вышеизложенное, актуальной в настоящее время видится проблема разработки, апробирования и внедрения в учебную деятельность программы педагогического сопровождения процесса адаптации курсантов образовательных организаций МВД России к огневой подготовке.

Проблема адаптации личности является междисциплинарной, поскольку она анализируется в русле педагогического, физиологического, биологического, философского и психологического знания. Научные труды ученых характеризуются существенными противоречиями относительно термина «адаптация», алгоритмов, способов и технологий оптимизации этого процесса. В частности, Е.К. Завьялова, В.И. Медведев не выделяют в процессе адаптации какие-либо уровни, обосновывая искусственность данного процесса[4; 6]. Ю.С. Васильева, А.Г. Маклаков, А.А. Реан, А.А. Сидорова и др. [1; 2; 5;8] разделяют процесс адаптации на разновидности (биологическая, социальная, психологическая, педагогическая и проч.), функционирующие в единстве и дополняющие друг друга.

   

Однако, несмотря на имеющиеся научно-практические разработки и накопленные знания и опыт проблема адаптации курсантов образовательных организаций МВД России к огневой подготовке  остается дискуссионной и не до конца проработанной.

Специфические условия обучения  в образовательных организациях МВД России осложняют течение адаптации курсантов и затрудняют реализацию ими различных адаптивных стратегий. Практически с первых дней обучения курсанты решают не только учебные, но и служебные задачи. Особенности ведомственного образования в системе МВД России предъявляют особые требования к личности курсантов, их способности оперативно адаптироваться к значительным физическим и психологическим нагрузкам.

Стрельба из огнестрельного оружия представляет собой стрессовую ситуацию для курсанта, попадание в которую вызывает у него нарушение нормального течения психических процессов и дезорганизацию двигательных функций, что отрицательно влияет на результаты стрелковой подготовки. Стрельба из пистолета представляет собой сложное двигательное действие, овладение которым предъявляет высокие требования к психическим свойствам и физическим возможностям курсантов.

Адаптации курсантов образовательных организаций МВД к огневой подготовке отягощается спецификой реальной обстановкой применения оружия в практике служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Так, А.В. Хрущев в числе таких особенностей указывает: ограниченное время стрельбы, без тщательного прицеливания в ситуации на опережение; ограниченная видимость стрельбы; действие отвлекающих факторов психологической и физической природы, в том числе передвижения при производстве выстрела; сверхкороткие и короткие дистанции стрельбы [10].

При освоении учебной дисциплины «Огневая подготовка»  у курсантов образовательных организаций МВД России протекают такие познавательные процессы, как мнемические процессы: память (сохранение, запоминание, забывание, воспроизведение), перцептивные процессы: восприятие, ощущения, внимание, интеллектуальные процессы: воображение, мышление, речь. Эти процессы создают условия повышения эффективности учебно-служебной и оперативно-служебной деятельности курсантов образовательных организаций МВД России. Процесс формирования навыков владения и использования огнестрельного оружия позволяет развить следующие компоненты психолого-педагогической структуры личности: восприятие оперативно-служебной ситуации, обуславливающей применение огнестрельного оружия; прогностическое мышление; навык моделировать ситуацию; умение саморегулировать свое психическое состояние и др.

При выборе психолого-педагогических технологий, направленных на адаптацию курсантов образовательных организаций МВД России к огневой подготовке необходимо учитывать следующие требования: способность комплекса педагогических условий к обеспечению целостности, системности и последовательности профессиональной подготовки; соответствие содержанию педагогической модели эффективной адаптации курсантов образовательных организаций МВД России к огневой подготовке; отбор педагогических средств обладающих потенциалом повышения эффективности адаптации курсантов образовательных организаций МВД России к огневой подготовке; учет общих и специальных дидактических принципов теории и методики профессионального образования в контексте специфики компетентностного подхода применяемого в высшей школе.

Таким образом, адаптация курсантов образовательной организации МВД к огневой подготовке – это активный процесс взаимодействия с профессорско-преподавательским составом и учебно-служебной обстановкой (в тире) в целях освоения обучающимися эффективных моделей поведения и саморегуляции для успешного и правомерного применения огнестрельного оружия в будущей профессиональной деятельности.

На занятиях по огневой подготовке многократные повторения одинаковых действий с огнестрельным оружием приводит к их закреплению в двигательной памяти курсанта, при возникновении определенного раздражителя память заставляет его автоматически осуществлять двигательное действие. В этой связи подготовка будущего полицейского к применению оружия оптимально должна осуществляться в многократно воспроизводимых ситуациях оперативной стрельбы.

 

Схема процесса адаптации курсантов образовательных организаций МВД России к огневой подготовке и его результат представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Схема процесса адаптации курсантов образовательных организаций МВД России к огневой подготовке

 

При этом условия занятий по огневой подготовке значительно отличаются от реальных ситуаций применения оружия. Так, если на тренировках стрельба осуществляется на расстоянии не менее 10 м., то в профессиональной практике большинство случаев применения оружия для самозащиты приходится на применение оружия на коротких дистанциях (менее 5 м.) и даже в упор.

В заключение необходимо отметить, что психофизиологическое напряжение, возникающее у курсантов на начальном этапе освоения огневой подготовки, оказывает на результаты стрельбы значительное влияние, препятствует освоению способности к правомерному и эффективному обращению с огнестрельным оружием. Переживаемое в течение определенного времени курсантами негативное состояние, связанное с началом практических занятий по огневой подготовке, постепенно ассоциативно закрепляется, заранее проецируется на вновь возникающие ситуации обращения с оружием, имея очевидный негативный отложенный эффект, в том числе и при исполнении в будущем профессиональных обязанностей. Поэтому адаптация к огневой подготовке крайне важна для успешной профессиональной деятельности будущего сотрудника органов внутренних дел.

Список литературы

1. Васильева Ю. С. Роль навыков самооценки в процессе адаптации выпускника школы к обучению в вузе // Молодой ученый. 2008. № 1 (1). С. 225-229.

2. Ерофеева М.А. Критерии и показатели формирования коммуникативно-педагогической компетентности сотрудников уголовно-исполнительной системы /Ерофеева М.А., Лебедев М.В.// Вестник РАЕН. 2016. Т. 16. № 4. С. 113-118.

3. Жигалова Е.А. Адаптация курсантов к служебной и учебной деятельности высших учебных заведений МВД России // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2014. №4. С. 76-85.

4. Завьялова Е.К. Психологические механизмы социальной адаптации человека // Вестник Балтийской педагогической академии. 2001. № 40 (4). С. 55-60.

5. Маклаков А.Г., Сидорова А.А. Формирование адаптационного потенциала личности и его развитие в процессе обучения в вузе // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2011. № 4. С. 41-51.

6. Медведев В.И. Адаптация человека. СПб.: Ин-т психологии: Ин-т мозга человека, 2003. 551 с.

7. Приказ МВД России от 23.11.2017 № 880 (ред. от 25.01.2021) «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 28.02.2018.

8. Психология адаптации личности / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов; Регион. лечеб.-диагност. мед. центр «Бехтерев», Благотвор. некоммер. фонд «Здоровое будущее». СПб. : Мед. пресса, 2002. 344 с.

9. Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. - 2011. 7 декабря. - № 275.

10. Хрущев А.В. Основы совершенствования огневой подготовки сотрудников ОВД // Аллея науки. 2018. Т 4. № 6. С. 216-219.

Рецензии
1. Адаптация к огневой подготовке курсантов образовательных организаций МВД России как условие повышения уровня профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Авторы: Горач Николай Николаевич


Войти или Создать
* Забыли пароль?