ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООТНОШЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье с привлечением эмпирического материала рассматривается проблема волевой регуляции и волевых качеств научно-педагогических работников (преподавателей вуза) в контексте изучения их отношения к себе как профессионалу. Раскрываются вопросы о том, взаимосвязаны ли параметры профессионального самоотношения научно-педагогических работников с их волевыми качествами, а также какие виды отношения к себе как профессионалу выражены у преподавателей с разным уровнем волевых качеств. Было обследовано 150 научно-педагогических работников Югорского государственного университета (г. Ханты-Мансийск) и Курганского государственного университета (г. Курган), в возрасте от 34 до 49 лет имеющих ученую степень не ниже кандидата наук и научно-педагогический стаж от 10 до 20 лет. В исследовании использовали методику «Отношение к себе как профессионалу» и опросник «Волевые качества личности». В результате исследования установлено, что показатель величины активности самоотношения, включающей уровень притязаний и установку на профессиональное саморазвитие наиболее значимо коррелирует с такими волевыми качествами как инициативность, решительность, самостоятельность. Тогда как показатель величины позитивности самоотношения, составляющими которого являются принятие и представление о себе как профессионале взаимосвязан с настойчивостью и энергичностью. Показано, что у преподавателей с высоким уровнем выраженности волевых качеств преобладает конструктивное отношение к себе как профессионалу (активное, позитивное и активно-позитивное его виды). Тогда как преподавателям с умеренно выраженными волевыми качествами присуще неустойчивое (критическое) отношение к себе как профессионалу. Полученные данные правомерно использовать для формирования конструктивного отношения к себе как профессионалу, посредством развития релевантных волевых качеств в контексте индивидуального трека карьерного развития. Это позволит минимизировать кадровые риски, а также стать условием профилактики личностно-профессиональных деструкций и деформаций преподавателей вуза.

Ключевые слова:
научно-педагогический работник; профессионал; отношение к себе; волевые качества; настойчивость; энергичность
Текст

Волевые качества, их сформированность и проявление являются важным аспектом эффективной регуляции деятельности и активности, успешного разрешения трудностей, возникающих в трудовой и повседневной жизни. Особое значение это приобретает для преподавателей вузов, профессиональная деятельность которых, предполагает работу в ситуациях неопределенности, и соответственно, задействование эмоционально-волевых ресурсов. Помимо этого, волевые качества личности научно-педагогических работников в сочетании с конструктивным отношением к себе как профессионалу позитивно сказываются как на эффективности деятельности, так и на их профессионально-психологическом благополучии. В этом контексте актуальными для психологии труда и педагогической психологии, являются знания о том, какие волевые качества присущи преподавателям вуза, а какие из них нуждаются в дополнительном развитии, какие волевые качества взаимосвязаны с показателями профессионального самоотношения и его видами. Использование этих знаний, необходимо использовать для определения индивидуального трека карьерного развития, что позволит минимизировать кадровые риски, а также стать одним из условий профилактики личностно-профессиональных деструкций и деформаций научно-педагогических работников.   

В общетеоретическом плане, при изучении заявленной проблемы, обращают на себя внимание следующие исследования. Так, В.А. Иванниковым, рассмотрены психологические механизмы волевой регуляции [9], Ю.Т. Глазуновым, К.Р. Сидоровым, раскрыты основания выделения волевых качеств [6], М.В. Чумаковым, описана структура эмоционально-волевой регуляции и разработан инструмент оценки волевых качеств личности [18], А.Р. Батыршиной проведен анализ и описание подходов к формированию и воспитанию волевых качеств в педагогике и психологии [3] и др. 

Обзор исследований проблемы волевых особенностей личности и роли волевых качеств в жизни и деятельности человека наиболее полно представлен в психологии и педагогике спорта, возрастной и педагогической психологии, а также психологии труда.

В психологии и педагогике спорта Ж.Г. Гараниной, Д.А. Чернусь рассмотрены особенности эмоционально-волевых качеств спортсменов [5], С.А. Носовым описана методика воспитания волевых качеств у занимающихся борьбой самбо [11], И.А. Верченко, Т.В. Жулиной, А.В. Огребчук изучались особенности волевых качеств на уроках физической культуры [4] и др. Применительно к психологии труда Н.В. Аникеевой описано значение волевых качеств личности в профессиональном становлении, в том числе и сотрудников органов внутренних дел [2]. М.Д. Ходжаевой изучено формирование волевых свойств и деловых качеств личности [17], С.Л. Яковлевой рассмотрен вопрос о нравственных и волевых качествах сотрудников уголовно-исполнительной системы [19], Д.А. Платоновым, В.Л. Дементьевым проанализированы специализированные волевые качества сотрудников органов внутренних дел [12], И.В. Гусевой изучены особенности волевых качеств в процессе выбора профессии студентами вуза [7], В.К. Стручковым, Е.Е. Саламиным описано формирование профессионально-важных волевых качеств студентов вуза [15] и др.

Обращает на себя внимание, что рассмотрение волевой регуляции и волевых качеств научно-педагогических работников (преподавателей вуза) в контексте изучения их отношения к себе как профессионалу является малоизученным и нуждается в дополнительных эмпирических исследованиях. Наиболее значимыми являются вопросы о том, взаимосвязаны ли параметры профессионального самоотношения научно-педагогических работников с их волевыми качествами, а также какие виды отношения к себе как профессионалу выражены у преподавателей с разным уровнем волевых качеств.

В нашем исследовании под отношением к себе как профессионалу, пониманием процесс и результат активности, инициированной субъектом в отношении себя, в соответствии со своими выраженными и латентными психологическими и профессионально-психологическими особенностями. Как процесс, самоотношение предполагает познание себя, самооценку, саморегуляцию и осознание себя. Как результат, отношение к себе выражается в представлении и принятии себя как профессионала, а также в том или ином виде профессионального самоотношения. Ведущими характеристиками отношения к себе как профессионалу (измерениями, выступающими одновременно и основаниями для классификации его видов) являются активность и позитивность. Величина активности личности ‒ это сила стремлений к достижению профессиональных целей, к изменению ситуации в желаемую для себя сторону [10], предполагающее сочетание уровня притязаний и установки на профессиональное саморазвитие. Величина позитивности личности ‒ это принятие и представление о себе как профессионале, сочетание которых говорит о положительном отношении к себе, необходимом для осуществления желаемого профессионального карьерного развития [8].       

Материалы и методы

Исследование выполнено в корреляционном и сравнительном дизайне, на основе теоретических положений к изучению профессионального самоотношения представленных в работах В.А. Ананьева [1], В.В. Столина [14], В.А. Толочека [16], Ю.П. Поверёнкова [13], Л.В. Куликова [10], С.В. Духновского [8]. 

Было обследовано 150 научно-педагогических работников Югорского государственного университета (г. Ханты-Мансийск) и Курганского государственного университета (г. Курган), в возрасте от 34 до 49 лет имеющих ученую степень не ниже кандидата наук и научно-педагогический стаж от 10 до 20 лет. Мы предполагали, что показатели отношения к себе как профессионалу, в том числе и виды самоотношения, у научно-педагогических работников будут различными в зависимости от выраженности волевых качеств их личности, а также наличие взаимосвязей между ними.  

В обследовании использовали методики:

            ● опросник «Отношение к себе как профессионалу» (ОСП), для оценки выраженности содержательных характеристик профессионального самоотношения (уровня притязаний, представления и принятия себя как профессионала, а также установки на профессиональное саморазвитие и должностное развитие). По мимо этого, методика позволяет выявить субъектов с разными видами отношения к себе как профессионалу, на основании соотношения интегральных показателей – величины активности и позитивности личности [8]. 

● опросник «Волевые качества личности» (ВКЛ), «направленный на общую оценку степени развитости эмоционально-волевой регуляции, обеспечивающей поведение, связанное с преодолением трудностей и препятствий на пути достижения поставленной цели за счет совместной и скоординированной работы волевых и эмоциональных регуляторных процессов» [18, с.81].

Для анализа данных применялись методы математической статистики: первичные описательные статистики, критерий сравнения, корреляционный анализ. Перед проведением сравнительного анализа для каждой переменной был рассчитан статистический критерий нормальности Колмогорова-Смирнова. Уровень значимости p по всем переменным выше 0,05. Это позволило сделать вывод о нормальном распределении и определить в качестве метода параметрический критерий сравнения для независимых выборок t-Стьюдента. С целью выявления взаимосвязи между переменными был использован коэффициент корреляции r-Пирсона. Обработка результатов проводилась при помощи программного пакета «Statistica 13.0»

Результаты исследования

            Для выявления зависимостей особенностей отношения к себе как профессионалу с параметрами эмоционально-волевой регуляции, нами было проведено корреляционное исследование. По его результатам, представленным в таблице 1, установлены значимые взаимозависимости показателей по шкалам опросника «Отношение к себе как профессионалу» (ОСП) с показателями по шкалам методики «Волевые качества личности» (ВКЛ). При этом исходили из предположения о том, что волевые качества личности и уровень их развития взаимосвязан с отношением к себе как профессионалу и его параметрам.

Таблица 1

Матрица интеркорреляций показателей по шкалам опросника «Отношение к себе как профессионалу» (ОСП) с показателями по шкалам методики «Волевые качества личности» (ВКЛ).

 

Шкалы методики «ВКЛ»

Шкалы методики «ОСП»

Уп

Ср

АКТ

Пр

Прин

ПОЗ

Др

Ответственность

0,23

0,27

0,25

0,15

0,14

0,16

0,13

Инициативность

0,46*

0,42*

0,48*

0,33

0,32

0,36

0,15

Решительность

0,48*

0,41*

0,48*

0,35

0,29

0,34

0,11

Самостоятельность

0,47*

0,13

0,44*

0,32

0,12

0,10

0,10

Выдержка

0,19

0,10

0,13

0,10

0,11

0,13

0,11

Настойчивость

0,44*

0,22

0,40

0,47*

0,43*

0,46*

0,35

Энергичность

0,49*

0,22

0,39

0,41*

0,45*

0,47*

0,13

Внимательность

0,44*

0,24

0,38

0,33

0,33

0,31

0,25

Целеустремленность

0,50*

0,52*

0,57*

0,44*

0,45*

0,49*

0,43*

Итоговый показатель волевых качеств

0,62*

0,45*

0,61*

0,55*

0,49*

0,57*

0,36

 Примечание: Уп – уровень притязаний, Ср – установка на профессиональное саморазвитие, АКТ – величина активности самоотношения, Пр – представление о себе как профессионале, Прин – принятие себя как профессионала, ПОЗ – величина позитивности самоотношения, Др – установка на должностное развитие; * – коэффициенты корреляции на уровне р≤0,01

 

            Данные, представленные в таблице 1, показывают наличие значимых корреляционных связей между шкалами (их показателями) опросника «ОСП» и «ВКЛ». Установлено, что показатель величины активности самоотношения, включающей уровень притязаний и установку на профессиональное саморазвитие (методика «ОСП») наиболее значимо коррелирует с такими показателями как инициативность, решительность, самостоятельность (по методике «ВКЛ»). Коэффициенты корреляции находятся в диапазоне от 0,46 до 0,48 при р≤0, 01.

Соответственно, достижению более высоких профессиональных целей, характеризующихся трудностью, значимостью и престижностью, а также более высоких и профессиональных стандартов, стремлению к повышению профессиональной компетентности используя саморазвитие своих личностных и профессионально-психологических качеств будет способствовать выраженная инициативность, решительность, самостоятельность. И наоборот, снижение выраженности данных качеств способствует пассивному самоотношению – ригидности в профессиональной деятельности, нежелании самостоятельно развивать свои личностно-профессиональные качества, повышать свою профессиональную компетентность (даже когда этого требуют обстоятельства), стремиться и достигать более высоких профессионально-значимых целей. 

Выявлено что показатель величины позитивности самоотношения, составляющими которого являются принятие и представление о себе как профессионале взаимосвязан с волевыми качествами личности – настойчивостью и энергичностью (коэффициенты корреляции находятся в диапазоне от 0,41 до 0,47 при р≤0,01).

Таким образом, развитие энергичности (активности, оптимистичности, жизнерадостности) в сочетании с настойчивостью в достижении личностных и профессионально-значимых целей сочетается с переживанием позитивных чувств относительно себя, своего профессионального и карьерного выбора, своих личностных и профессионально-психологических качеств, осознанием и восприятием себя как профессионала, обладающего высокой квалификацией, способного успешно разрешать сложные, нетривиальные профессиональные задачи. Тогда как снижение данных показателей, отражающих особенности эмоционально-волевой сферы личности сопровождается более негативным профессиональным самоотношением – астеническими и меланхолическими чувствами относительно себя, своего профессионального и карьерного выбора, своих личностных и профессионально-психологических качеств, отсутствием понимания (или недостаточно сформированным) и представления о своих личностных и профессионально-психологических качествах (способностей и ресурсах), необходимых для профессиональной деятельности. 

Установлено также статусные устремления человека, ориентация на более высокий уровень должностной позиции и стремление к этому, предполагающее стремление реализовать себя как профессионала на карьерных должностях, обладающих высоким статусом и престижем (показатель установка на должностное развитие по методике «ОСП») взаимосвязано с таким показателями эмоционально волевой сферы как настойчивость и целеустремленность (по методике «ВКЛ»). Коэффициенты корреляции находятся в диапазоне от 0,35 до 0,43 при р≤0,01.

Отметим, что показатель целеустремленность по методике «ВКЛ» значимо коррелирует со всеми показателями по шкалам методике «ОСП» (коэффициенты корреляции находятся в диапазоне от 0,43 до 0,57 при р≤0,01). Соответственно способность к преодолению сопротивления внешней среды при выполнении профессиональной деятельности в сочетании с желанием добиваться поставленной цели и способностью доводить до конца начатые дела свойственная субъектам с активно-позитивным отношением к себе как профессионалу.

Далее нами установлены особенности профессионального самоотношения по методике «Отношение к себе как профессионалу» (ОСП) у обследованных с разной выраженностью итогового балла опросника «Волевые качества личности» (ВКЛ). Так, на основании данного показателя обследованные были разделены на две группы:

Первая – субъекты с высоким уровнем выраженности волевых качеств. Показатель итогового балла по методике «ВКЛ» [18] находится в диапазоне от 181 до 193 баллов, что в переводе «сырых» значений в «стандартные» – равно 9 стэнам. Данная группа представлена 103 субъектами обследованной выборки.

Вторая – субъекты с умеренной выраженностью волевых качеств. Показатель итогового балла по методике «ВКЛ» [18] находится в диапазоне от 138 до 147 баллов, что в переводе «сырых» значений в «стандартные» – равно 6 стэнам. Данная группа представлена 47 научно-педагогическими работниками.

Результаты выраженности показателей профессионального самоотношения (по методике «ОСП») у обследованных с высоким и низким уровнем выраженности итогового балла по методике «Волевые качества личности» (ВКЛ), представлены в таблице 2.

Таблица 2

Особенности профессионального самоотношения у обследованных с разным уровнем выраженности волевых качеств личности

 

Шкалы методики «Отношение к себе как профессионалу»

Уровень волевых качеств личности

Высокий

Средний

Уровень притязаний

57,3±5,5*

45,3±4,7

Установка на профессиональное саморазвитие

61,0±5,9*

48,0±4,2

Активность

117,7±10,4*

93,2±9,0

Представление о себе как профессионале

56,4±5,9*

45,7±6,1

Принятие себя как профессионала

55,9±5,4*

46,2±6,3

Позитивность

110,9±11,1*

91,1±10,7

Примечание: * – различия достоверно выше на уровне р≤0,05

 

Данные в таблице 2, показывают, что с увеличением итогового показателя выраженности волевых качеств личности (от среднего к высокому) наблюдается изменение показателей по шкалам методики «Отношение к себе как профессионалу» в сторону их увеличения. В группе преподавателей с высоким уровнем итогового показателя волевых качеств личности, данные показатели достоверно выше, чем в группе с умеренным уровнем волевых качеств (значения t-критерия Стьюдента находятся в диапазоне от 1,89 до 1,95). Это свидетельствует о том, что чем более сформированы и выражены волевые качества и у преподавателей вуза, тем благоприятнее (конструктивнее) у них отношение к себе как профессионалу, для которого характерны повышенный уровень притязаний, выраженная установка на профессиональное саморазвитие, сопровождаемое принятием и позитивным отношением к себе как профессионалу.

На основании данных таблицы 2, нами выявлены виды отношения к себе как профессионалу субъектов, имеющих высокий и средний уровень итогового показателя волевых качеств личности. В нашем подходе [8], основаниями классификации выступают две характеристики – активность и позитивность, соотношение которых и служит для выделения отдельных видов отношения к себе как профессионалу. Так, величина активности (пассивности) личности ‒ сила стремлений к достижению профессиональных целей, к изменению ситуации в желаемую для себя сторону [10], определяется выраженностью уровня притязаний и установкой на профессиональное саморазвитие. Величина позитивности (негативности) личности выражается в степени представления и принятия себя как профессионала, как факторов (условий) для профессионального, в том числе и карьерного развития и реализации желаемых для себя целей в профессиональной жизни.

Таким образом, у научно-педагогических работников с высоким уровнем волевых качеств личности доминирующими видами отношения к себе как профессионалу являются активное (наблюдается у 35,1% обследованных), позитивное (выражено у 33,0 % преподавателей) и активно-позитивное (имеет место у 31,9 % научно-педагогических работников). Тогда как преподавателям с умеренным уровнем выраженности волевых качеств личности присуще неустойчивое профессиональное самоотношение. 

Так, у преподавателей с активным отношением к себе как профессионалу (величина активности выражена на повышенном уровне, а позитивности – на среднем) присущи такие волевые качества как инициативность, решительность и самостоятельность (показатели по данным шкалам методики «ВКЛ» находятся на высоком уровне – от 8 до 9 стэнов). Данные качества способствуют повышенному уровню притязаний и установки на профессиональное саморазвитие, несмотря на некоторую неудовлетворённость собой как профессионалом.

У обследованных с позитивным профессиональным самоотношением (величина позитивности выражена на высоком уровне, а активности – на среднем) доминирующими волевыми качествами являются настойчивость и энергичность (показатели по данным шкалам методики «ВКЛ» находятся на высоком уровне – в диапазоне стэнов). Полагаем что данные качества способствуют поддержанию позитивного представления и принятия себя как профессионала, несмотря на умеренный уровень притязаний и установку на профессиональное саморазвитие. 

У субъектов с активно-позитивным отношением к себе как профессионалу (величина активности и позитивности выражены на повышенном уровне – в диапазоне от 7 до 8 стэнов), ведущими волевыми качествами являются инициативность, решительность, самостоятельность, настойчивость, энергичность и целеустремленность (показатели по данным шкалам методики «ВКЛ» находятся в диапазоне 8 стэнов). Субъектов с таким видом профессионального самоотношения отличает наличие представлений о жизненных целей, сочетаемое со стремлением их достигать, активность и самостоятельность в принятии решений, выраженный лидерский потенциал, старательность в выполнении своих обязанностей.

У обследованных с неустойчивым отношением к себе как профессионалу (показатели величины активности и позитивности по методике «ОСП» выражены на среднем уровне – в диапазоне 5-6 стэнов). Данную категория обследованных отличается снижение инициативности, решительности, самостоятельности, настойчивости, энергичности и целеустремленности (показатели по шкалам опросника «Волевые качества личности» (ВКЛ), также находятся на среднем уровне). Субъектам присущи снижение самостоятельности и инициативы в сочетании с недостаточной уверенностью в выборе жизненных целей, и, соответственно, активности для их достижения. Это отражается на их профессиональном самоотношении, индикаторами которого является умеренный уровень притязаний и установка на профессиональное саморазвитие, недостаточно развитое представление о себе как профессионале, некоторая неудовлетворённость собой как профессионалом, своей карьерой.

На основании проведенных исследований считаем, что развитие волевых качеств будет способствовать формированию конструктивного отношения к себе как профессионалу индикатором которого будут являться повышенный уровень притязаний и установка на профессиональное саморазвитие, сочетающиеся с принятием и сформированным представлением о себе как профессионале, сочетание которых выражается в активном, позитивном и активно-позитивном его видах. В тоже время снижение выраженности волевых качеств субъекта, ведущее значение среди которых имеют инициативность, решительность, самостоятельность, настойчивость, энергичность и целеустремленность, приводит к деструктивному изменению отношения к себе как профессионалу.   

Таким образом, в результате исследований нашло своё эмпирическое подтверждение предположение о взаимосвязи показателей волевых качеств с параметрами профессионального самоотношения, а также том, что виды отношения к себе как профессионалу будут различаться в зависимости от доминирующих волевых качеств субъектов. 

Выводы

1. Установлено, что показатель величины активности самоотношения, включающей уровень притязаний и установку на профессиональное саморазвитие наиболее значимо коррелирует с такими волевыми качествами как инициативность, решительность, самостоятельность. Тогда как показатель величины позитивности самоотношения, составляющими которого являются принятие и представление о себе как профессионале взаимосвязан с настойчивостью и энергичностью. Показано, что у научно-педагогических работников с высоким уровнем выраженности волевых качеств личности преобладает конструктивное отношение к себе как профессионалу (активное, позитивное и активно-позитивное его виды).

2. У преподавателей с активным отношением к себе как профессионалу выражены такие волевые качества как инициативность, решительность и самостоятельность. Данные качества способствуют повышенному уровню притязаний и установки на профессиональное саморазвитие, несмотря на некоторую неудовлетворённость собой как профессионалом.

3. Научно-педагогическим работникам с позитивным профессиональным самоотношением свойственны настойчивость и энергичность. Данные качества способствуют поддержанию позитивного представления и принятия себя как профессионала, несмотря на умеренный уровень притязаний и установку на профессиональное саморазвитие.

4. У преподавателей с активно-позитивным отношением к себе как профессионалу, ведущими волевыми качествами являются инициативность, решительность, самостоятельность, настойчивость, энергичность и целеустремленность. Субъектов с таким видом профессионального самоотношения отличает наличие представлений о жизненных целей, сочетаемое со стремлением их достигать, активность и самостоятельность в принятии решений, выраженный лидерский потенциал, старательность в выполнении своих обязанностей.

5. Научно-педагогическим работникам с умеренно выраженными волевыми качествами присуще неустойчивое (критическое) отношение к себе как профессионалу. Субъектам присущи снижение самостоятельности и инициативы в сочетании с недостаточной уверенностью в выборе жизненных целей, и, соответственно, активности для их достижения. Их профессиональное самоотношение отличается умеренным уровнем притязаний и установкой на профессиональное саморазвитие, недостаточно развитым представлением о себе как профессионале, некоторой неудовлетворённостью собой как профессионалом, своей карьерой.

В завершение отметим, что полученные эмпирические данные правомерно использовать для формирования конструктивного отношения к себе как профессионалу, посредством развития релевантных волевых качеств личности в контексте индивидуального трека карьерного развития. Это позволит минимизировать кадровые риски, а также стать одним из условий профилактики личностно-профессиональных деструкций и деформаций научно-педагогических работников.

Список литературы

1. Ананьев В.А. Введение в потрясающую психотерапию // Журнал практического психолога. 1999. №7-8. С. 15-31.

2. Аникеева Н.В. Значение волевых качеств личности в профессиональном становлении // Вестник Московского университета МВД России. 2013. №5. С. 242-245

3. Батыршина А.Р. Подходы к формированию и воспитанию волевых качеств в отечественной педагогике и психологии // Омский научный вестник. 2015. №1(135). С.100-102

4. Верченко И.А., Жулина Т.В., Огребчук А.В. Психологические особенности волевых качеств подростков на уроке физической культуры // Russian Journal of Education and Psychology. 2019. Vol. 10, no 4. С.17-24

5. Гаранина Ж.Г., Чернусь Д.А. Особенности эмоционально-волевых качеств спортсменов // Огарёв-Online. 2018. №16 (21).

6. Глазунов Ю.Т., Сидоров К.Р. О волевых качествах человека и основаниях их выделения // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия, Психология. 2016. Т.26. вып. 2. С.64-72

7. Гусева И.В. Особенность волевых качеств в процессе выбора профессии студентами вуза // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. №8.

8. Духновский С.В. Психодиагностика: учебник и практикум для вузов. М: Издательство Юрайт, 2021. 353 с.

9. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: МГУ, 1991

10. Куликов Л.В. Психология настроения. Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петербургского университета, 1997. 234 с.

11. Носов С.А. Методика воспитания волевых качеств у самбистов // Наука-2020: Совершенствование системы физического воспитания и спортивной подготовки. 2020. №5 (21). С.17-19

12. Платонов Д.А., Дементьев В.Л. Специализированные волевые качества сотрудников органов внутренних дел // Вестник Московского университета МВД России. 2020. №8. С.237-242

13. Поверёнков Ю.П. Уточнённая характеристика типов и видов деятельности профессионала // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2018. Т. 3. № 2. С. 4-26.

14. Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. 284 с.

15. Стручков В.К., Саламин Е.Е. Потребность в формировании профессионально-важных волевых качеств студентов вуза // МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. 2018. №1(68). С.28-29

16. Толочек В.А. Профессиональная карьера как социально-психологический феномен. Москва: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. 262 с.

17. Ходжаева М.Д. Формирование волевых свойств и деловых качеств личности // Вестник ТГУПБП. 2011. №2(46). С.107-111

18. Чумаков М.В. Диагностика эмоционально-волевой регуляции деятельности: учебное пособие. Курган. Изд-во Курганского гос. ун-та, 2008. 100 с.

19. Яковлева С.Л. К вопросу о нравственных и волевых качествах сотрудников уголовно-исполнительной системы // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. №48. С.19-23

Рецензии
1. Профессиональное самоотношение преподавателей вуза с разным уровнем волевых качеств личности Авторы: Ходякова Наталия Владимировна


Войти или Создать
* Забыли пароль?