КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ: ПАРАДОКСЫ, ОШИБКИ, КОНЦЕПЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Образование является индивидуальным частным благом, обладающим положительными внешними эффектами. Парадоксом является определение образования как общественного блага. Потребителем блага — образования является домохозяйство, член которого получает образование. Утверждения о том, что потребителем этого блага являются работодатели, государство ошибочны. Эти парадоксы и ошибки порождают неадекватность политики в области образования. Качество — это ценность образования для конкретного потребителя, общественная ценность образования измеряется его ценой на конкурентном рынке. Парадоксальна сложившаяся ситуация, когда категория «качество образования» не имеет общепринятого определения. Образование наделяет потребителя человеческим капиталом, который является ценностью для него. Этот человеческий капитал обеспечивает дополнительный доход в виде повышенной заработной платы. Повышение заработной платы может служить простой оценкой качества образования. Такая оценка качества образования используется бизнес-школами ведущих университетов. Парадоксом является множество утверждений о влиянии тех, или иных факторов на качество образования. Все эти утверждения являются лишь неподтвержденными гипотезами, многие из них, скорее всего, ошибочны. Управления качеством образования основывается на неподтвержденных, зачастую ошибочных гипотезах. Конкурентоспособное управление качеством услуг определяет, что в образовании необходим отказ от принципов командно-контрольного стиля управления, переход к принципу, основанному на том, что центр должен координировать отношения, как можно меньше контролировать и как можно больше создавать контекст, который будет способствовать координации деятельности. Необходимо ориентировать системы на потребителя и педагогический персонал, добиваясь его удовлетворенности.

Ключевые слова:
частное благо, ценность, человеческий капитал, неадекватность политики.
Текст

Качество образования постоянно привлекает внимание экономистов [1–6]. Однако категории «качество» и «качество образования» пока остаются неопределенными, подходы к оценке качества — недостаточно обоснованными, меры, направленные на повышение качества образования, нередко неадекватны [7–9]. Необходимо привлечь внимание экономистов, специалистов в области управления к определению категории «качество образования», подходов к его оценке, к проблеме определения адекватных мер, направленных на повышение качества образования, к парадоксам и ошибкам в этой области. Для этого достаточно использовать подходы, составляющие фундаментальные основы методологии экономической науки и современного менеджмента, нашедшие отражение в известных учебниках [7–14].

Что такое образование?

Экономика, как известно, представляет собой науку о том, как человек и общество управляют имеющимися в их распоряжении ограниченными ресурсами, стремясь наилучшим образом удовлетворить свои потребности [9–11]. Все, что удовлетворяет потребности человека, экономисты называют благами [9, 11]. В зависимости от материальности и длительности пользования все блага подразделяются на несколько групп. Важнейшую группу благ в современной экономике составляют услуги. Услуга — это любая выгода, имеющая неосязаемую природу и не приводящая к владению чем-либо, это деятельность, которую одна сторона может предложить другой [11, 14]. В секторе услуг в настоящее время производится большая часть валового внутреннего продукта большинства стран современного мира. Услуги включают множество отраслей и видов деятельности, в том числе — образование [7].

Список литературы

1. Belfield Clive R. Economic Principles for Education: Theory and Evidence. Edward Elgar Pub, 2003.

2. American Higher Education in the Twenty-First Century: Social, Political, and Economic Challenges. Edited by Philip G. Altbach, Patricia J. Gumport and Robert O. Berdahl. Johns Hopkins University Press, 2011.

3. Checchi D. The Economics of Education: Human Capital, Family Background. Cambridge University Press, 2008.

4. Economics of Education. Edited by Dominic J. Brewer and Patrick J. McEwan. Elsevier, 2010.

5. Sheehan J. The Economics of Education. Routledge Chapman & Hall, 2012.

6. Winter S., Pfitzner A. Externalities and Optimal Subsidization of Higher Education (June 18, 2013). Available at SSRN: http://ssrn.com/abstract=2281207 or http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2281207

7. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством. М.: ИНФРА-М, 2011.

8. Савина И.В., Басовский Л.Е. Экономическая оценка качества высшего образования. Тула: Тул. гос. пед. ун-т им. Л.Н. Толстого, 2012.

9. Басовский Л.Е., Панин В.А. Экономика образования. М.: ИНФРА-М, 2014.

10. Басовский Л.Е. История и методология экономической науки. М.: ИНФРА-М, 2011.

11. Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Экономическая теория. М.: ИНФРА-М, 2010.

12. Басовский Л.Е. Менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2014.

13. Басовский Л.Е. Стратегический менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2013.

14. Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Маркетинг. М.: ИНФРА-М, 2010.

15. Кнобель А., Соколов И., Худько Е. Влияние государственных расходов на качество общего образования в России. М.: Институт Гайдара, 2011.

16. Kohler J. Quality in European higher education. Paper to be presented at the UNESCO forum on higher education in the European region: Access, Values, Quality and Competitiveness 21-24 May 2009, Bucharest, Romania.

17. Usher A. Ten years back and ten years forward: Developments and trends in higher education in Europe region. Bucharest: CEPES, 2009.

18. Качество высшего образования / Под ред. М.П. Карпенко. М.: Изд-во СГУ 2012.

19. Прахов И.А. Как характеристики школы влияют на результативность ученика: обзор существующих исследований: Препринт WP10/2009/04. М.: Издательский дом Государственного университета - Высшей школы экономики, 2009.

20. Качалов В.А. Стандарты ИСО 9000 и проблемы управления качеством в вузах. М.: ИздАТ, 2001.

21. Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в сфере образования. ГОСТ Р 52814.2 - 2006. М.: Стандартинформ, 2007.

22. Seddon J. The case against ISO 9000 // ISO 9000 NEWS. 1998. № 4. Р. 12-15.

23. Seddon J. Freedom from Command & Control. Rethinking Management for Lean Service. New York: Productivity Press, 2005.

24. Лукьянова А.Л. Отдача от образования: что показывает метаанализ: Препринт WP3/2010/03. М.: Издательский дом Государственного университета - ВШЭ, 2010.

25. Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Развитие в России экономки неравенства // Журнал экономической теории. 2011. № 4. С. 198-202.

26. Басовская Е.Н., Басовский Л.Е. Исследование экономики регионов России: эконометрический подход // Экономика. М.: ИНФРА-М. 2014. V. 2. I. 2. C. 13-17. DOI:https://doi.org/10.12737/3648 Basovskaya E., Basovskiy L. Russian Regions’ Economy Research: Econometric Approach. Ekonomika. 2014. V. 2, I. 2: p. 13-17. DOI:https://doi.org/10.12737/3648

Войти или Создать
* Забыли пароль?